Счетчики







Нужно создавать всеобъемлющую ПРО, и к этой системе готова подключиться Россия, - Д.Медведев

Президент России Дмитрий Медведев. Фото пресс-службы президента РФ.

Нельзя создавать фрагменты противоракетной обороны, нужно создавать всеобъемлющую ПРО. И к этой системе готова подключиться Россия. Об этом в интервью телекомпании Би-Би-Си сказал президент России Дмитрий Медведев.

Интервью опубликовано на официальном сайте главы государства. Приводим фрагмент беседы президента РФ с г-ном Э.Марром.

Э.МАРР: «Двадцатка» будет Вашей первой возможностью встретиться напрямую с Президентом Обамой. Наверное, Вы следите за ним внимательно. Что Вам пока кажется в отношении этого Президента, как он Вам представляется?

Д.МЕДВЕДЕВ: Я хорошо его знаю, я видел его много раз по телевизору. (Смех.)

Ну а если говорить серьёзно, то мы два раза разговаривали по телефону. Это были хорошие и конструктивные переговоры. Мы обменялись письмами, где изложили собственное видение развития международной ситуации. Я хотел бы сказать, что, на мой взгляд, то послание, которое я получил от Президента Обамы, очень позитивное.

И я даже, откровенно говоря, когда читал его, удивлялся, что многие позиции, которые там отражены, совпадают с моими ощущениями. Вопрос, конечно, в том, как мы сможем реализовать наши представления во время личной встречи. Насколько команды готовы к тому, чтобы двигаться в определённом направлении, насколько мы готовы сломать стереотипы, насколько мы готовы совершить ту самую перезагрузку, о которой, собственно, сегодня все говорят.

Э.МАРР: Одно, что Президент Обама предлагает, в частности, состоит в том, что он ещё раз посмотрит на систему ПРО в Восточной Европе. Но он бы хотел, чтобы вы помогли ему дальше: в отношении Ирана, в отношении их к программе ядерных баллистических ракет. Если бы вы хотели сделать это, вы могли бы эффективное давление оказать на Иран, как Вам кажется, чтобы они отказались от этой программы, точнее, от баллистических ракет, и не разрабатывать ядерное оружие?

Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, у нас есть такие вопросы, по которым мы имеем постоянные контакты с американской администрацией, независимо от уровня отношений и независимо от сходства или различия по каким-то конкретным вопросам текущей повестки дня. К числу таких вопросов относятся и противоракетная оборона, и урегулирование ситуации вокруг Ирана. Мы и с прошлой администрацией на эту тему регулярно общались.

Вопрос в том, что применительно к ПРО, применительно к размещению известных средств в Европе наша позиция была простой: нельзя создавать фрагменты ПРО, нужно создавать всеобъемлющую ПРО. И к этой системе готова подключиться Россия, потому что мы тоже заинтересованы в том, чтобы наша страна, наши люди были гарантированы от угроз со стороны тех или иных проблемных государств.

Но вопрос в том, что делать это нужно совместно, а не размещать какие-то ракеты и радары вблизи наших границ, когда возникает реальное сомнение: для чего это делается? Для того, чтобы нам нервы испортить, или для того, чтобы реально предотвратить какие-то угрозы?

Что же касается Ирана, то у нас есть полноценные отношения с этим государством, но наша позиция основывается на известных резолюциях Организации Объединённых Наций и тех подходах, которые формулирует МАГАТЭ: ядерная программа Ирана должна быть мирной. Это наша открытая позиция, мы всегда говорили об этом иранцам. Я не считаю, что допустимы какие-то размены.

Сообщение о том, что было предложено разменять один вопрос на другой, не соответствует действительности, это несерьёзно. Но то, что мы будем обсуждать и тот вопрос, и другой – и вопрос ПРО, и вопрос ситуации вокруг ядерной программы Ирана, – у меня не вызывает никаких сомнений. Я думаю, что то же самое думает и Президент Обама.

Э.МАРР: Но, предположительно, может быть, неудобно будет для российского народа, видимо, чтобы иранские ракеты, в частности, так близко расположенные от вас, были бы ядерными ракетами в конечном счёте.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы бы не хотели иметь никакие новые ядерные ракеты вдоль наших рубежей. И так хватает ракет в мире, и их умножение не обеспечивает нужной безопасности. Мы заинтересованы в том, чтобы нераспространение ядерного оружия было основным принципом развития человечества на ближайшие годы. Мы не хотим, чтобы появлялись новые члены ядерного клуба, это ни к чему.

Э.МАРР: Модернизация российских Вооружённых Сил широко отмечена, освещается на Западе, и были Ваши выступления на этот счёт. А что сказать тем людям, которые рассматривают это своего рода угрозой, своего рода разбалтыванием лодки? Вы думаете, что нужна серьёзная модернизация российским Вооружённым Силам, или что-то делается здесь в противовес Западу дополнительно?

Д.МЕДВЕДЕВ: Модернизация – это совершенно нормальная работа. Россия как большое государство, как ответственный участник международного клуба, как постоянный член Совета Безопасности, имеет ряд серьёзных обязанностей. Россия – крупнейшая ядерная страна, и мы несём ответственность по основным конвенциям, в том числе и в области ограничения стратегических ядерных вооружений.

Мы должны иметь эффективную оборонную систему. Но невозможно, чтобы она была на уровне 70–80-х годов. Мы должны иметь уже оборонную систему ХХI века. И это моя забота как Верховного Главнокомандующего. Но, конечно, это не следует рассматривать как какой-то шаг, направленный против кого-то. Это наша задача – поддерживать нужный уровень обороноспособности нашей страны. То, что мы не занимались этим в 90-е годы, не означает, что мы не хотели модернизировать свою оборону. У нас просто не было на это возможностей.

Сейчас ситуация иная. Несмотря на кризис, у России есть достаточные средства для того, чтобы привести свою оборонную стратегию и также создать современную армию. Этим мы и занимаемся. Эти действия не направлены ни против кого, это защитные действия, и этим занимается любое государство. Это можно передать всем, кто интересуется этим вопросом.

Э.МАРР: Можно спросить по Афганистану? Американцы передумывают свою политику по Афганистану в настоящий момент. Но помимо того, что Вы могли бы сказать: «Мы вас предупреждали», – что бы Вы могли посоветовать американцам делать в будущем в отношении Афганистана?

Д.МЕДВЕДЕВ: Афганская тема, конечно, является одной из самых проблемных, самых сложных тем в сегодняшней жизни. Изначально мы поддержали усилия американцев и государств альянса по предотвращению террористической угрозы, которая исходила из этой страны, в том числе и в ходе переговоров с нашими ближайшими соседями. Более того, мы в ряде случаев просто открыто помогали, когда нас спрашивали, можно ли разместить те или иные силы, можно ли разместить те или иные базы. Мы отвечали просто: это меры антитеррористические, и мы рекомендуем нашим друзьям, нашим партнёрам, в том числе из Центральной Азии, помогать в этом направлении.

Я считаю, что и сегодня ряд угроз сохраняется. И в этом смысле мы готовы участвовать в усилиях по наведению порядка, по предотвращению террористических выступлений, в том числе в рамках тех обязательств, которые мы на себя принимали. Другой вопрос, что рано или поздно, на мой взгляд, всё-таки должна появиться нормальная, развитая политическая структура Афганистана. Невозможно управлять Афганистаном при помощи альянса, невозможно управлять Афганистаном из-за границы. Афганистан должен найти и свой путь в демократию.

Э.МАРР: Если американцы ещё раз проведут большую кампанию, как это было сделано в Ираке, какая будет реакция на такую большую кампанию в этой стране у вас?

Д.МЕДВЕДЕВ: Если говорить об Ираке, то здесь ситуация несколько иная.

По Афганистану я только что Вам сказал нашу позицию, она была простой и открытой. По Ираку ситуация иная. Мы исходили из того, что нет смысла проводить такого рода массированные операции, тем более в условиях, когда нет доказанных угроз. Последующее развитие событий показало, что мы были правы. Те угрозы, о которых говорила предыдущая американская администрация, они оказались фиктивными в значительной мере.

Тем не менее государство дезорганизовано, там, по сути, нет государства, и порядок поддерживается огромными воинскими формированиями и полицейскими силами. Ради чего было разбирать политическую систему Ирака, скажем откровенно, весьма несовершенную? Только ради того, чтобы создать ещё худшую ситуацию? Поэтому к мерам в этом государстве мы относимся с определённой настороженностью. Конечно, мы желаем успехов в том, чтобы Ирак смог найти свой путь, чтобы он развивался. У нас есть контакты с иракским правительством.

Э.МАРР: Можно перейти к отношениям между Россией и Британией? Они также не очень хороши были за последние годы. Здесь целый ряд вопросов: Литвиненко, «ТНК–Би-Пи» и Британский совет в не меньшей степени, который тоже стоит в списке шпиономании. Итак, как всё-таки сейчас Вы оцениваете температуру наших отношений? Конечно, мы можем сказать, что какое-то потепление происходит. Вы можете охарактеризовать ситуацию?

Д.МЕДВЕДЕВ: Я считаю, что температура положительная, она такая весенняя, такая же приблизительно, как сейчас за окном. Изменения есть.

Э.МАРР: Более конкретно: можно ли как-либо обеспечить, чтобы господин Луговой был подвержен судебному разбирательству в третьей стране? Всё-таки для британцев это очень большой вопрос. Какой-то компромисс здесь возможен?

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, у нас есть такие проблемы, которые относятся к числу не решаемых юридическим способом, и по ним невозможно требовать правовых решений. Если речь идёт, например, о выдаче российского гражданина, у нас есть положения Конституции, наших законов, и мы неоднократно об этом говорили нашим британским партнёрам. Сколь бы чувствительными ни были те или иные темы, Россия никогда этого не практиковала, как и ряд других стран.

Э.МАРР: Так что можно сказать госпоже Литвиненко, его вдове, которая не может добиться справедливого урегулирования вопроса в связи со смертью её мужа?

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, я считаю, что всякое урегулирование, в том числе и по таким печальным случаям, по таким трагическим случаям, как случай с Литвиненко, должно осуществляться в рамках правовой системы. Меня так всегда учили, я юрист по образованию. Конечно, можно апеллировать к политическим властям, и люди это делают. Но если говорить о правовой составляющей, то есть процедура, есть следствие и есть суд. Можно доверять или не доверять следствию, можно верить или не верить суду, но человечество не создало других механизмов для разрешения таких проблем. Поэтому единственная рекомендация – это находиться в правовых рамках, действовать в соответствии с законами Российской Федерации.

Э.МАРР: Говоря о проблемах посла Великобритании в Москве и Британского совета, какой у Вас прогноз будет? Что Вы думаете о непосредственном будущем этих организаций?

Д.МЕДВЕДЕВ: Но здесь нет особых проблем, откровенно говоря. Может быть, было наложение ряда каких-то печальных случаев. Часть инцидентов, на мой взгляд, были в Великобритании, часть проблем, может быть, и в России. Но здесь же нет системы. И, несмотря на эти трудности, которые переживали наши отношения некоторое время назад, у нас, скажем, торговые отношения были просто блестящие, и в этой ситуации ничего нет сверхъестественного. Единственное, о чём говорили российские власти и что они сейчас говорят, в моём лице: нужно исполнять российские законы.

Мы сделали определённые предложения Британскому совету. И даже сейчас деятельность Британского совета, несмотря на определённые ограничительные вещи, продолжается. Если эти предложения по урегулированию вопросов юридического статуса будут исполнены, деятельность Британского совета будет продолжена в соответствии с нашим законодательством об иностранных юридических лицах и общественных объединениях.

Э.МАРР: Какие изменения, какую Россию хотели бы Вы в конечном итоге получить в результате Вашего пребывания на посту Президента? То есть вот Президент Медведев у руля, какие изменения он хочет увидеть в России?

Д.МЕДВЕДЕВ: Я хотел бы, чтобы Россия была эффективным, сильным государством, где хорошо живут люди, живут в соответствии с нормальными, цивилизованными стандартами, где обеспечено нормальное качество жизни. Я хотел бы видеть Россию в ряду демократических государств, в составе единой Европы, видеть государством, которое на равных уважительно разговаривает и общается со своими партнёрами, решает самые трудные задачи. Я хотел бы видеть Россию образованной страной, страной, где сохраняются глубокие традиции российской культуры. Это большие цели, глобальные цели, но мне кажется, что они достижимы.

Э.МАРР: И, наконец, подводим итоги нашей беседы. Период отношений между Россией, Британией, Западом был очень сложным. Считаете ли Вы, что после прихода Обамы, после того, как разразился кризис, новое начало этих отношений возможно? Есть ли оно где-то в перспективе?

Д.МЕДВЕДЕВ: Новое начало, естественно, возможно, оно просто необходимо. Я надеюсь, что точно так же к этому относится мой партнёр. Ждать осталось недолго, мы встретимся, обо всём поговорим. Я умеренный оптимист. Мечтаю, что если человечество существует и развивается, значит, тому есть причина.

Э.МАРР: Господин Президент, большое спасибо за участие в программе «Би-Би-Си Ньюс». Надеюсь, что Ваше участие в «большой двадцатке» в Лондоне будет новой, интересной частью нашей истории.

 

Сайт создан в системе uCoz