Счетчики
Разработку российских БПЛА будет контролировать координационный совет
К началу лета 2009 г. в России должен быть создать беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с современными характеристиками, которые обеспечивали бы ведение тактической разведки. По сообщению «Газеты», такое решение было принято на совещании в Генштабе, в котором приняли участие представители 16 фирм - разработчиков БПЛА и компонентов к ним. Для координации работ в этой области был создан координационный совет по совершенствованию комплекса требований к средствам беспилотной авиации, средствам разведки и управления, действующим в интересах тактического звена.
В состав совета вошли представители оборонных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских учреждений родов и видов войск. От армии в координационном совете участвуют представители главного управления боевой подготовки и службы войск, командующий Сухопутными войсками, командующий ВДВ.
На совещании впервые были собраны те, кто ведет разработку БПЛА, и те, кто будет их использовать в боевой обстановке. Один из основных выводов совещания - показатели существующих отечественных образцов уступают характеристикам зарубежных аналогов. В связи с этим, по данным «Газеты», планируемая закупка нескольких БПЛА в Израиле будет осуществлена для детального изучения их характеристик, а не для передачи на вооружение войск. Основной интерес вызывает навесное оборудование, превосходящее российские разработки. «Например, российские образцы до сих пор производят съемку на фотопленку. Этот способ позволяет избежать перехвата данных, как это происходит при радиопередаче, однако съем информации с такого носителя в условиях боя очень затруднен», - сказал представитель Минобороны.
По его словам, первым заказчиком БПЛА являются Воздушно-десантные войска, в составе которых уже сформирован отдельный разведывательный полк беспилотных летательных аппаратов. На его базе в июне 2009 г. планируются проведение сравнительных макетных испытаний разработанных к тому времени отечественных БПЛА. В настоящее время, по данным «Газеты», уже созданы вполне конкурентоспособные образцы беспилотников для нефтегазодобывающих компаний, пограничной службы, спецподразделений.
Так, беспилотный разведмодуль массой 300 г., способен действовать на дальность до 44 км в диапазоне высот 1500 м со скоростью около 200 км/ч. В числе других перспективных разработок - миниатюрные разведывательные аппараты, размещаемые в кассетных боеприпасах, сигнальных ракетах и других средствах доставки. После выстрела такой аппарат, планируя над территорией противника, производит сбор информации и после приземления передает ее на спутник.
Основным разработчиком нового российского БПЛА будет группа специалистов, созданная на базе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. Жуковского, ОАО «Концерн радиостроения «Вега», ОАО «Вертолеты России» и ЗАО «Аэрокон». Они должны создать летающую платформу для размещения на ней полезной нагрузки с системой управления, которая должна быть совместима с параметрами перспективной единой системы управления тактического звена «Созвездие».
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – летательные аппараты, осуществляющие полет и решающие различные задачи в отсутствие человека на борту. Различаются по способу управления (неуправляемые, автоматические и управляемые дистанционно), массо-габаритным характеристикам (микро-, мини-, миди- и тяжелые), выполняемым задачам (разведывательные, ударные) и другим показателям. Наиболее известные отечественные разработки в этой области – комплексы с БПЛА Ту-121, Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс», Ту-141 «Стриж», Ту-243, а также типа «Шмель», «Пчела» и «Типчак». Последней российской разработкой является БПЛА «Скат», созданный РСК «МиГ» и впервые представленной в виде полноразмерного макета на салоне МАКС-2007. Подобных разработок в России до настоящего времени еще не было.
БПЛА «Скат» - перспективный малозаметный реактивный боевой беспилотный летательный аппарат. Создавался с использованием опыта работ по беспилотной технике (крылатых ПКР КС и КСС, сверхзвуковых КР К-10 и Х-20, скоростной крылатой ракеты Х-22, разведывательный и ударный ДПЛА Х-155ДР, беспилотный перехватчик К-155 и др.). Предназначен для уничтожения в условиях сильного противодействия средств ПВО противника и других стационарных наземных целей, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении автономных и групповых действий совместно с пилотируемыми летательными аппаратами.
Выполнен по малозаметной схеме «летающее крыло» без хвостового оперения с использованием композиционных материалов. Несущий корпус аппарата представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54 град. Силовая установка БПЛА «Скат» - один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс (модификация ТРДДФ РД-93) с плоским соплом для снижения заметности и лобовым нерегулируемым воздухозаборником вверху носовой части аппарата.
Внутри корпуса БПЛА (вдоль воздушного канала двигателя и силовой установки) оборудованы два отсека для боевой нагрузки (длина 4,4 м и сечение 0,65x0,75 м). Шасси аппарата самолетное трехопорное убирающееся, обеспечивает взлет и посадку БПЛА на обычных аэродромах.
Основные характеристики БПЛА «Скат». Размах крыла - 11.5 м, длина - 10.25 м, высота – 2,7 м, максимальная взлетная масса – 10000 кг, максимальная скорость (у земли) – 0,8М (800 км/ч), практическая дальность 4000 км, практический потолок – 12000 м. В качестве боевой нагрузки в каждом отсеке могут размещаться по одной ракете класса «воздух-поверхность», или «воздух-РЛС», или корректируемые бомбы калибра 250-500 кг. На презентации «Скат» демонстрировался с противорадиолокационными ракетами и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Максимальная масса боевой нагрузки может составлять 2000 кг.
Разработка боевого БПЛА «Скат» ведется РСК «МиГ» с 2005 г. в кооперации с концерном радиостроения «Вега», ГосНИИАС, ОАО «Климов», МКБ «Союз», ОКБ «Русская авионика», ЗАО «Хиус». Программой работ предусмотрено изготовление опытных летных образцов-демонстраторов в пилотируемом («Скат-ПД») и беспилотном («Скат-Д») вариантах, проведение их летных испытаний для окончательной доводки и демонстраций, включая применение оружия.