Счетчики
Промышленная политика и антикризисные меры
В публикуемой ниже статье Председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию авиационно-космического комплекса, координатора проекта «АВИАПРОМ» Александра Белоусова, опубликованной в журнале "Авиапанорама" №2-2009, дается экспресс-анализ комплекса антикризисных мер поддержки промышленности страны в 2009 г., приводятся конкретные замечания и предложения предприятий авиационной промышленности.
В программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год под вторым пунктом в перечне проблем российской экономики указано следующее:
Недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные. Результат – значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Перечень из семи приоритетов включает (на втором месте, после обязательств государства перед населением): Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.
При этом на четвертом месте перечня указано: Кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.
Инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства. То есть модернизация экономики – стратегическая составляющая антикризисной программы Правительства РФ.
Среди 12 важнейших направлений его модернизационной политики находятся: на 1-м месте - Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом расходов государственного бюджета: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий.
Именно эти сектора должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях – в науке, исследованиях и разработках, в промышленности и инфраструктуре.
На 11-м месте - Радикальное повышение инновационной активности в экономике, формирование «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации отечественной промышленности, стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности.
В рамках государственной поддержки сфер занятости.
Отдельной важной задачей будет изменение структуры подготовки в вузах и ссузах. Имеется в виду увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук.
Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала. Правительство будет пристально следить за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики, с тем, чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала.
Неэффективные предприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков. Правительство приложит необходимые усилия для минимизации последствий банкротства для работников этих предприятий и местных сообществ, обеспечит сохранение стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства.
Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями.
На федеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Отраслевыми министерствами и ведомствами сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. По результатам ведомственного мониторинга предложения о более внимательном рассмотрении проблем отдельных предприятий выносятся на заседания созданной Межведомственной рабочей группы по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций.
Деятельность этой рабочей группы будет максимально прозрачна и для предприятий, и для населения в целях исключения лоббизма со стороны отдельных компаний. Для поддержки предприятий Правительство будет использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам.
В дополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятий регионального значения (1148 предприятия), мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионразвития России совместно с региональными органами власти. На госгарантии по кредитам предприятий в 2009 году будет выделено 300 млрд. рублей из федерального бюджета.
Меры поддержки: - снижение налоговой нагрузки; - стимулирование внутреннего спроса на продукцию российских предприятий: расширение государственного спроса, стимулирование спроса со стороны частного сектора и населения.
1) Для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка: Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.
2) Совершенствуются бюджетный процесс и система государственных закупок в целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках.
3) Ведется работа по регламентации процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров.
4) Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).
5) Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд руб.). Принятые решения о финансовой поддержке уже реализуются. С начала 2009 года 24 российским экспортерам возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на сумму более 1,48 млрд рублей.
6) До 1 января 2011 г. приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации.
7) Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Также будет проводиться работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисного роста.
8) Правительство примет меры по стимулированию инновационной активности в экономике. Для стимулирования частных инвестиций в инновации Правительство выработает ряд предложений, в том числе в части обусловленности предоставления государственной поддержки реализации программ инновационного развития компаний, финансовой поддержки реализации программ технологического перевооружения предприятий и т.д.
Государство также будет стимулировать инновации в экономики через реализацию «технологичных» федеральных целевых программ, расходы на которые будут либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены. Не сокращены расходы по таким «технологическим» ФЦП, как «Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года».
Минимально сокращены расходы по ФЦП «Глобальная навигационная система», «Национальная технологическая база», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2010 годы)», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы», «Развитие гражданской морской техники». В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.
Поддержка отдельных отраслей экономики
Кроме системных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительство реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны (ОПК), обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).
Финансирование. Выделено 250 млрд руб. на финансовый рынок и реальный сектор экономики, из них: 75 млрд. – внесено в уставной капитал Внешэкономбанка; 175 млрд. – находится в Фонде национального благосостояния, из которых уже инвестировано 90 млрд руб. Зарезервировано: 325 млрд. руб. на финансовый рынок, отрасли экономики и рынок труда; на гос. гарантии – 300 млрд. руб.
Государственная поддержка транспорта. В транспортном комплексе Правительство предпринимает меры по стимулированию спроса на услуги, обеспечению доступности финансирования, стимулированию технического перевооружения и приобретения современных транспортных средств. Так, принято решение о формировании государственной лизинговой компании в транспортном комплексе на базе открытого акционерного общества «Государственная транспортная лизинговая компания».
В целях поддержания темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры снижен минимальный размер софинансирования таких проектов из бюджетов субъектов Российской Федерации с 20% до 5% годового размера финансирования. Предпринимаются меры по обеспечению недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливо-заправочных комплексов в аэропортах в целях снижения издержек авиаперевозчиков.
Для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. Увеличен размер возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговым компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.
Государственная поддержка ОПК
Государственная поддержка будет оказываться организациям оборонно-промышленного комплекса. До 15 млрд. рублей будет направлено на субсидии организациям ОПК – головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Также будут предоставляться субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям гособоронзаказа и в обеспечение международных обязательств Российской Федерации.
В 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления. Значительный объем бюджетных средств будет направлен на проведение докапитализации ведущих системообразующих компаний ОПК. Уже выкуплена государством дополнительная эмиссия акций ОАО «РСК «МиГ» на сумму 15,0 млрд. руб., принято решение по ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» на сумму 4,12 млрд. руб.
Предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения. Предполагается увеличение государственной гарантийной поддержки до 70 %, что позволит высвободить залоговую массу для привлечения данными организациями на финансовом рынке дополнительных кредитных средств, в том числе, для развития производства. Общий объем средств, направляемый на указанные цели, составит 100 млрд. руб.
Сформирована законодательная основа для расширения практики предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям ОПК при выполнении ими гособоронзаказа. Дополнительно к комплексу уже реализуемых субсидий на техническое перевооружение, закупку техники и по экспорту промышленной продукции, в 2009 году запланирован 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.
Меры поддержки – федеральная поддержка: субсидирование процентных ставок по кредитам; вхождение государства в капитал проблемных компаний; гарантирование заимствований. На эти цели в федеральном бюджете: зарезервировано (~ 92 млрд. руб.) из общей суммы в 325 млрд. руб. + дотации (ОПК выделено 50 млрд. руб.) = 142 млрд. руб. Государственные гарантии – до 200 млрд. руб., из них на ОПК – 100 млрд. руб. Кредитование отдельных авиакомпаний – в объеме до 30 млрд. руб.
Предлагаемые меры
Предложения комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса. Индикативное планирование. Выстраивание технологической цепочки для смежников по выпуску и оплате. Основную функцию несут головные предприятия, которые определяют материалы, смежников, кадры, банки, а государство является гарантом оплаты самолета и ответственно за прохождение всего его жизненного цикла.
Предложения ОАО «ОАК». Стимулирование платежеспособного спроса со стороны государства и населения (в части пассажирских перевозок). Снижение стоимости инвестиционного капитала в экономике. Придание большой гибкости механизму государственного финансирования программ, позволяющих не только более оперативно получать, но и более гибко использовать средства федерального бюджета в зависимости от приоритетов и изменений в складывающейся ситуации. Изменение форм государственного финансирования с капитальных вложений на механизм субсидий. Дотации авиаперевозчикам и стимулирование к покупкам российской авиатехники.
Предложения ОАО «АВИААГРЕГАТ». Новое управление экономикой базируется на трех принципах, значимость которых современное состояние только усиливает: 1. Индикативное планирование. 2. Новая промышленная политика, предусматривающая повышение конкурентоспособности товаров, предприятий, региона, страны). 3. Оптимизация государственного регулирования, обеспечивающая устойчивое движение денежных потоков.
Очевидны и необходимые направления действий по устранению кризисных последствий: Бизнесу необходимо списание безнадежных долгов и «плохих» активов. Необходимо вернуться к понятию фундаментальной стоимости активов. То есть оценки того или иного бизнеса должны строиться на его способности генерировать добавленную стоимость (следовало бы уточнить – в терминах методологии «бережливого производства» – добавленную ценность). Способствовать объективному процессу появлению в будущем нескольких сильных региональных валют.
Необходима большая открытость в проведении кредитно-денежной политики стран-эмитентов резервных валют. Конкурентоспособность выходит на первый план по сравнению с иными целями предприятий, в связи с чем требуется:
1. Значительное сокращения издержек («бережливое производство»): сохранение темпов роста качества продукции; увеличение производительности труда; обновление методов управления предприятием; оптимизация и автоматизация управляющего воздействия на производственную систему.
2. Техническое перевооружения (необходимо развитие собственного станкостроения, т.к. зависимость от импорта губительна).
3. Кадровый потенциал предприятия – оптимизация численности – необходимо сгладить дисбаланс потребности профессий; 4. Пересмотреть региональное законодательство по повышению конкурентности, т.к. в имеющихся нет нацеленности на повышение результативности предприятий, необходимо адаптировать их применения к целевому превентивному инвестированию предприятий, внедряющих инновации и способных гарантировать их возврат в виде возросших налоговых выплат в результате роста производства.
Государственная поддержка предприятий сводится к следующим требованиям: 1. Разработать и реализовать областную программу конкурентоспособности региона. 2. Машиностроительным предприятиям ускоренно реализовать новые эффективные в современных условиях системы управления производством (зарубежный опыт: бережливое производство). 3. Оформить соглашения о долгосрочном сотрудничестве между Правительством Самарской области и госкорпорациями, а также крупными сборочными предприятиями (ОАК, «Ростехнологии», ОАО «РЖД», ОАО «РСМ», ОАО «УАЗ» и др.). 4. Инициировать комплекс мер налогового стимулирования, обеспечивающих техническое перевооружение предприятий агрегатостроения.
4.1. Введение инвестиционного вычета по налогу на прибыль в размере до половины налоговой базы и установление вычета из налога на прибыль в объеме 4% оборота предприятия для стимулирования НИОКР. 4.2. Повысить качество администрирования НДС с целью сокращения сроков возврата НДС до 1 месяца. 4.3. Ввести практику представления налоговых каникул по основным налогам до момента выхода вновь вводимых мощностей на запланированные объемы производства. 4.4. Поднять величину процентов по кредиту, которую можно относить на себестоимость.
4.5. Концентрация и увеличение государственных инвестиций на осуществление приоритетных программ и проектов (ФЦП «Развитие авиации», «Развитие предприятий ОПК» и др.). 4.6. Компенсация процентных ставок по кредитам, направляемым на инвестиционные программы (особо по предприятиям, входящим в ГК «Ростехнологии»). 4.7. Снижение таможенных пошлин на импортные товары сырьевой группы, в отношении которых на российском рынке имеется дефицит, на срок до 1 года. 4.8. Ликвидировать увеличение с 1.01.2009 г. тарифов естественных монополий и ввести мораторий на их рост не менее, чем на 2 года. 4.9. Ввести мораторий на применение естественными монополиями штрафных санкций за недобор мощностей или ресурсов.
Предложения ЗАО «СКК»
Существенное влияние на современную экономическую ситуация оказал не абстрактный мировой финансово-экономический кризис, а ряд мер, сознательно и вроде бы с благими намерениями принятых и реализуемых Правительством страны: 1) Борьба с инфляцией на деле – резкое сокращение ликвидности предприятий. 2) Не реальная помощь, а декларация помощи реальному сектору экономики. 3) Малоэффективные «вливания» в банковский сектор. Необходимо организовать повышение внутреннего спроса силами правительства, через значительное увеличение инвестиционной составляющей.
Помощь реальному сектору должна быть фактической. Государство, в первую очередь через Сбербанк и ВТБ, должно организовать поддержание ликвидности предприятий на должном уровне. Программа носит во многом декларативный характер. Реальная помощь предусмотрена только для узкого круга хозяйствующих субъектов, – ряда предприятий ОПК, а также для АПК и РЖД. Часть мероприятий (например, снижение налога на прибыль с 24 до 20 %) практически бесполезны в современных условиях.
Практических шагов по поддержанию реального сектора (пример – ЗАО СКК) не заметно в принципе. Единственным заметным мероприятием, проведенным властями, стал шквальный поток писем, запросов, указаний о предоставлении аналитических записок, характеризующих финансово-экономическую ситуацию на предприятии. Необходимо: Значительно увеличить инвестиционные программы, в первую очередь – в бюджетах естественных монополий («Газпром», РАО «РЖД», «Связьинвест» и пр.).
Поставщиками данных компаний являются тысячи предприятий страны. Активизация деятельности тысяч этих предприятий приведет к значительному увеличению занятости населения, росту его благосостояния, а, следовательно, – к очередному витку повышения внутреннего спроса; В современных условиях ни в коем случае нельзя останавливать или подвергать секвестированию приоритетные национальные проекты, реализуемые в России.
Если подойти более детально, на наш взгляд, необходимо: Направить финансовые резервы на строительство инфраструктуры. Выделить отечественным производителям через уполномоченные банки дешевые и длинные кредиты на перевооружение производства (5-6% на 5–10 лет). Данный пункт необходимо было реализовать еще 10 лет назад, сразу после «дефолта». Пролонгировать кредиты, полученные предприятиями в банках с государственным участием на пополнение оборотных средств, на 2-3 года по ставке 9-10% годовых.
Выработать прозрачный механизм ценообразования на услуги и продукцию естественных монополий и сырьевые ресурсы. Представить предприятиям отсрочку по уплате налогов на землю и имущество на 2 года. Отменить решение по увеличению кадастровой стоимости земли, находящейся в аренде производственных предприятий. Сократить налог на добавленную стоимость до 15%.
Заключение
Антикризисные меры, предпринимаемые в стране, исходят, прежде всего, из стремления не допустить социальной напряженности (хаос никому не нужен). Для этого вводятся в действие финансовые резервы, через банковскую систему: а) сохраняется бюджетное обеспечение всех социальных программ; б) повышается страховая часть пенсий; в) ведется мониторинг динамики сохранения рабочих мест и занятости; г) прорабатываются меры по трудоустройству и занятости выпускников школ и ВУЗов; д) снижаются лимиты на привлекаемых иностранных рабочих; е) проводится режим бюджетной экономии; ж) поддерживается ликвидность банковской системы.
В то же время меры поддержки реального сектора экономики выглядят половинчато. С оглядкой вводятся временные меры государственного регулирования, под шумок проталкиваются неолиберальные идеи, банковская система за счет налогоплательщиков решает свои вопросы. Поддержка 295 системообразующих организаций федерального уровня и 1148 предприятий регионального уровня провозглашены, но разрыв производственно-технологических цепочек из-за сбоев платежей и существенного снижения оборотных средств предприятий налицо со всеми экономическими последствиями.
Индекс промышленного производства в январе-феврале 2009 г. составил 85,4% по отношению к 2008 г. Обрабатывающие отрасли просели больше, приблизительно 79%. Производство важнейших видов продукции машиностроения выглядят удручающе. Предприятия ОПК снизили объем только на 3,7%. В авиационной промышленности производство гражданской продукции выросло на 2,7%. В отрасли важно сохранить параметры, одобренные Минпромторгом, Программы развития гражданского авиастроения.
Провозглашаемая руководством страны необходимость модернизации слабо подкрепляется организационно-финансовыми средствами. В то же время экономика ведущих стран, очевидно, сумеет провести технологическую модернизацию. Мы же, имея накопленное отставание, можем оказаться опять в конце каравана экономики. Нужны более решительные и главное более эффективные меры укрепления реального сектора экономики и ее высокотехнологичной части – машиностроения, ОПК с авиационной промышленностью. Авиационно-космическая промышленность заслуженно выделяется Правительством РФ, всеми общественными институтами, как ведущая локомотивная отрасль.
Для повышения ее эффективности осуществлена реструктуризация самолетостроительных предприятий, создана Объединенная авиастроительная корпорация. Составлена продуктовая линейка строительства самолетов, которая одобрена Правительством РФ. Самолетов в 2008 г. построили больше, чем в предыдущий период, однако серьезно отстали от намеченной программы (8 из 25). На 2009 г. планируется выпустить 21 из 60. Кризисная ситуация в банковской системе существенно сказывается на производстве самолетов и их компонентов.
Необходимо в антикризисных мероприятиях Правительства РФ предусмотреть целевую поддержку авиапрома. Не в составе ОПК, а персонифицировать приоритетные статьи антикризисных мер предприятий ОАК и заводов по производству авиакомпонентов. Создать условия для развития авиализинга (длинные кредиты – более 10 лет), а также для авиакомпаний.
Таким образом, основными путями поддержки промышленных предприятий являются: 1. Налоговые льготы. 2. Федеральная и региональная поддержка списков предприятий. 3. Административные преференции. Для реализации программы антикризисных мер необходимо иметь в виду следующее: Важно воплощение антикризисных планов (в настоящее время, как отмечают многие, заметен только проводимый мониторинг). Региональная разобщенность, отсутствие сквозной антикризисной матрицы (федеральный центр – регион).
Большая доля влияния административного ресурса при принятии решении о поддержке того или иного предприятия. В этой связи встает вопрос качества административного аппарата, наделенного полномочиями по принятию решений. Недостаточная финансово-организационная проработка вопросов технического перевооружения и восполнения кадровой составляющей для вывода «точек роста» на конкурентоспособный уровень. Промедление обусловит проигрыш конкурентам при выходе из кризиса. В странах-конкурентах тоже присутствуют кризисные явления.
Следовательно, учитывая недостаток ресурсов, необходимо сделать упор на производство конкурентоспособной продукции, по которой уже есть заделы или по прорывным проектам, что позволит при выходе из кризиса занять лидирующие конкурентные позиции. Например, по производству самолетов конкурент – Китай, в настоящее время в России есть задел по производству и разработке самолетов SSJ и МС-21, но промедление в год-полтора сведет к минимуму все попытки входа на конкурентный рынок в этом сегменте.
Опубликовано в журнале «Авиапанорама» №2-2009