Счетчики
Сергей Шойгу: "Формируется новый облик гражданской обороны"
В ходе рабочей встречи с главой Департамента гражданской обороны Италии Гуидо Бертолазо (апрель 2009 г., Неаполь) руководитель МЧС России Сергей Шойгу высказал мнение, что в период кризиса нельзя снижать внимания к вопросам обеспечения безопасности человеческой жизни и сохранения окружающей среды, сокращать финансирование этой области. На встрече, кроме того, российский и итальянский коллеги обсудили ряд вопросов сотрудничества по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе таких трансграничных катастроф, как пожары, засухи и наводнения. При этом они подтвердили готовность к сотрудничеству в рамках концепции "Евроэскадрилья" при тушении пожаров и эвакуации людей.
13 марта 2009 г. Государственному центральному аэромобильному спасательному отряду МЧС России "Центроспас" исполнилось 17 лет, который за это время провел более 100 спасательных операций на федеральном уровне и около 60 международных операций практически во всех точках земного шара. Известно, что с этого года войска гражданской обороны МЧС России, призванные защищать население, материальные и культурные ценности страны от военных действий, а также от чрезвычайных ситуаций в мирное время, будут трансформированы в силы постоянной готовности.
В связи с этим, в интервью журналу "Авиапанорама" (№2-2009), Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу высказал свое мнение по ряду направлений, связанных с деятельностью возглавляемого им министерства. Ниже приводится текст интервью.
Сергей Кужугетович, отечественная система гражданской обороны со времени создания в 1932 году постоянно реформируется. На сегодняшний день она является одной из составляющих сил МЧС России. Расскажите, пожалуйста, об Основах Единой государственной политики в области гражданской обороны до 2010 года
В современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся все более востребованными. К сожалению, военно-политическая обстановка в России и мире не становится благоприятнее. Об этом свидетельствуют, например, последние южно-осетинские события. Все чаще дают о себе знать крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного характера, такие, как недавние землетрясения в Китае, Японии и Греции. Возникают новые виды болезней и эпидемий.
Все это требует совершенствования системы гражданской обороны и защиты населения в мирное время и готовности в случае необходимости к ее переводу с мирного режима на военный, а также к эффективному реагированию при возникновении опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В этом направлении уже многое сделано. Важным шагом стало принятие "Основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года", подписанных Президентом Российской Федерации 5 января 2004 года. Этот документ определяет концептуальные подходы к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от различных угроз, создает условия для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы гражданской обороны, открывает перспективу формирования ее современного облика и определяет дальнейшее развитие.
Сформирована, действует и продолжает развиваться нормативная правовая база в области гражданской обороны и защиты населения. В 2007 и 2008 годах внесены существенные изменения и дополнения в федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Правительством Российской Федерации впервые за 76 лет существования гражданской обороны нашего государства утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определило основные принципы и подходы реализации мероприятий в этой области.
Сегодня можно говорить, что формируется новый облик гражданской обороны. Внедрены принципиально новые подходы к ее организации на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Создана система финансового и материально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны. Важный момент – создание эффективной системы управления в сфере гражданской обороны путем ее интеграции в систему управления в кризисных ситуациях. Этому способствовало создание Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКСа), уникальные интеллектуальные ресурсы которого позволяют выйти на новый уровень управления при решении задач гражданской обороны и защиты населения.
Развитию сил гражданской обороны способствует оптимизация организационно-штатной структуры, оснащения современной техникой, вооружением, внедрение передовых технологий ведения аварийно-спасательных работ. В 2007–2008 годах силы гражданской обороны были задействованы не только в России, но и принимали участие в международных спасательных и гуманитарных операциях в Абхазии, Южной Осетии, в Армении, Азербайджане, Таджикистане, Северной Корее, Судане.
Решение задач гражданской обороны невозможно без участия всех категорий населения, без обучения граждан основам безопасной жизнедеятельности. Ежегодно такое обучение с использованием новейших технологий проходят более 43 тысяч руководителей различного уровня и свыше 37 миллионов граждан, в том числе студенты и школьники.
В Москве и регионах действует общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах его массового пребывания (ОКСИОН). На улицах, на вокзалах, в торговых центрах установлены большие плазменные экраны, транслирующие информацию, направленную на предупреждение чрезвычайных ситуаций, разъясняющую правила поведения в случае их возникновения.
Более девяти лет Вы активно убеждаете европейское сообщество в острой необходимости создания европейского центра борьбы с катастрофами и международного авиационного соединения для борьбы с пожарами – "Евроэскадрильи". Были ли подвижки в этих вопросах в 2008 году?
Россия не является членом Евросоюза, но занимает лидирующие позиции в мире по оснащенности сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При координации МИД России наше министерство продолжает продвижение на европейской арене своей инициативы – создания общеевропейского центра борьбы с катастрофами. Важнейшим его звеном должно стать формирование "Евроэскадрильи".
В этом вопросе мы находим поддержку стран лидеров Евросоюза, которые в полной мере разделяют наши позиции. Так, 25 июня 2008 года на международной конференции в Женеве была подписана Административная договоренность между Генеральным директоратом по окружающей среде КЕС и МЧС России о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке при реагировании на чрезвычайные ситуации. Этот документ создает хороший базис для сотрудничества между Россией и Евросоюзом в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или, как говорят в Европе, в области "гражданской защиты".
Отработка вопросов взаимодействия с участием авиационных формирований прошла в ходе учений противопожарной авиации на острове Сардиния "Огонь-5" в апреле 2008 года. В одном строю действовали различные авиационные средства: итальянские, французские, греческие и португальские "Канадэйры", французский "Дэш" и российский Бе-200ЧС.
Эти виды техники гармонично дополняли друг друга, а экипажи работали слаженно и профессионально, что было отмечено многочисленными международными наблюдателями и самими пилотами. Учения еще раз подтвердили правильность решения о необходимости формирования "Евроэскадрильи". Евросоюз уже провел тендер по определению технического партнера, с которым МЧС России заключит контракт на использование российских авиационных сил для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в странах Европы.
Этим партнером стала датская компания "Нагиль". В марте в Брюсселе состоялась первая встреча наших авиаторов с представителями компании "Нагиль". На апрель запланированы учения, в ходе которых будет отработано взаимодействие с привлечением наших авиационных сил. Следующим шагом должно стать создание Европейского центра борьбы с катастрофами, где решающая роль будет отведена "Евроэскадрильи".
Но это далеко не единственное направление нашего сотрудничества с Евросоюзом в вопросах безопасности. Между МЧС России и Гендиректоратом КЕС налажен хороший рабочий диалог. Постоянно действует канал информационного обмена при чрезвычайных ситуациях, проводятся совместные учения. Ежегодно на ротационной основе осуществляется обмен экспертами с целью приобретения практических знаний и обмена опытом среди оперативного персонала наших двух служб.
В декабре 2008 года российские СМИ сообщили о планах МЧС России разместить на главных федеральных трассах вертолетные площадки для системы быстрого реагирования при ДТП. Что представляет собой эта система?
Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях гибнет почти 30 тысяч человек. Согласитесь, цифра ужасающая. Поэтому задача совершенствования системы оказания помощи пострадавшим при ДТП стоит особенно остро. Эта задача носит комплексный характер. Важная ее составляющая – использование на федеральных автодорогах авиационных технологий МЧС России.
В ближайшие три года мы планируем создать инфраструктуру комплексной безопасности на трех федеральных автомобильных дорогах: М-4 (Москва – Новороссийск), М-10 (Москва – Санкт-Петербург) и М-7 (Москва – Казань). На этих магистралях будут круглосуточно дежурить вертолеты, оснащенные необходимым медицинским оборудованием.
У лечебных учреждений, куда должны доставляться пострадавшие в ДТП, оборудуются вертолетные площадки. Создается система базирования вертолетов и всестороннего обеспечения полетов. Оперативное реагирование и оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всем протяжении автомобильных дорог будет осуществляться создаваемыми авиационно-спасательными подразделениями и бригадами скорой помощи, находящимися в режиме постоянной готовности.
При этом каждому авиационно-спасательному подразделению будет определена зона ответственности – конкретный участок трассы. Постоянное базирование авиационно-спасательных подразделений и воздушных судов планируется на аэродромах государственной и гражданской авиации, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог. Всего на этих трех трассах мы планируем задействовать 21 вертолет легкого типа.
МЧС России финансировало создание самолета-амфибии Бе-200. Насколько он отвечает современным требованиям и есть ли в настоящее время сопоставимые аналоги за рубежом?
Многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-200ЧС создан на ТАНТК им. Г.М. Бериева. При его создании использованы последние достижения в аэро- и гидродинамике, прочности авиационных конструкционных материалов, коррозионной стойкости, усталостной прочности и живучести материалов. На данный момент МЧС России уже передано четыре серийных самолета из семи, предусмотренных контрактом на поставку.
С июня 2004 года самолеты Бе-200ЧС МЧС России несут постоянное дежурство на аэродромах в пожароопасный период. Впервые этот самолет был применен МЧС России для тушения лесных пожаров в Хабаровском крае летом 2005 года. Заборы воды тогда выполнялись из реки Амур. Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС имеет полностью герметичный фюзеляж, что значительно расширяет круг выполняемых им задач. В этом отношении самолет не имеет аналогов.
Он предназначен для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха. Помимо пожаротушения, оборудование самолета позволяет решать широкий круг задач по обнаружению и разведке районов чрезвычайных ситуаций, проведению поисково-спасательных работ на воде и в прибрежных зонах. Кроме того, он может выполнять грузопассажирские перевозки, эвакуацию потерпевших бедствие в медучреждения, вести экологический мониторинг и патрулирование морских границ.
Сегодня совместно с НПК "Иркут" и европейским аэрокосмическим концерном EADS мы ведем работы по сертификации амфибии в Европе в соответствии с требованиями европейских авиационных правил (JAR-25). В дальнейших планах создателей самолета – сертификация в США. Наш уникальный самолет неоднократно демонстрировался во Франции, Германии, Италии, Греции, Малайзии, Китае, Индии, принимал участие в тушении лесных пожаров в России, Италии, Португалии, Индонезии и Греции.
Летчики Франции, Италии, Греции и Португалии, пилотировавшие самолет, дали высокую оценку его техническим характеристикам и возможностям. Российская амфибия органично "вписалась" в применяемые технологии пожаротушения и инфраструктуру обслуживания самолетов в зарубежных аэропортах.
По сравнению с ближайшим зарубежным аналогом, канадской амфибией CL-415 ("Канадэйр") у Бе-200ЧС в два раза больше емкость водяных баков (до 12 т воды). Он может значительно быстрее долететь к месту пожара и начать его ликвидацию, обладает большой дальностью действия (радиусом боевого дежурства), высокой тяговооруженностью, что позволяет выполнять заборы воды в горных озерах в условиях, недоступных зарубежным аналогам.
Маневренные характеристики самолета позволяют выполнять задания по пожаротушению в условиях высокой турбулентности. Планируется, что самолет Бе-200ЧС будет включен в состав международной "Евроэскадрильи" для экстренного реагирования при возникновении пожароопасной обстановки в Европе.
Совсем недавно мы стали свидетелями применения МЧС отечественных технологий спасения при эвакуации "летающими госпиталями" соотечественников, пострадавших в ДТП в Египте, Израиле, Вьетнаме. Каковы возможности аэромобильного госпиталя МЧС России?
Аэромобильный госпиталь МЧС России поистине уникален. Название госпиталя "аэромобильный" основывается на одном из способов доставки госпиталя к месту ЧС – авиационном. При необходимости имущество госпиталя может быть десантировано на грузовых платформах, а медицинский и инженерно-технический персонал доставлен к месту его развёртывания на парашютах, как индивидуальных, так и на системах "тандем". Уже через 40 минут после доставки госпиталь может быть готов к приёму пострадавших. Полное развёртывание госпиталя вне зависимости от способа доставки занимает не более трех часов.
Медицинская аппаратура госпиталя соответствует самым современным требованиям. Наряду с традиционными методами используются и современные нанотехнологии (мембранный плазмофорез), внедряется методика анестезиологического пособия с применением газа ксенона.
Наш аэромобильный госпиталь работал в самых экстремальных ситуациях: в 2003 году в Иране при землетрясении 7 баллов – принято 430 пострадавших; в 2004 году при захвате заложников в Беслане (Северная Осетия) – оказана помощь 256 детям; в 2004–2005 годах на Шри-Ланке (цунами) – оказана помощь почти 3,5 тысячам пострадавшим; в 2005 году при землетрясениях в Индонезии и Пакистане – оказана помощь более чем 3 тысячам человек, в 2008 году в КНР при землетрясении в 7 балов – госпиталь принял 1,5 тысяч человек; в 2008 году в Южной Осетии – 740 человек.
Медицинской службой отряда "Центроспас" совместно с авиацией МЧС России внедрена методика новых аэромобильных медицинских технологий – самолетного и вертолетного медицинских модулей – для оказания реанимационной помощи при эвакуации пострадавших с применением авиации. Данная технология применялась, например, в 2008 году при эвакуации пострадавших из Израиля и Египта, в 2009 году из города Назрань
По материалам журнала "Авиапанорама" №2-2009