Счетчики







Половина российских ракет бракована – может ли такое быть?

Ракета Р-77 (РВВ-АЕ) класса "в-в". Фото А. Соколов

Недавнее сообщение о том, что индийцы признали бракованными половину российских авиационных ракет Р-77 (РВВ-АЕ) стало для СМИ одной из модных тем. Источником для комментариев стала публикация 16 июня изданием The Indian Express материалов о проверке местной счетной палатой (Comptroller and Auditor General, CAG) вооружения ВВС Индии, в ходе которой был сделан вывод о том, что половина ракет класса "воздух-воздух" Р-77 (экспортный вариант РВВ-АЕ) российского производства оказались бракованными, что повлияло на их эксплуатационную готовность.

Причем проверялись фактически самые новые и совершенные в своем классе ракеты, которые даже по признанию западных специалистов, превосходят зарубежные аналоги. Сразу надо сказать, что соответствие истине и правдивость подобного заявления вызывает, мягко говоря, сомнения по целому ряду причин. В их числе могут быть и такие.

Ракеты Р-77 под крылом самолета. Фото lenta.ru

Во первых, судя по информации в индийской газете, представители CAG не занимались испытанием российских ракет и, может быть, даже не видели их вообще, так как выводы комиссии основаны на архивных данные ВВС Индии. А в соответствии с ними, значительная часть ракет не наводилась на цели во время испытаний, а другая часть уже при проверке на земле была признана негодной к эксплуатации, хотя до окончания срока их хранения было еще далеко.

Во-вторых, эти ракеты были закуплены целым рядом других стран. Так, ракеты Р-77, по данным статьи директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, опубликованной в журнале "Профиль" (конец 2008 г.), "РВВ-АЕ закуплены Алжиром, Малайзией, Венесуэлой, Йеменом, Перу и, возможно, Вьетнамом, Индонезией и Эритреей". Однако, как известно, ни один из других покупателей Р-77 подобных претензий по поводу их надежности не выдвигал.

Су-30МКИ индийских ВВС. Фото А. Соколов

В-третьих, еще большее сомнение в правдивости и соответствию действительности вызывает количество неисправных ракет. Известно, что закупки этих ракет начались в 1996 г., до начала так называемой Каргильской войны с Пакистаном, а после ее начала было заказано еще около 2000 таких ракет, тысяча из которых была поставлена ВВС.

Если исходить из того, что из 1000 имеющихся около 500 ракет (по индийским данным почти 50%) неисправны, то любому трезво мыслящему человеку это, по крайней мере, покажется маловероятным и неправдоподобным. Ну, разве что, если каким то способом, например ударами молотка, специально вывести их из строя.

В-четвертых, достаточно красноречив факт того, что претензий к ракетам со стороны ВВС ранее не было и индийская авиация продолжила из закупку после окончания Каргильской войны. Это же подтверждает и бывший главком ВВС Индии маршал Сринивасапурам Кришнасвами. По его словам, "когда ракеты были закуплены, они были лучшими в мире, вооружением мирового класса, которого не было ни у одной другой страны".

При этом он выразил сожаление об отсутствии в Индии собственных мощностей для испытаний таких ракет. Кроме того, по словам маршала, индийским военным не хватает запчастей к ним. А последнее уже не причина обвинять производителя, так как любое изделие имеет свои сроки хранения.

Поэтому здесь уместно вспомнить известную поговорку, "спасение утопающих – дело рук самих утопающих". То есть, для поддержания боеготовности Р-77 необходимо приобретать запасные части, в поставке которых уже будет заинтересован производитель. Экономия в данном случае, может обернуться еще большими потерями для эксплуататора, что вполне возможно.

Известно, что индийский климат весьма неблагоприятно действует на боеготовность вооружения при его длительном хранении. Особенно это касается сложной радиоэлектронной техники. По утверждению самих индийских военных, это вынуждает их прибегать к особым методам ее обслуживания, что не всегда помогает. В каких условиях хранились ракеты - об этом остается только догадываться.

Авианосец для Индии "Викрамадитья". Фото www.point.ru

В-пятых, не секрет, что индийская сторона, время от времени, высказывает свою неудовлетворенность и претензии по ряду вопросов к России в силу разных причин. В числе таковых может быть стремление снизить цену приобретаемой российской военной техники и желание угодить западным производителям оружия, достаточно сильные действия индийских лобби и зарубежных конкурентов отечественных производителей, стремление извлечь определенную материальную и политическую выгоду из таких ситуаций, желание нарушить дальнейшее обоюдовыгодное сотрудничество между двумя странами в военно-технической области и другие.

Тем не менее, кропотливая работа и переговоры решают эти вопросы к обоюдному удовлетворению. Последний пример – ситуация с ремонтом авианосца "Викрамадитья".

Изделия КТРВ. Фото А. Соколов

О том, что ситуация вокруг ракет Р-77 (РВВ-АЕ) не соответствует реальной действительности, говорят и комментарии российской стороны, которая, тем не менее, допускает возможность брака.

Так, по информации "Интерфакса" со ссылкой на представителя отечественного ОПК, российские разработчики и производители ракет Р-77 (РВВ-АЕ) не получали информацию от индийских партнеров о возможном браке изделия.

По мнению представителя корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ), которого цитирует "Коммерсант", "претензии к качеству ракет РВВ-АЕ действительно возникали в ходе поставок самых первых партий - вплоть до 2003 года", но специалисты "Вымпела" в течение последних лет "разработали и внедрили целый комплекс мероприятий по повышению надежности и качества ракет".

Представитель КТРВ сказал: "Последние испытания и стрельбы, проведенные на индийских полигонах, в полной мере продемонстрировали высокую боеготовность и надежность ракет РВВ-АЕ".

По его мнению, в данном случае речь идет о попытке одной из лоббистских групп "пролоббировать крупную закупку аналогичных ракет AIM-120 AMRAAM американской компании Hughes Aircraft Corporation, скомпрометировав публично российскую продукцию". Представитель КТРВ подчеркнул, что российские производители пока не получали претензий индийских военных по поводу качества вооружения, как это утверждали индийские СМИ.

Ракеты РВВ-АЕ класса "в-в" (вверху) и Р-27П1 (внизу) на стенде КТРВ. Фото А. Соколов

Р-77 (РВВ-АЕ) является управляемой авиационной ракетой средней дальности класса "воздух-воздух", которая предназначена для борьбы с различными типами воздушных целей. Разработана примерно в 1985 г. ГосМКБ "Вымпел" и впервые представлена на авиашоу в Москве в 1992 г. По словам руководителя "Вымпела" Геннадия Соколовского, она может использоваться как против самолетов, так и для поражения других управляемых ракет класса "воздух-воздух" типа AMRAAM и AIM-54 Phoenix, а также зенитных ракет комплексов Patriot и крылатых ракет.

При стартовой массе 175 кг ракета может быть использована для поражения воздушных целей в диапазоне 0,3-80 км. Скорость ракеты, при длине 3600 мм и диаметре 200 мм, в 4,5 раза превышает скорость звука. По данным Федерации американских ученых, Р-77 "в некотором отношении" является аналогом AMRAAM и более чем в два раза превосходит ее по дальности поражения целей (90-100 км).

Сайт создан в системе uCoz