Счетчики
О деятельности Министерства внутренних дел РФ в современных условиях
Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете»
Главная задача современной милиции - защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Эти права признаются, гарантируются, являются неотчуждаемыми и защищаются государством.Один из основных принципов, целевых ориентиров организационного развития министерства - создание системы, которая предоставляет своим гражданам социальные услуги. То есть обеспечивает и защищает их конституционные права и свободы, законность и правопорядок, личную и общественную безопасность.
Министерство внутренних дел Российской Федерации с учетом особенностей социально-экономического развития и изменения криминогенной обстановки в обществе за последние семь лет провело организационные и правовые мероприятия, направленные на оптимизацию существующих структур. Созданы главные управления МВД России по федеральным округам, образованы департамент собственной безопасности (до 2004 года - главное управление собственной безопасности), департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах (ДРО), департамент обеспечения правопорядка на транспорте, департамент государственной защиты имущества и др.
Реализация федеральной программы по усилению борьбы с преступностью способствовала сокращению зарегистрированных правонарушений. В 2006 - 2008 годах уровень преступности снизился на 17 процентов, соответственно с 3855 тысяч до 3209,9 тысячи преступлений. Важно и то, что заметно сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений - с 1074,5 тысячи до 851,4 тысячи (на 21 процент). Принятые меры позволили снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 16,5 процента. Почти на четверть сократилось число несовершеннолетних, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, и на 15,4 процента - ранее нарушивших закон. В том числе значительно уменьшилось число тяжких преступлений в подростковой среде - убийств, грабежей, разбойных нападений.
Достигла качественно нового уровня и государственная деятельность в обеспечении безопасности дорожного движения. Основу национальной стратегии составила Федеральная целевая программа, рассчитанная до 2012 года. Программа стала механизмом, который обеспечил комплексное воздействие общества и государства на состояние безопасности на дорогах страны. Ее реализация в 2008 году позволила снизить количество ДТП на 6,6 процента, число погибших - на 10,3 процента, раненых - на 7,6 процента, дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями - на 18,9 процента, в которых на 19,4 процента сократилось число погибших и на 25,2 процента - раненых.
Россия - социальное государство, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важных элементов социальной модели органов внутренних дел является милиция общественной безопасности. С 2003 по 2008 годы увеличилось общее количество выявленных преступлений и правонарушений сотрудниками МОБ. В 2007 году - 910 603 таких факта. По сравнению с 2003 годом - увеличение на 112 процентов. По данным Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России, на долю выявленных в 2008 году милицией общественной безопасности (МОБ) преступлений и правонарушений приходится до 46,5 процента. Из них участковыми уполномоченными - до 49,3 процента деяний, патрульно-постовой службой - 14 процентов, ГИБДД -12,1 процента.
Сегодня участковым уполномоченным милиции помогают более 36,2 тысячи общественных формирований правоохранительной направленности.
В 2008 году подразделения милиции общественной безопасности обеспечивали порядок на более чем 185 тысячах массовых общественных мероприятиях.
За последние годы изменения коснулись всех сторон системы профилактики правонарушений: в 2006 году создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, с 2008 года начала работу Правительственная комиссия по профилактике правонарушений. Одним из существенных шагов в осуществлении этой масштабной программы является создание института школьных инспекторов, главное назначение которых связано не с выявлением преступлений и правонарушений, а с их предотвращением.
Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" позволяет сотрудникам милиции в режиме реального времени отслеживать обстановку на улицах и основных трассах мегаполисов.
Группы немедленного реагирования, созданные при дежурных частях милиции, помогают быстро раскрывать нарушения общественного порядка, мелкие хулиганства, административные правонарушения и более серьезные уголовные преступления. Внедрение новых форм и методов несения службы, совершенствование систем управления нарядами, расширение возможности прямого доступа сотрудников милиции к автоматизированным информационным системам привело к повышению эффективности дежурных частей милиции общественной безопасности.
Сейчас осуществляется создание системы управления мобильными нарядами (СУМН). Это выбор ближайшего патрульного наряда для оперативного реагирования на сообщение о преступлении с автоматическим доведением карточки "02". С момента начала функционирования СУМН в январе 2009 года при ее помощи уже раскрыты десятки преступлений. Безусловно, предпринятые меры, направленные на улучшение материально-технического оснащения милиции, сыграли определенную положительную роль в профилактике и предупреждении преступности, оперативном выявлении и раскрытии преступлений.
Для соблюдения законности и обеспечения правопорядка дальнейшее значение имеет совершенствование учета регистрации в системе органов внутренних дел. Перспективное направление - комплексная информатизация и компьютеризация, создание объективной и свободной от злоупотреблений системы регистрации и учета преступлений. Регистрируется поступающая информация о преступлениях так: заполняется электронная "Карточка происшествия", затем передается в дежурные части. Это обеспечивает быстрое реагирование. Так, например, обработка запроса по установочным данным, поступившего из Мурманска или Владивостока, происходит в течение нескольких минут. С учетом специфики имеющихся в регионах проблем рассматриваются вопросы, касающиеся формирования централизованных розыскных и криминалистических учетов. Оснащены информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ типовыми программно-техническими комплексами (ПТК) "информационная база данных - регион" (ИБД-Регион). Они позволяют интегрировать по всей стране сведения и в режиме реального времени получать обобщенную информацию из оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов.
Охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений требует постоянного совершенствования подразделения криминальной милиции. В результате за прошлый год на территории России правоохранительными органами было зарегистрировано 3 209 862 преступления. Из них: тяжких и особо тяжких - 851 392, причинивших значительный ущерб, совершенных в крупном, либо сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размерах - 312 093, экологических - 44 883, террористического характера - 642, экстремистской направленности - 460, убийств и покушений на убийство - 20 056, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 45 436, изнасилований и покушений на изнасилование - 6208, разбоев - 35 366, грабежей - 243 957, краж - 1 326 342, мошенничеств - 192 490, присвоений и растрат - 72 142, вымогательств - 9953. Сотрудниками милиции было выявлено 2 997 642 преступления.
Уровень современной преступности определяется научно-техническим прогрессом. Криминал осваивает все новые сферы деятельности, в том числе связанные с высокими технологиями. Как результат - нарушаются авторские права, похищаются персональные данные граждан для преступного использования, процветают мошенничество и совершенно новые формы и методы экономических преступлений в информационных сетях.
Благодаря созданному Бюро специальных технических мероприятий МВД России разработало методологию раскрытия и расследования преступлений, основанную на современных информационных технологиях и математической обработке информации. Применение новых методов увеличило раскрываемость до 80 процентов тяжких и особо тяжких преступлений. Это и террористические акты, и убийства, и бандитизм, и похищение людей. Часть этих преступлений носила межрегиональный и международный характер.
В 2003-2004 годах была усилена деятельность МВД России по борьбе с экономической и налоговой преступностью. После упразднения Федеральной службы налоговой полиции РФ была создана Федеральная служба по экономической и налоговой преступности (ФСЭНП), впоследствии преобразованная в Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России.
Масштабы ущерба по оконченным уголовным делам по экономическим преступлениям, согласно данным ГИАЦ МВД России, в 2006-2008 годах составили 493,9 миллиарда рублей выявленного материального ущерба и 268,2 миллиарда рублей возмещенного. Непосредственно сотрудниками органов внутренних дел было выявлено 472,6 миллиарда рублей (95 процентов) и возмещено 232 миллиарда рублей (85,5 процента). Эти цифры сопоставимы со всем бюджетом МВД России на 2008 год (391 миллиард рублей). Выявление и пресечение этих преступлений, определение причиненного ущерба и его возмещение обществу, гражданам, государству возвращает в легальный денежный оборот, а значит, экономике и бюджету значительные денежные средства, часть которых могла бы быть использована на развитие правоохранительных институтов.
Развитие особо опасных, новых форм организованной экономической преступности потребовало и новых подходов к борьбе с ней. Поэтому организационные, оперативные и кадровые ресурсы криминальной милиции были приведены в соответствие со специализацией между департаментами экономической безопасности (ДЭБ) и уголовного розыска (ДепУР). Это усилило потенциал подразделений, связанных с выявлением и раскрытием преступлений, совершаемых организованными преступными группировками и преступными сообществами в сфере экономики. Проведенный в 2008 году комплекс организационных и практических мероприятий позволил достичь определенных результатов по приоритетным направлениям борьбы с организованной преступностью. В 2008 году раскрыто свыше 39 тысяч преступлений, совершенных участниками организованных преступных групп и преступных сообществ, выявлено более 10,5 тысячи участников ОПГ и ОПС, раскрыто 436 фактов бандитизма и организации преступного сообщества.
Отмывание преступных доходов способствует криминализации экономических связей. Все больше объектом посягательства становится не сам бизнес, а недвижимое имущество предприятий и расположенные под ними земельные участки. Для пресечения корпоративного сговора, захвата предприятий и их собственности, осуществляемого преимущественно посредством криминального банкротства, органами внутренних дел проводится оперативная работа. В ходе проверок выявлено 4,6 тысячи преступлений и 175,6 тысячи административных правонарушений, изъята продукция на общую сумму 63,2 миллиона рублей. Вместе с тем на особом контроле в МВД России стоят и вопросы невмешательства сотрудников милиции в гражданско-правовые споры собственников.
Подразделения государственной защиты имущества ОВД обеспечивают надежную защиту граждан и юридических лиц от криминальных покушений на их имущественные интересы, обеспечивая конституционные права и гарантии в сфере неприкосновенности и гарантий различных видов собственности. Так, в 2008 году ими выявлено порядка 110,2 тысячи преступлений, пресечено почти 8,3 тысячи попыток краж из охраняемых объектов. По подозрению в совершении преступлений задержано более 158,7 тысячи (+2,2 процента) лиц.
В связи с возникновением новых криминальных угроз и изменения оперативной обстановки в стране, в 2008 году был образован Департамент по противодействию экстремизму. Спектр экстремистских угроз в нынешнее время разнообразен, но суть его одна - дестабилизация ситуации в стране. При этом зачастую именно молодежь умело используется в противоправных целях. По данным МВД России, количество участников различных движений экстремистской направленности - от националистических организаций до фанатских группировок, находящихся в поле зрения криминальной милиции, - достигает 200 тысяч человек. Кроме того, организованные преступные группировки, расширяя сферы влияния, иногда сознательно придают банальным криминальным разборкам межэтническую окраску.
Особая опасность экстремизма связана и с проявлениями ксенофобии. Имеют место факты дискриминации, насилия на межконфессиональной почве, проявления расизма. Скоординированная деятельность правоохранительных органов с Управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры России, направленная на борьбу с экстремизмом в целом и отдельными его формами - ксенофобией и расовой ненавистью, - призвана способствовать выбору оптимальных средств и методов борьбы с ними. И следовательно, прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления этого рода экстремизма. Так, совместными усилиями подразделений криминального блока с начала года уже задержано больше десятка активных членов экстремистских групп.
Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, а также дознавателей, следователей, прокуроров и судей вызвало необходимость создания нового подразделения в составе криминальной милиции - Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ). С образованием этого управления структура криминальной милиции приобрела функциональную и организационную целостность.
В целом начиная с 2003 года в ходе административных реформ сформировалась и стабилизировалась базовая организационно-управленческая структура МВД России. По отдельным наиболее опасным направлениям преступности - международный терроризм, наркобизнес, коррупция - продолжали формироваться и совершенствоваться структуры межведомственного взаимодействия. К примеру, Национальный антитеррористический комитет (НАК) и Государственный антинаркотический комитет.
Задачам долгосрочных перспективных преобразований в МВД России отвечает и завершающаяся разработка закона о государственной правоохранительной службе, который должен определить новые, унифицированные условия деятельности и прохождения службы для всех правоохранительных органов Российской Федерации.
Актуальная проблема - интеллектуализация всех направлений оперативно-служебной и управленческой деятельности МВД России, поиск новых форм организации, построения и координации аналитической, научной и образовательной деятельности.
Сегодня свыше 90 процентов всего научного потенциала ведомства сосредоточено в высших образовательных учреждениях МВД России. Научная деятельность ведется в 23 образовательных учреждениях высшего профессионального образования, 5 институтах внутренних войск, научных учреждениях министерства. Ежегодно выполняется более 3 тысяч научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Решением Коллегии МВД России от 28 апреля 2009 года для развития и совершенствования этого научного потенциала определены приоритетные задачи на 2009-2011 годы. Это поддержка ведущих научных коллективов и развитие научных школ, проведение фундаментальных исследований стратегического, прогнозного и аналитического характера, вытекающих из стратегических приоритетов по обеспечению национальной безопасности до 2020 года, максимально полное использование результатов научных исследований в оперативно-служебной деятельности.
Сегодня проводится работа по формированию методологии выработки управленческих решений, направленных на реализацию главной цели развития - обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, вытекающих из нее задач. Достижение этой цели и решение поставленных задач невозможно без антикоррупционного очищения и в обществе, и в органах внутренних дел.
Полный текст выступления - на сайте: www.mvd.ru