Счетчики







Николай Макаров: Задачи по реформированию армии безусловно будут выполнены

Генерал армии Николай Макаров. Фото А. Соколов

5 июня в здании Минобороны перед представителями российских СМИ с развернутой информацией выступил начальник Генерального штаба – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай Макаров. В течение полутора часов он осветил основные причины необходимости проведения военной реформы, ее направления, проблемы и достигнутые результаты, а также ответил на некоторые проблемные вопросы.

Одной из причин выступления Николая Макарова стало определенное недопонимание в обществе и армейской среде тех усилий, которые предпринимает Минобороны в направлении реформирования российской армии с целью повышения ее боеспособности и соответствия современным требованиям. Причем, по его словам, у истоков многочисленных дискуссий на тему армейской реформы зачастую стоят те, кто далек от военной службы или не так глубоко и профессионально разбирается в теории военного искусства и реальной действительности. Это ведет к тому, что в результате разговоров на эту тему зачастую делаются неправильные выводы и заключения.

Как один из примеров начальник Генштаба привел споры по поводу наличия в войсках дивизий и бригад. Зачастую оппоненты Минобороны говорят о том, что в американской армии есть дивизии и бригады. Николай Макаров пояснил, что название "дивизия" в армии США "осталось чисто формально", в первую очередь, для сохранения почетных наименований, которые они имели.

В плане же решения боевых задач такая дивизия приобрела оперативно-тактический смысл, примерно, как у нас армия. Он заметил, что в США создают сегодня не какие-то группировки (армии или фронты), а 76 боевых бригад, которые способны действовать самостоятельно и совместно с другими в любой точке земного шара и выполнять поставленные задачи.

Ниже в изложении приводится текст выступления Николая Макарова.

Фото А. Соколов

В начале своего выступления начальник Генштаба напомнил присутствующим, что нынешнее реформирование российских Вооруженных сил (ВС) осуществляется на основе двух законодательных актов, подписанных Президентом РФ 20 августа и 30 декабря 2008 года.

В соответствии с ними ВС России должны быть реформированы и перейти на новую организационно-штатную структуру. "1 июня 2009 года завершился первый этап большой работы, которую мы проводим с целью реорганизации Вооруженных сил Российской Федерации", - сказал Николай Макаров. Затем он остановился на основных причинах, которые привели к столь серьезным изменениям в российских Вооруженных силах.

Основные причины необходимости реформирования ВС России

Прежде чем осветить основные причины необходимости реформирования ВС Российской Федерации, Николай Макаров подчеркнул, что для выбора правильного направления и принятия необходимых решений была проведена оценка характера существующих для российского государства угроз. Это позволило определить основные причины, с учетом которых стало понятно, "какие необходимо иметь Вооруженные силы, которые смогли бы адекватно ответить на существующие угрозы".

Первая причина – значительные изменения военно-политической обстановки вокруг Российской Федерации и в регионах ее национальных интересов. По словам Н. Макарова, в настоящее время, наряду с известными "классическими угрозами и вызовами", которые отмечались в период противостояния двух военно-политических блоков - НАТО и Варшавского договора, и которые "по большей части остались", появилось много других, требующих существенных корректив в проводимой политике, в том числе, и военной. Далее начальник Генштаба сделал краткий обзор по регионам.

Он отметил, что в настоящее время отмечается постоянный рост роли и значения региона Арктики. К нему стали проявлять повышенный интерес не только страны, непосредственно граничащие с ним, в том числе, и Россия, но и страны, не имеющие к Арктике прямого выхода. В связи с этим в этом районе мира, по словам Н. Макарова, "предстоит очень серьезная работа по защите российских интересов".

Определенные серьезные вопросы связаны с регионом Прибалтики. По словам Николая Макарова, после известных событий в Южной Осетии, "страны Балтии, Польши и Чехии до настоящего времени настойчиво требуют, чтобы Россия была наказана за акт, когда она была вынуждена вмешаться в события и защитить своих соотечественников".

Непростая обстановка сегодня сложилась и с Украиной, действующее руководство которой все свои устремления "направило на вхождение в НАТО и проводит ряд мероприятий, связанных с этим". Сложности, по мнению начальника Генштаба, возникают от того, что "нам небезразлично русскоязычное население, проживающее в Крыму".

Остановившись на регионе Северного Кавказа, Макаров отметил серьезное изменение обстановки на юге России в частности и в мировой политике в целом. Изменение связано с действиями Грузии по силовому решению проблемы Южной Осетии и Абхазии. Несмотря на поражение в боевых действиях в августе прошлого года, Грузия не снижает своей военной активности. "Я констатирую, что вооруженные силы Грузии сегодня имеют вооружений и военной техники больше, чем они имели до начала агрессии в августе 2008 года", - отметил заместитель министра обороны.

Как весьма сложную оценил Н. Макаров обстановку в Каспийском море. Но еще более сложной начальник Генштаба назвал ситуацию в Центрально-азиатском регионе. В подтверждение он привел один из многих примеров, согласно которому в настоящее время в районе Ферганской долины имеется более 60 нерешенных территориальных претензий ряда стран, "устремленных в этот регион".

Оценивая военно-политическую ситуацию на Дальнем Востоке, Макаров отметил здесь определенную стабильность. Особая роль в этом, по его словам, принадлежит Китаю, проводящему в регионе очень взвешенную и продуманную политику. Не менее значимое положительное влияние на определенную стабильность ситуации в азиатско-тихоокеанском регионе оказывает и Шанхайская организация сотрудничества.

В качестве краткого итога обзора военно-политической ситуации вокруг Российской Федерации начальник Генштаба отметил, что она развивается непосредственно у границ РФ и имеет непосредственное отношение к ней. "Самое существенное, что хотел бы отметить, эти угрозы и вызовы нашему государству находятся не где-то далеко за морем, а они находятся непосредственно у наших границ", - сказал первый заметитель Министра обороны России.

Британские солдаты на Фолклендах. Фото partizzan1941.ucoz.ru

Вторая причина – существенные изменения в современных формах и способах применения видов и родов войск и вооруженных сил в целом.

Начальник Генштаба указал, что за последние 20 лет произошли существенные изменения в формах и способах применения войск и ВС государств в целом. В качестве примеров он напомнил военные действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова, боевые действия 1991 г. в Ираке, последующую серию вооруженных конфликтов в Европе и Афганистане.

По его словам, продемонстрированные в них формы и способы четко указывают на то, что все операции и боевые действия перестали быть присущими только одному роду войск. "Сейчас проводятся только объединенные совместные операции с сосредоточением усилий всех участников на достижение поставленной цели под единым командованием", - сказал Николай Макаров.

По его словам, в прежних войнах и конфликтах, основными целями которых были захват территории и разгром войск противника, поставленные задачи в интересах этого решались последовательно. В настоящее время характер военных действий резко изменился и зоной боевых действий становится, как правило, не часть, а вся территория страны, подвергнувшаяся вооруженному нападению.

В качестве показательного примера Макаров напомнил боевые действия НАТО в Югославии в 1999 г., где "удары наносились по всем объектам государственного и военного управления одновременно". По его словам, первоочередными объектами ударов для авиации НАТО были промышленные предприятия, узлы связи и коммуникации, разрушение которых вело "к изоляции района боевых действий и воспрещению подхода резервов и помощи для этой страны".

Как подчеркнул Макаров, такой характер ведения боевых действий красноречиво показал, что ряд положений теории и военной науки, которые были основополагающими "еще в советский период и в 90-е годы в нашей стране, ушли в прошлое". "Мы должны учить наши войска тем боевым действиям, тем вопросам, решение которых обеспечит защиту нашего суверенитета и целостности нашего государства", - сказал первый  заместитель Министра обороны,

Продолжая эту мысль, он отметил, что "если раньше наносились последовательные удары, и продвижение в глубину противника было постепенным, то сейчас одновременно вся территория страны подвергается ударам с целью вывода из строя ее экономики и деморализации населения". В результате население начинает оказывать давление на власти и ВС страны "с целью прекращения, даже за счет каких-то потерь, этих лишений и бедствий".

Таким образом: "Если ранее в традиционных войнах главными целями были разгром и уничтожение противника, захват его территории, нарушение военно-экономического потенциала страны, то в бесконтактных войнах или войнах с участием коалиционных группировок войск ставятся абсолютно другие цели. Изменились и способы боевых действий, которые вместо последовательных стали массированными с применением всех сил и средств, имеющихся в распоряжении руководства страны и ВС, одновременно по большому количеству важных объектов, имеющих важное военно-государственное значение", -резюмировал Николай Макаров.

Существенным фактором, по его мнению, стала продолжительность операции. Так, если она затягивается, то население стран, участвующих в боевых действиях, адаптируется к ним, сами страны вынуждены нести "громадные затраты", но достигнутые результаты, как правило, не в полной мере соответствуют планируемым перед началом вооруженной борьбы.

Фото news-it.com.ua

Третьей причиной, по мнению начальника Генштаба, является изменение роли видов ВС и их доли вклада в достижение конечной цели.

Так, ранее основную роль в боевых действиях и в достижении победы над противником играли сухопутные войска (СВ). В настоящее, при заметном снижении роли и значения СВ в достижении поставленных целей, резко повысилась роль Военно-воздушных сил (ВВС), Военно-морского флота (ВМФ), использующих, в первую очередь, высокоточное оружие, а также сил и средств космического базирования.

Это подтверждается значительными изменениями и в соотношении между видами ВС в армиях США и других стран-участниц НАТО, где при значительном снижении общего количества СВ заметно выросли в количественном отношении ВВС и ВМФ.

"К сожалению, у нас эта тенденция в определенный момент была упущена. Одной из причин этого стали устаревшие взгляды, которые не позволили нам своевременно отреагировать на происходящие в этом плане изменения в мире", - сказал начальник Генштаба. Как результат, Россия заметно отстала в этих вопросах.

Войска НАТО. Фото www.nohchi.vu

В качестве четвертой причины необходимости реформирования российской армии, Николай Макаров указал на количественно-качественное соотношение между вооруженными группировками НАТО в Европе и противостоящими им группировками ВС России.

В настоящее время "группировки войск НАТО в Европе имеют подавляющее превосходство в силах и средствах над противостоящими им группировками войск России", - отметил Макаров. Продолжая, начальник Генштаба сказал: "Когда нам говорят о Договоре по сокращению обычных средств вооружения (ДОВСЕ) или о тактических ядерных средствах, то у нас возникает много вопросов с учетом такого соотношения. Как можно вести эти переговоры при таком соотношении, когда с нами говорят так, как будто такого превосходства нет? Тем более делать это в одностороннем порядке".

Он отметил, что ВС Североатлантического альянса, которые были в конце 80-х - начале 90-х годов, претерпели значительную трансформацию. От громоздких объединений и соединений, малоповоротливых и предназначенных для ведения широкомасштабных войн, прежде всего между блоками НАТО и Варшавским договором, они перешли к мобильным модульным группировкам войск, способным решать разноплановые задачи в крупных войнах, в конфликтах средней интенсивности, а также в локальных и региональных конфликтах, в т.ч. и внутренних.

"Вооруженные силы НАТО были адаптированы так, что без значительных трансформаций они приобрели способность решать целый комплекс задач", - сказал Макаров. Еще одной особенностью вооруженных группировок НАТО, по словам Макарова, является решение вопроса взаимодействия между видами и родами войск.

Если ранее между видами и родами войск взаимодействие организовывалось в интересах увязывания их самостоятельных действий, то сейчас принцип взаимодействия, в отличие от ВС РФ, заложен в самой организационно-штатной структуре созданных группировок НАТО.

Таким образом, ВС Запада "по своей оснащенности и организационно-штатной структуре сегодня не только боеспособны, но и способны решать широкий спектр боевых и небоевых задач". По словам Николая Макарова, российская армия этим не отличается.

Наряду с вооруженными силами Запада и США были проанализированы тенденции изменений в вооруженных силах Китая и Японии.

Фото www.rambler.ru

Далее Николай Макаров осветил сложившуюся ситуацию по составу российских вооруженных сил. Для наглядности он привел пример Сибирского военного округа, в котором, по его выражению имелись "бумажные" армии, личный состав которых был представлен, в основном, офицерами.

По его словам, таких частей и соединений было около 83%. В результате этого имеющийся офицерский состав "не имел опыта в проведении занятий, не рос в своем профессиональном мастерстве". Офицеры, использовавшие возможность повышения своего теоретического мастерства в академиях, по прибытию в войска, где не было солдат, через 2-3 года все забывали и таким образом, "происходила их деградация".

Наличие значительного числа "бумажных" войск привело к возникновению ряда причин, оказывающих отрицательное влияние на боеготовность частей и соединений. Так, в полку неполного состава, в котором было 117 человек, и существовавшего до прошлого года, 58 человек ежедневно находились в наряде для обеспечения его жизнедеятельности. В результате половина солдат находилась в наряде, а половина готовилась их сменить.

По словам Макарова, офицерский состав и прапорщики жили своей жизнью и боевой подготовкой в полной мере не занимались. "Поэтому понятно, что такие офицеры и прапорщики, которые только носят военную форму, не нужны", - сказал он. Еще одним серьезным недостатком явилось то, что в результате длительного хранения в войсках скопилось большое количество неисправной техники.

Причин здесь несколько и одной из них был недостаток личного состава. Так, в ремонтной роте по штату 13 человек, из них 9 человек солдат. Притом, что они занимались, в основном нарядами, "ни о каком ремонте речь не шла". По сути, при наличии ремонтных подразделений никакой ремонт в войсках практически не проводился. Недостаток личного состава и необходимых материалов при редком обслуживании привели к тому, что вооружение и техника быстрыми темпами выходили из строя и морально устаревали.

Притом, что техники новой и получаемой с ремонтных заводов было в разы меньше, в итоге, как отметил начальник Генштаба, "мы шли по пути резкого уменьшения боевой составляющей войск". Большой некомплект войск в мирное время требовал наличия достаточно большого мобилизационного ресурса, который обеспечил бы, при необходимости, приведение соединений и частей в боевую готовность.

Наиболее объемными по времени были мероприятия по снятию с длительного хранения и недостаточно обслуженной техники, ее восстановлению и приведению в готовность к применению, а также по призыву людских ресурсов и их подготовки, при том, что в последние годы они практически не готовились. Как подчеркнул Макаров, "наш мобресурс, в основном, был из солдат, которые прошли срочную службу". А поскольку их количество было минимальным и многие в армии служили на хозяйственных должностях, мобилизационного ресурса, по сути, "у нас в последние годы не было".

"И поэтому для развертывания "бумажной" армии, боеспособность которой была под большим вопросом, необходимо было очень большое время", - заметил Николай Макаров.

Коснувшись вопроса соотношения офицеров и солдат, начальник Генштаба сообщил, что в прежнем составе видов и родов войск ВС оно составляло, примерно, 50% на 50%. В количественном отношении штатных должностей лейтенантов было 25000, подполковников – 87900, полковников – 26973 человека. Получалось, что должностей подполковников было примерно в 4 раза больше, чем должностей лейтенантов.

Это и стало одной из причин возникновения серьезной проблемы с комплектованием войск офицерским составом в последние 8-10 лет. По словам Макарова, из 25000 лейтенантов невозможно было сделать 87000 подполковников. В результате в штатных расписаниях было много пустых мест, якобы занятых офицерами, которых на самом деле не было. И это притом, что профессиональные качества офицеров в таких частях, как отметил Макаров, были крайне низкими.

Николай Макаров. Фото А. Соколов

Основные выводы из анализа состава и состояния ВС России

Основными выводами из оценки реального состава и возможностей российских ВС в прошлом, по словам начальника Генштаба, стали:

1. ВС Российской Федерации были способны обеспечить территориальную целостность страны, но на ряд новых задач с учетом современных требований они адекватно реагировать не могли.

2. Офицерский состав, проходящий службу в частях сокращенного состава и кадра, терял свои практические навыки и деградировал. "Мы не имели того офицера, который необходим и который существует в сознании нашего населения", - сказал Макаров.

3. Выход вооружения и военной техники из строя по причине старения в разы превышал количество техники, поступающей из промышленности и ремонтных предприятий и организаций.

4. Низкое денежное содержание и необеспеченность жильем офицеров породили "абсолютное равнодушие в воинских коллективах и явилось одним из основных источников массового увольнения молодых офицеров из ВС РФ".

5. Все указанные выше обстоятельства потребовали оптимальной, качественной и очень быстрой реорганизации ВС, что сопровождалось потерей боеспособности армии. Это, по словам Николая Макарова, привело к критике армии со стороны ряда отдельных лиц и организаций.

Поясняя, чем была обусловлена быстрота проводимых реформ и отсутствие соответствующих экспериментов, заместитель министра обороны заявил: "Эксперименты ставить уже некогда, нам надо просто, засучив рукава до плеч, вкалывать для того, чтобы создать те вооруженные силы, которые будут гарантом целостности государства и пользоваться уважением у нашего народа и у наших недругов".

Задачи, поставленные руководством Минобороны по созданию армии нового облика

По словам Николая Макарова, в результате анализа существующего состояния российской армии и сделанных выводов, руководство Минобороны поставило перед собой следующие основные задачи.

1. Создать мобильные, хорошо оснащенные и подготовленные современные ВС. Как сказал начальник Генштаба, при этом исходили из того, что они не должны превышать установленную численность в 1 млн. человек.

"Поэтому мы решили создать вооруженные силы полностью укомплектованные по штату военного времени. Те силы, которые должны через 1 час после получения команды решить любую поставленную перед ними задачу".

Это потребовало "пересмотреть полностью всю структуру ВС, все составляющие доли видов и родов войск, выбрать приоритеты для адекватного реагирования на все угрозы и создать вооруженные силы нового облика. И это при условии наличия 100% частей постоянной готовности, а не 13% как было ранее".

2. Оснастить российские ВС современными образцами вооружения и военной техники. Как отметил Макаров, это является наиболее сложной, затратной и длительной задачей.

3. Серьезно реорганизовать всю систему военно-учебных заведений, которая не удовлетворяет современным требованиям к современному офицеру.

Как отметил Н. Макаров, офицер должен быть не только специалистом военного дела, но и высокообразованным культурным интеллигентным человеком.

"Мы понимали, что тот офицер, который от лейтенанта до полковника, а иногда и до генерал-полковника просидел на бумажных дивизиях и армиях, является профессионалом только в плане ношения военной формы одежды. А по сути, он потерял многие свои военные качества, которые зачастую он и не мог приобрести по объективным причинам на службе в частях сокращенного состава и кадра".

4. Пересмотреть всю программно-уставную документацию (все наставления, уставы и другие документы) по применению войск и нормативно-правовую базу. По словам Н. Макарова, только основополагающих документов насчитывается более 140, из них 133 уставных, на которых зиждется вся законодательная жизнь ВС.

Он подчеркнул, что такая работа была проделана до 1 апреля, до 15 июня должны быть решены основные вопросы по их взаимосвязи и с 20 июня планируется их апробация в войсках. "В течении года они пройдут апробацию в войсках, затем еще раз пересмотрены с учетом всех замечаний и с 1 января 2011 года новый комплект нормативных документов войдет в действие, а комплект документов по системе военно-учебных заведений будет с 1 сентября 2009 года", - сказал начальник Генштаба.

5. Решить проблемные вопросы денежного содержания и обеспечения жильем. Как отметил Н. Макаров, это два краеугольных камня, о которые до этого времени разбивались практически все реформы, поскольку из-за них не решались предыдущие задачи.

Он сказал: "Мы понимали, что если мы хотим сделать достойное денежное содержание офицеров, то оно должно увеличиваться в год не на 9-11% как в эти годы и которые проедала инфляция, а в разы превышать ту сумму, которую они получают сейчас".

По его словам, если эти вопросы не будут решены, то о привлекательности военной службы и конкурентоспособности воинской профессии в сравнении с другими не может быть и речи. Далее первый заместитель министра обороны РФ рассказал о том, как решаются указанные задачи в настоящее время.

Фото www.foliants.ru

Ход армейской реформы

Коснувшись вопроса пересмотра уставных и других основополагающих нормативно-правовых документов, Н. Макаров указал, что руководство Минобороны часто обвиняли в том, что реформа армии началась без наличия доктрины и концепции национальной безопасности. По его словам, это было вынужденным шагом, связанным с большой потерей времени. Для его компенсации был избран параллельный путь, когда практические действия сопровождались их теоретическим и документальным подтверждением.

Так, в настоящее время концепция национальной безопасности России утверждена президентом, и, совместно с Советом безопасности, Минобороны ведет тщательную отработку Доктрины. "Да, правильно говорят, что это надо было делать гораздо раньше. Но сейчас нет смысла об этом говорить, надо решать эту задачу", - сказал он.

"Поэтому доктринальные, концептуальные документы разрабатываются параллельно с практическими шагами", - подчеркнул начальник Генштаба.Он отметил, что концептуально полностью все планы планируется переделать к 2011 г., когда почти завершатся все практические запланированные мероприятия.

Н. Макаров отметил, что переработка всех основополагающих документов и проведение практических мероприятий осуществляются с привлечением научных организаций и ветеранов, дельные советы и рекомендации которых обязательно учитываются. При этом все действия обсуждаются с командующими округами и видами (родами) войск.

"Поэтому разговоры о реформах Сердюкова или Макарова не соответствуют действительности и реальности. Это разговор ни о чем, так как каждый элемент реформы выстрадан и является плодом коллективного труда", - отметил начальник Генштаба. Как сказал Николай Макаров, ВС России будут включать три вида (СВ, ВВС и ПВО, ВМФ) и 3 рода (РВСН, ВДВ и космические войска) войск. Далее он остановился на некоторых практических шагах, направленных на реализацию намеченных задач.

Структура "тяжелой" бригады. Фото А. Соколов

Структура СВ претерпит значительные изменения. Макаров отметил, что существовавшая ранее структура (военный округ - армия - дивизия – полк) не менялась более 200 лет, начиная с военного министра Милюкова. Сегодня военный округ (ВО) рассматривается как оперативно-стратегическое командование.

Иными словами, все силы и средства, находящиеся на его территории, подчиняются командующему войсками округа, несущему персональную ответственность перед страной за вверенный ему участок России, его целостность и безопасность. Ранее часть сил и средств, территориально размещенная в границах ВО, подчинялась командующим видами войск и другим структурам центрального подчинения.

Армия, как военное формирование, получила статус оперативного командования и претерпела значительные структурные изменения. Как объяснил Макаров, это связано с тем, что армия должна представлять собой такой орган военного управления, который может планировать и руководить действиями разновидовой объединенной группировкой войск, а не только сухопутными войсками, как было ранее.

Далее Н. Макаров более подробно остановился на бригаде, как на структурном воинском формировании, заменившем полк и дивизию. По его словам, причина такого решения заключается в следующем. В существовавшем ранее полку имелись мотострелковые и танковые батальоны, артиллерийский и зенитный дивизионы, а также ряд подразделений обеспечения и обслуживания. Эта структура соответствовала армейской структуре, существовавшей в период противостояния между Варшавским договором и НАТО и обеспечивавшей решение стоящих в тот период задач.

Начиная с восьмидесятых годов, был изучен опыт боевых действий в Афганистане, чеченских компаниях, а также стран Запада в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Было установлено, что основным воинским формированием, способным вести самостоятельные и совместные боевые действия в настоящее время является батальон.

В России, такое формирование до начала реформы создавалось в полку на базе одного из наиболее подготовленных штатных батальонов путем его усиления силами и средствами полкового подчинения и за счет других батальонов. В результате, по словам Н.Макарова, из полка получался "самодостаточный мобильный батальон, отвечающий стоящим перед ним требованиям, способный решать боевые задачи.

В связи с этим возникло мнение о целесообразности создания такого батальона в мирное время. Одной из причин этого, стало то, что командир нового формирования при получении в свое распоряжение дополнительных средств и новых людей зачастую испытывает значительные трудности в управлении ими, применении сил и средств на практике.

Выходом из этой ситуации, по словам Н. Макарова, было решение о создании такого самодостаточного батальона в мирное время и его формирование таким образом, чтобы обеспечить эффективное управление им. "Еще Наполеон говорил, что если у командира находится свыше 5 органов управления, он не сможет ими управлять. А у нас это число превзошло десяток", - сказал Макаров.

Фото news.rin.ru

Так пришло понимание необходимости создания и подготовки батальона (батальонной тактической группы), способного в мирное время "адекватно решать задачи, поставленные перед ним".

"А не потом впопыхах его создавать, что мы делали, к сожалению, в чеченских кампаниях и в Дагестане", - заявил начальник Генштаба. Он отметил, что в период блокового противостояния полк в старой структуре соответствовал стоящим перед ним задачам. Они характеризовались полосами определенной ширины и глубины, в которых должны были наступать формирования от полка до фронтового комплекта.

При этом имеющиеся средства обеспечивали решение поставленных огневых задач внутри этих полос. Построение боевых порядков было эшелонированное и вышестоящая инстанция обеспечивала огнем и силами нижестоящую, что было оправдано в то время.

Сегодня, как отметил Макаров, характер боевых действий на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях резко изменился. Действиям войск присуща большая мобильность и самостоятельность, отсутствие сплошных линий обороны, очаговые действия по захвату отдельных участков или их обходу. На тактическом уровне в действиях войск появились принципиально новый смысл и особенности.

В результате батальонная группа должна иметь такую структуру и оснащенность, чтобы "самостоятельно и гарантированно решить поставленную перед ней задачу". Сегодня, при действии батальонов на широком фронте, зачастую вне огневой взаимосвязи с соседями и недостаточной (до 10 км) дальности огня полковой артиллерийской группы, оказалось, что создаваемые огневые группировки не обеспечивают действий войск. Войска остаются без огневой поддержки и могут понести "громадные потери".

"Это еще одна причина, по которой мы пришли к выводу о необходимости такой подготовки бригады и полка и их обеспеченности огневыми средствами, чтобы выделенный отдельный батальон мог гарантированно самостоятельно решать поставленные задачи", - сказал начальник генштаба. Для решения таких задач, по словам Николая Макарова, при создании новых формирований, уступающих по численности дивизии, бригада должна получить те же огневые средства, которые ранее были в дивизии.

Таким образом, бригада, в огневом и противовоздушном плане не уступает дивизии и, как воинское формирование, состоит из мобильных батальонных групп. Для сравнения, при численности полка и дивизии примерно в 2 и 13 тысяч человек соответственно, бригада новой организации будет насчитывать 5-5,5 тыс. человек не уступая по огневым возможностям дивизии. А при оснащении бригады качественно новой техникой, особенно высокоточными средствами поражения "она в значительной степени превосходит ее".

По его словам, получилась "тяжелая бригада". "Мы считаем, что из таких бригад может быть сформировано оперативное командование любого состава из двух, пяти или другого количества бригад, что определяется стоящими задачами. Такая бригада имеет свои достаточно мощные боевые подразделения, средства разведки (батальон комплексной разведки), все необходимые подразделения обеспечения и обслуживания", - заявил начальник Генштаба.

Он отметил, что сейчас уже сформировано более 50% таких бригад от запланированного количества и на 1 июня половина вооруженных сил уже реформирована по новой оргштатной структуре. Реформирование второй половины ВС планируется завершить к 1 декабря 2009 г.

Целесообразность такого решения подтвердили и боевые действия в юго-осетинском конфликте. С началом участия в нем, "мы вновь пошли по пути создания батальонной тактической группы, а полк и дивизия остались не у дел. Этой группой управлял командующий армией и фактически 2 звена управления оказались лишними. Они не принимали участие ни в планировании, ни в управлении боевыми действиями".

Не лучше обстояло дело и с частями противовоздушной обороны. Макаров отметил: "Ранее мы не имели ни одного полка ПВО постоянной готовности. Мы много говорим и рассуждаем о средствах ПВО, но до 1 января 2009 г. никто не предпринял никаких действий для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки этот вопрос. Система ПВО страны не имела ни одной части постоянной готовности". Сегодня в шести военных округах имеются такие бригады, и сейчас идет формирование бригад второй очереди с тем, чтобы к 1 декабря завершить реорганизацию сухопутных войск.

Начальник Генштаба указал, что сегодня уже идет апробация новой оргштатной структуры войск, в новом составе действует командование округов и других воинских формирований, созданных по состоянию на 1 февраля текущего года. В качестве примера он отметил Северокавказский ВО (СКВО), который сегодня функционирует, по сути, в новой оргштатной структуре. Для усиления в угрожаемый период округ имеет три бригады непосредственного подчинения, которые будут приведены в готовность согласно мобилизационным планам.

"Все мобилизационные составляющие изъяты с низших звеньев, переданы округу и выше и будут формироваться при окружных учебных дивизиях", - отметил Н. Макаров.  Количество личного состава СКВО несколько уменьшилось, по сравнению с другими округами, в которых этот показатель наоборот увеличился. Это связано с отменой контртеррористической операции и др. причинами. В СКВО на 8000 уменьшился офицерский состав и на 7000 количество прапорщиков.

Однако за счет этого на 6000 возросло количество солдат и сержантов, что позволило сформировать еще одну полнокровную бригаду и повысить "боевой потенциал округа в значительной степени". Еще более показателен в этом плане Сибирский ВО. "Здесь мы тоже уменьшили число офицеров и прапорщиков, но на 18000 (на 5 бригад) увеличился его боевой потенциал. Поэтому разговоры на эту тему о якобы снижении боевого потенциала войск можно отнести в разряд дилетантских".

Фото А. Соколов

Структура ВВС, в которых за последние годы скопилось достаточно большое количество неисправных самолетов, также меняется. "Появилось большое количество полков и дивизий при отсутствии исправных самолетов", - отметил Макаров.

По его словам, это привело к тому, что "уже почти в течении 20 лет лейтенант-летчик, закончивший училище, имеющий первоначальные летные навыки, вместо повышения своей квалификации в частях, фактически не летал из-за отсутствия техники. И он доходил до полковника, имея минимальное количество часов налета. В прошлом году мы дошли до 60 часов налета. Но большому количеству летчиков на малом количестве самолетов мы все равно не смогли обеспечить необходимый налет".

Начальник Генштаба указал, что в результате более интенсивного использования, стал резко снижаться летный ресурс самолетов и количество исправных машин. Это привело к пониманию того, что количеству исправной наличной технике должно соответствовать определенное количество подготовленных летчиков.

В этом случае "может быть обеспечен налет в пределах 200-220 часов в год, как в ведущих странах, а летчик будет готов действовать в любых условиях днем и ночью". Николай Макаров отметил, что это является принципиальным вопросом, и после его обсуждения с ветеранами и бывшими главкомами был избран именно этот путь реформирования ВВС.

Одновременно авиационные полки и дивизии были преобразованы в авиаэскадрильи в составе 12 самолетов и более в каждой, которые вошли в состав авиационных баз нескольких разрядов с учетом наличия самолетов и эскадрилий. Результатом стало образование ряда командований, которым подчиняются все силы и средства вида войск.

Фото А. Соколов

Состав ВМФ, по сути, не изменился и включает четыре флота и Каспийскую флотилию. Тем не менее, его структура также реорганизуется. Как отметил Николай Макаров, название формирований, например, бригада или дивизия надводных кораблей, должно соответствовать его содержанию.

При этом должна быть соответствующая структура управления, способная планировать и управлять имеющейся группировкой средств в ходе ее применения. "Поэтому ВМФ также подвергся реорганизации в целях приведения его структуры к современном облику и обеспечению возможностей проведения им операций в дальней, средней и ближней морских зонах, а при необходимости и в океане", - сказал начальник Генштаба.

Фото www.suvorovphoto.ru

Структура родов войск, в принципе, осталась прежней. Так, РВСН, как одна из составляющих ядерной "триады" России, "практически остались без изменения". Это связано с тем, что, "по заявлению президента, пока не прояснится обстановка, в том числе и по ПРО в Европе, ядерный потенциал РФ останется в существующем состоянии". И для этого "мы даем столько денег, сколько надо для поддержания стратегической стабильности на том уровне, который обеспечивает мир для нашей страны",  - сказал начальник Генштаба.

В ВДВ, по словам Н. Макарова, все дивизии остались, и "более того, на первых порах мы создаем десантно-штурмовые бригады". Это обусловлено тем, что ВДВ "являются наиболее мобильными современными войсками, способными вести боевые действия, как с использованием вертолетов, так и без них".

Не претерпели изменений и космические войска. Н.Макаров считает, что орбитальная группировка должна обеспечить не только управление, связь и разведку, но и является важной составляющей в применении высокоточных средств поражения. "Поэтому орбитальной группировке в частности, и космическим войскам в целом, уделяется особое внимание", - сообщил он.

Фото А. Соколов

Изменения в личном составе вооруженных сил

Большое внимание начальник Генштаба уделил освещению ситуации с изменениями, происходящими в области комплектования российских ВС личным составом.

Офицерский состав реформированной российской армии, вместо имеющихся сегодня 355000 офицеров по штату, будет насчитывать 150000 человек. Для сравнения Макаров сообщил, что в США офицеры составляют 14,9 % от общей численности американской армии, в Германии – 17%, в Китае – 16%, в Англии – 13,2%, во Франции – 13,7%.

По его словам, в российских ВС будет оставлено "ровно столько офицеров, сколько необходимо для управления воинскими формированиями и вооруженными силами в целом". При неравномерном распределении больше всего офицеров будет в космических войсках, где их доля может составить 90-95% от численного состава, что обусловлено использованием высокотехнологических и сложных средств. Большой процент офицеров будет в ВВС и ВМФ, особенно на подводных лодках.

При общем сокращении офицерского состава используется дифференцированный подход. В настоящее время в армии насчитывается 293000 из имеющихся ранее офицеров и не решена проблема в отношении 56200 из них. Как подчеркнул Н. Макаров, увольняются офицеры, имеющие выслугу, по завершению контракта на службу, по болезни и не желающие добровольно продолжать службу. При этом, многих офицеров, представляющих ценность и служивших в развернутых частях, стараются оставить для продолжения службы, особенно на флоте и в ВВС.

Так, для решения проблемы с офицерами-связистами в ВВС и СВ, специалистам из состава ВМФ, где наблюдаются излишки,  придется пройти переподготовку и продолжить службу в другом виде или роде войск. Главный принцип при оптимизации офицерского состава ВС, по словам Макарова, - сохранить перспективного офицера, так как это будет "тяжелой потерей для тех перспективных ВС, которые мы намерены сделать".

Сложность комплектования армии офицерским составом Макаров проиллюстрировал цифрами. По его данным, с 1993 по 2007 гг. ежегодно увольнялось около 45 тыс. офицеров, из них 80% молодых. "Раньше из армии молодые офицеры просто бежали, понимая безысходность сложившейся ситуации", - сказал он. Начальник Генштаба сказал, что по приходу в армию после училища или академии офицер, как правило, не имел реальной возможности применить на практике свое умение. В результате около 32 тыс. молодых офицеров после окончания военных училищ сразу увольнялись.

Макаров подчеркнул: "Сегодня мы считаем, что надо оставлять тех, кто нам нужен". Важным вопросом Николай Макаров считает строгое соблюдение принципа ротации. По его мнению, офицер в занимаемой должности должен находиться не более 3 лет, после чего менять место службы. "Мы будем перемещать офицеров не только по вертикали, но и по горизонтали. Так, хороший командир бригады может придти в академию Фрунзе на должность преподавателя, защитить кандидатскую диссертацию и уйти снова в войска", - заметил Макаров. Он считает, что это только укрепит взаимосвязь теории с практикой.

Николай Панков. Фото А. Соколов

Ситуацию по вопросу увольнения офицеров пояснил статс-секретарь Минобороны - заместитель министра обороны Николай Панков. Необходимость своего выступления он пояснил тем, что в ряде СМИ неоднократно сообщалось о том, что якобы в Минобороны отказываются увольнять офицеров по причине оргштатных мероприятий. В опровержение этого он привел ряд цифр.

Так, в 2009 г. всего было уволено около 10000 офицеров по следующим причинам: 2500 - по достижению предельного возраста, 3200 - по оргштатным мероприятиям, 1400 - по состоянию здоровья, 1200 - по истечении срока действия контракта, 400 - по собственному желанию и 900 - по невыполнению ими условий контракта. Ни о каком массовом увольнении офицеров речи быть не может, заявил он.

По словам Панкова, в течении 2009-2011 гг. работа с офицерами будет осуществляться в рамках существующих кадровых технологий. Он отметил, что если ранее из армии увольняли до 40 тыс. чел. в год, то сейчас идет более целенаправленная работа и предполагается уволить около 35000 офицеров. Всем, кому по закону положена профессиональная переподготовка, реально будет обеспечена, так как на это выделено 93 млн. рублей.

В настоящее время 34 высших военно-учебных и 16 гражданских учебных заведений уже ведут переподготовку увольняющихся военнослужащих. По мнению Николая Панкова, появление в СМИ сообщений о массовом увольнении офицеров по оргштатным мероприятиям может быть связано с тем, что Минобороны отказывается увольнять по оргштатным мероприятиям тех офицеров, должность которых переведена в разряд гражданских.

В качестве примера он привел свою должность, которая переведена в разряд гражданских. "Те офицеры, которые сохраняют свои рабочие места в рамках федеральной государственной гражданской службы, которая неплохо оплачивается, должны увольняться по другим основаниям", - сказал он.

Фото www.shatu.ru

Ситуацию с прапорщиками Николай Макаров охарактеризовал как больной вопрос, решение которого в настоящее время дополнительно осложняется и достаточно сильным манипулированием в отношении проводимых руководством Минобороны действий.

Институт прапорщиков, учрежденный 1 января 1972 г., предполагал их наличие только на должностях старшин, командиров взводов тылового и технического обслуживания, техников в авиационных частях и некоторых других. "То есть они вводились на должностях, определяющих боеготовность, и были командирскими. Таких должностей тогда было около 40-45 тысяч в почти 5 миллионной армии", - отметил Макаров.

Сегодня, по его данным, реально насчитывается 142 тыс. прапорщиков при 140 тыс. по штату. В современной российской армии, численностью около 1 млн. человек, должностей прапорщиков будет 20200 человек. "Именно их мы и оставляем до тех пор, пока они сами не решат свою дальнейшую судьбу. Остальные будут заменены гражданскими должностями, что позволит усилить то звено, которое пойдет в бой", - сказал заместитель министра обороны.

Целесообразность такого решения, по его словам, подтверждают события юго-осетинского конфликта. Именно "эту составляющую мы должны иметь и научить для гарантированного выполнения поставленных задач". А прапорщик, "который должен быть на месте и не воевать, он остается на своей должности, но в звании старшины".

Как отметил Макаров, уже более 80% прапорщиков написали рапорта с просьбой поставить их на этой должности, и при этом они не теряют ни в окладах, ни в должностях.

Фото www.infanata.org

Сержантский состав, по словам Макарова, "с 70-х годов мы утратили и последние 30 лет только говорим об этом". Однако, никаких реальных шагов для улучшения ситуации в этом до настоящего времени не делалось. Он отметил, что в этом году на базе рязанского училища связи, перемещаемого в Ставрополь, под эгидой ВДВ будет создан учебный центр для подготовки сержантов со сроком обучения до 2,5 лет.

Здесь будущие сержанты наряду со специальным будут получать и общегражданское образование, что повысит его общеобразовательный уровень и способности по управлению небольшими воинскими коллективами. "Сержантскому составу мы хотим привить дух десантников, что сделано в США, во Франции, в Германии и других странах мира", - отметил Макаров. По его словам это будет длительный процесс, но поставленная цель стоит этого.

Фото А. Соколов

Изменения в системе военного образования

Сегодня существует система военных училищ, где осуществляется начальная подготовка военных специалистов. Однако, по словам Макарова, здесь должны готовиться не только военные профессионалы, но и грамотные, широко образованные люди в различных областях современной жизни. Для реализации этого требования в некоторых училищах будет увеличен срок учебы. По окончании обучения курсант получает звание лейтенанта и продолжает службу до должности командира роты.

При наличии перспективы и соответствия требованиям для назначения на более высокую должность он проходит курсы в объеме 72-500 часов. Этот срок зависит от должности, на которую он претендует. После этого он может быть назначен на должность заместителя командира батальона. Для назначения на должность командира батальона претендент должен пройти очередные курсы.

С должности командира батальона офицер может поступать в академию. Говоря о возможности получения академического образования, Н. Макаров отметил следующее. Ранее имелась система видовых академий, где на первом курсе слушатель изучал основы боевого применения полка, а на втором - дивизии. В связи с преобразованием полка и дивизии и заменой их бригадной структурой, срок обучения в академии сокращается до одного года.

В целях объединения научно-образовательного процесса и практики на базе академий, количество которых также сокращено, создаются военно-научные учебные центры. В новую структуру, которой будет руководить начальник академии, войдут учебные курсы, военные училища, сама академия и научно-исследовательские заведения, относящиеся к конкретному виду войск. "Так будет во всех видах войск, а в ВМФ это уже практически реализовано", - заметил Макаров.

Здание ВАГШ. Фото А. Соколов

Далее он более подробно остановился на военной академии Генерального штаба (ВАГШ), которая, по мнению Макарова, является высшим уровнем в новой системе военного образования. По его словам, сегодня есть твердое понимание того, что тот, кто поступил и прошел курс обучения в ВАГШ – это будущие командующие видами и родами войск, военными округами, начальники генерального штаба.

В связи с этим повышается статус этой "элитной" академии, в которую сможет поступить офицер в звании не ниже генерал-майора. "Если ранее в ВАГШ принимали 100-120 человек ежегодно, то в этом году мы приняли только 16 человек. Были довольно жесткие экзамены, на которых я был от начала до конца", - сообщил начальник Генштаба.

В целях обеспечения достойных жизненных условий, поступившие в ВАГШ с 1 сентября текущего года, считаются "лучшими офицерами" ВС. Это является основанием для назначения им дополнительной ежемесячной надбавки к денежному содержанию по ранее занимаемой должности в размере 80 тыс. рублей и получения благоустроенной квартиры на период обучения рядом с академией.

Кроме того, при отличных результатах в учебе слушатель будет получать ежемесячно надбавку в размере 20 тыс. рублей, и хороших - 10 тыс. рублей. Однако при удовлетворительных показателях в учебе слушатель "будет отчислен и направлен на ранее занимаемое место в войсках". Наряду с изменением статуса, Николай Макаров сообщил о пересмотре всей системы обучения в ВАГШ, в которой уже с 1 сентября 2009 г. вводится новая учебная программа.

Так, на первом курсе около 80% учебного времени отведено на изучение военных дисциплин оперативного и стратегического уровня. Оставшиеся 20% учебного времени первого курса и полностью второй учебный курс посвящены изучению дисциплин гражданской направленности (международное право, финансы, и др.).

Как сказал начальник Генштаба, "если слушатель пожелает уйти с военной службы, то он сможет работать в администрации президента и в правительстве, быть губернатором и занимать другие ответственные должности".

Фото А. Соколов

В настоящее время в ВАГШ идет активный процесс разработки военной и гражданской составляющих учебной программы. Они будут тесно взаимосвязаны между собой и адаптированы друг к другу. Военная часть учебной программы разрабатывается в академии совместно с Центром военно-стратегических исследований, а гражданская – с привлечением ведущих гражданских специалистов в своих областях деятельности.

Макаров сообщил, что на месте существовавших 18 кафедр будут созданы две - кафедра военного искусства и кафедра национальной безопасности и обороны. Для качественного преподавания ряда предметов, особенно на второй кафедре, будут приглашаться ведущие профессора из других высших гражданских учебных заведений (МГТУ, МГИМО и др.), а также лица, занимающие высокие государственные посты.

Относительно преподавательских кадров, Макаров отметил, что "наша военная наука сильна, и мы найдем кадры, которые в состоянии учить тому, что нам необходимо знать". Он сообщил, что для преподавания в ВАГШ возможно привлечение ряда офицеров с богатым практическим опытом и способностью к преподаванию.

"Из-за рубежа никого приглашать не будем. Наоборот, в этом году мы получили более 50 заявлений из-за рубежа с просьбой предоставить возможность пройти курс обучения в ВАГШ, - сказал Макаров. - Это будет действительно элитная академия, выпускающая тех, кто нам действительно нужен". Одновременно с решением этих и других вопросов военно-специального образования идет оптимизация и профессорско-преподавательского состава ВАГШ и других академий.

"Мы идем по пути объединения академий, что связано с уменьшением количества обучаемых", - заявил начальник Генштаба. Так, в ВАГШ сокращаемые преподаватели будут направляться в центр военно-стратегических исследований и в 27 НИИ. По ряду причин будут объединены академия Жуковского и Гагарина. В результате оптимизации появляется возможность повышения окладов для преподавателей и обеспечения им достойной жизни.

Так, действующие преподаватели ВАГШ с 1 сентября 2009 г. будут "получать на 100 тыс. рублей больше и в целом их денежное содержание может составить 150-160 тыс. рублей ежемесячно". Такой процесс будет происходить во всех вузах. При этом начальник Генштаба высказал свое личное мнение, согласно которому вообще можно было иметь одну академию с факультетами по видам войск. В качестве примера он назвал Турцию, имеющую именно такую военную академию.

Принцип перспективной системы управления. Фото А. Соколов

Некоторые общесистемные изменения

В системе управления. Как отметил Н. Макаров, существующая система управления и автоматизации российскими ВС развивалась по так называемому "столбовому" принципу. Суть его заключается в том, что существующие линии связи (радиосвязи, тропосферной, космической и др.) пытались автоматизировать. Но при этом каждый вид войск делал это по своему, зачастую без необходимого сопряжения с другими между собой, что еще более осложнялось и используемым "столбовым" принципом, изжитым в других странах.

Необходимость кардинального решения этого вопроса показал опыт боевых действий в Южной Осетии. "Сегодня наша система управления является одним из самых слабых мест", - заявил Макаров. В настоящее время российская армия перешла на новую схему, основой которой является своеобразная "труба" с заключенными в ней системами и линиями передачи информации.

Из этой "трубы", по мере необходимости, соответствующее звено управления получает именно ту информацию, которая входит в его компетенцию и необходима для принятия решения конкретным командиром данного уровня при любом его местонахождении. Концепция такой системы связи, по словам начальника Генштаба, утверждена на всех уровнях и, с учетом значительного отставания в этом вопросе, ускоренными темпами реализуется.

В системе оснащения ВС. До 2012 г., как отметил Макаров, войска российской армии должны иметь до 30%, а к 2020 г – от 70% до 100% новой техники и вооружения. При этом он отметил, что в ВМФ такого показателя достичь весьма сложно, так как он оснащается очень дорогостоящей техникой. По его словам, сегодня корабль 1 ранга стоит больше, чем мотострелковая дивизия сухопутных войск со всеми средствами.

Фото gorod48.ru

По денежному содержанию. Достаточно подробно Николай Макаров осветил ситуацию по вопросу денежного содержания военнослужащих. По его словам, к 2012 г. планируется достигнуть уровня, который "обеспечил бы офицеру на занимаемой должности достойную жизнь и конкурентоспособность профессии".

Он считает, что периодическое повышение денежного содержания на 8-10% практически ничего не дает и положительно этот вопрос таким способом не решится. "Мы понимаем, что государство зарплату военным не повысит в пять и более раз. Поэтому мы решили исходить из имеющегося бюджета Минобороны. Мы из него не выйдем ни на копейку, оставьте его нам, а остальное мы сделаем сами за счет имеющихся сил и средств", - сказал начальник Генштаба.

Он выразил уверенность в том, что при выходе на запланированную численность офицеров, сержантов и солдат будет достигнута и соответствующая достойная зарплата. "Мы считаем, что проводимая нами реорганизация будет способствовать решению и этого вопроса", - заметил Макаров. Далее он остановился на реализации приказа №400, согласно которому лучшие офицеры получают повышенное денежное содержание.

Необходимость такого приказа была обусловлена ростом равнодушия в войсках в последние 15-20 лет. "Понимая свое нищенское состояние и отсутствие жилья, офицерский состав ведет себя очень равнодушно по отношению к выполнению служебных обязанностей. Нам необходимо вывести офицеров из этого состояния. Один из способов – разное денежное содержание", - сказал заместитель министра обороны. По его мнению, это станет стимулом для вывода офицеров из такого состояния, в том числе и путем воздействия на них близких.

По словам Макарова, этот шаг был сделан, в определенной степени, сознательно. Несмотря на выявленные ошибки, которые будут учтены в следующем году, принцип повышенного денежного содержания для лучших офицеров будет действовать и далее. Начальник Генштаба сообщил, что с 2010 г. таким офицером будет каждый третий. "Я думаю, что многие будут стараться попасть в эту троицу. В противном случае мы начнем разбираться: или офицера надо учить, или он сам не желает служить", - сказал Николай Макаров.

В полевом госпитале. Фото А. Соколов

В системе медицинского обеспечения. По словам Макарова, в ходе реорганизации ВС будет сокращен ряд госпиталей. Это обусловлено сокращением общей численности вооруженных сил и другими причинами. В качестве примера он привел Калининградскую область, где насчитывается 12 госпиталей, недостаточно оснащенных современным оборудованием. "В нашем понимании госпитали должны иметь современное оборудование, которое меняется через 3-5 лет по мере его устаревания", - сказал Макаров.

По его словам, некоторые наши госпитали отстали в этом отношении и не отвечают современным требованиям. Начальник Генштаба отметил, что большое количество госпиталей обеспечить всем необходимым новым оборудованием сегодня не представляется возможным. По его мнению, должно быть оставлено востребованное количество госпиталей, оснащенных современным медицинским оборудованием и соответствующих составу войск и уволенным ветеранам.

Это не снизит качество медицинского обеспечения военнослужащих, так как каждый из них имеет медицинский полис, позволяющий получить необходимую медпомощь и в гражданских учреждениях. Это притом, что зачастую последние в плане оборудования оснащены даже лучше военных госпиталей и медицинская помощь ими оказывается на более высоком уровне.

Фото gov.cap.ru

По обеспечению жилой площадью. На текущее время, по информации Макарова, имеется 90900 военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье. В 2009 г. планируется строительство 50400 квартир, в том числе 5000 служебных. Он отметил, что в настоящее время жилье строится, в первую очередь, для увольняемых военнослужащих.

Решение вопроса обеспеченности жильем идет за счет его самостоятельного строительства и по инвестиционным проектам, а также покупки на рынке. На 1 июля 2009 г. Минобороны должно иметь около 18000 квартир. "Работа в этом направлении идет полным ходом", - сказал Макаров.

По строительству типовых военных городков. В настоящее время и в течение определенного времени войска будут размещаться там, где они находятся сейчас. Однако с течением времени планируется их перевод и размещение в типовых военных городках.

Это позволит значительно улучшить как социально-бытовые условия, так и боевую подготовку, а также решить ряд других вопросов. Подобные военные городки сегодня есть в Ботлихе и в Зеленчукской. Скорость строительства таких объектов будет определяться финансированием. "Мы не требуем полного финансирования сейчас. Нам надо вначале хорошо разобраться с местоположением войск и после учета всех параметров начнется плановое создание типовых военных городков", - отметил Николай Макаров.

Так, существовавшая да настоящего времени дивизия дислоцировалась в 3-15 военных городках. При ее реорганизации в бригаду планируется, что она, в лучшем случае, будет располагаться в одном городке. Но на первом этапе она может дислоцироваться в 3-6 пунктах, что связано с "самообеспеченностью ее батальонов". При нормальном ежегодном финансировании планируемые условия размещения будут постепенно реализованы. В определенной степени это будет способствовать и решению жилищной проблемы.

Фото пресс-службы СВ

По системе боевой подготовки. По словам начальника Генштаба, в создаваемых бригадах будет реализована поэтапная последовательность обучения. Она включает индивидуальную подготовку солдат, затем подготовку в составе отделений (экипажей), взводов, рот и батальонов. В последующем эта подготовка будет совершенствоваться в масштабе бригадных, армейских и окружных мероприятий.

В текущем году эта система будет немного видоизменена, что обусловлено значительным объемом времени на такую "ступенчатую" подготовку. Для того чтобы командиры бригад уже сегодня смогли представить весь объем стоящих перед ними задач, всю меру своей ответственности за решение поставленных задач "в 2009 г. будет проведена серия учений с учетом нового облика вооруженных сил".

Первое учение должно пройти 18 июня в Мулино с участием двух танковых и одной (9 мсбр) мотострелковой бригады, сформированной на базе третьей дивизии. В ходе учений 9 мсбр проведет ночные учебно-боевые стрельбы в наступлении совместно с масштабным применением армейской и фронтовой авиации. С 29 июня по 10 июля будет проведена серия широкомасштабных совместных учений со всеми бригадами Северокавказского военного округа (СКВО), Черноморским флотом и Каспийской флотилией с привлечением большого количества личного состава. С 10 августа по 28 сентября пройдут учения "Ладога" с привлечением Ленинградского округа в полном составе, частью сил и средств Сибирского ВО, Северного и Балтийского флотов.

Кульминационным моментом этого года, по словам Николая Макарова, станет учение "Запад", которое пройдет с 8 по 29 сентября в Белоруссии с участием 2 российских армий и общим числом не менее 60 тыс. человек, привлекаемых на эти маневры.

Как отметил Николай Макаров, с целью быстрого получения объективной информации и четкого представления ситуации на местах о ходе процесса реформирования войск, в каждой бригаде назначен представитель Генерального штаба.

Он еженедельно в письменной форме по определенному перечню вопросов докладывает о состоянии дел на местах. При необходимости такие доклады поступают непосредственно начальнику Генштаба или его заместителям. "Поэтому реальную обстановку мы знаем из первых рук", - заметил Макаров.

Генерал армии Николай Макаров. Фото А. Соколов

Существующие проблемы

Среди ряда основных проблем в процессе реформирования армии заместитель министра обороны РФ назвал следующие.

Выделенный ранее бюджет в 1 трлн. 300 млрд. рублей уменьшен на 15%, в связи с этим финансирование ряда статей было пересмотрено. Без изменения оставлено, в первую очередь, финансирование жилья, денежного содержания и оснащение войск современным вооружением и военной техникой.

Как отметил Макаров, объем закупок вооружения и военной техники в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) также оставлен без изменения. "В таких условиях мы надеемся выполнить поставленные задачи", - заметил он.

Отвечая на вопрос о состоянии размещения заказов в рамках ГОЗ, Макаров сообщил, что еще в ноябре 2008 г. была готова вся документация для проведения конкурсов на размещение заказов на 2009-2011 гг. Однако в связи с кризисом и изменениями в финансировании, начался пересмотр некоторых позиций. Юридически только после утверждения бюджета, что произошло в апреле 2009 г., была начата компания по размещению ГОЗ.

В настоящее время около 87% конкурсов уже прошли, а остальная часть пройдет в июне. "Сейчас мы заключаем более длинные контракты на период 2010 г. и далее. Часть денег, которая может быть вовремя не реализована, направляется на производство той продукции, которая может быть создана в короткие сроки", - заявил Макаров.

Проблемным вопросом была названа ситуация по квартирам. Как сообщил Николай Макаров, закупка квартир осуществляется по ценам 1 квартала 2009 г. Из предложенных для приобретения Минобороны 59000 квартир отобрано только 9000 квартир, что связано с существующими социальными нормами. Согласно им площадь двухкомнатной квартиры не должна превышать 63 кв. м., а трехкомнатной - 81 кв. м.

Руководство Минобороны просит несколько расширить этот диапазон, что связано с современными нормами жилищного строительcтва. Второй причиной, препятствующей решению этой проблемы, названа существующая цена, влияющая на конкурсный процесс. Третьей причиной является несоответствие продаваемых квартир предъявляемым требованиям, что связано с рядом нерешенных к моменту продажи вопросов (по землеотводу, временным схемам и др.), в том числе и в законодательном плане.

В завершение своего выступления начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров сказал: "Задачи, которые мы перед собой поставили по реорганизации вооруженных сил безусловно будут выполнены. Сегодня у нас есть четкое понимание того, какими они должны быть и как они должны быть подготовлены".

Сайт создан в системе uCoz