Счетчики
ВВС России будут серьезно модернизированы и обновлены
В последнее время многочисленные средства массовой информации неоднократно сообщали о том, что военно-воздушные силы (ВВС) России, в рамках общего реформирования российской армии, приступили к реализации комплекса организационно-технических мероприятий. Предполагается, что в результате за счет оптимизации организационно-штатной структуры и масштабного оснащения модернизированной и новой техникой боевые возможности отечественных ВВС будут значительно повышены, а их способности по выполнению стоящих перед ними задач выйдут на качественно новый уровень.
Не секрет, что боевые действия с участием российских ВВС в зоне грузино-югоосетинского вооруженного конфликта, выявили целый ряд недостатков, в том числе и в техническом оснащении российских ВВС. Они накопились давно, были хорошо известны руководству Минобороны и страны, но в силу целого ряда причин финансово-экономического характера своевременно не решались. Однако события в августе прошлого года показали, что отступать дальше некуда. О том, что к решению этой проблемы приступили, свидетельствуют неоднократные командующего Александра Зелина и других руководящих лиц главкомата ВВС.
Можно констатировать, что судя по заявлениям ответственных лиц, усилия руководства российских ВВС направлены на кардинальное исправление сложившейся ситуации путем реализации мер по глубокой модернизации существующей и закупки новой техники. В целом же, в среднесрочной перспективе развитие отечественной боевой авиации пойдет по эволюционному пути, что предполагает параллельную модернизацию авиационной техники, имеющей значительный остаточный летный ресурс, и закупку техники поколений 4+, 4++, а в перспективе - пятого поколения.
Известно, что в настоящее время основным компонентом ВВС, обеспечивающим региональное сдерживание, является фронтовая авиация, оснащенная истребителями типа МиГ-31, Су-27, МиГ-29 и ударными самолетами Су-34, Су-24М и Су-25. По словам главкома Зелина в одном из последних выступлений, каждая из этих машин рядом свойств выгодно отличается от зарубежных аналогов. В связи с этим, их модернизация оправдана и экономически выгодна. Так, модернизация Су-27 и МиГ-29 позволяет почти вдвое повысить их летный ресурс и основные характеристики, что по критерию «стоимость-эффективность» сравнимо, по мнению главкома, с разработкой новых самолетов.
Су-27 (Flanker), многоцелевой истребитель для завоевания господства в воздухе и решения других задач при ведении боевых действий. Оснащен стрелково-пушечным вооружением (встроенная 30-мм пушка ГШ-301 в правой половине крыла, боекомплект 150 патронов) и ракетным вооружением на авиационных пусковых (АПУ) и катапультных (АКУ) устройствах (всего 10 точек подвески). На самолете может быть подвешено до шести управляемых ракет воздух-воздух средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации Р-27ЭР и Р-27ЭТ с увеличенной дальностью полета, а также управляемые ракеты ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73.
МиГ-29С (Fulcrum C), фронтовой многоцелевой истребитель для решения задач противовоздушной обороны небольших территорий, важных объектов военно-государственного значения и группировок войск. Для решения задач по предназначению самолет может использовать: встроенную 30-мм пушку ГШ-301 (боекомплект 150 патронов); управляемые ракеты (УР) типа Р-27 Р-73, Р-60 и РВВ-АЕ класса «воздух-воздух» различных модификаций; неуправляемые авиационные ракеты (НАР) типа С-8 и С-24Б; авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг, КМГУ. На 7 узлах внешней подвески может быть размещено до 4000 кг боевой нагрузки
Значительный эффект может быть получен и за счет повышения возможностей бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолетов. В частности, за счет расширения возможностей бортовой радиолокационной станции (БРЛС) значительно могут быть повышены огневые возможности истребителя-перехватчика МиГ-31. Совершенствование БРЛС позволит этим самолетам иметь собственное радиолокационное поле и действовать с высокой эффективностью независимо от информационной поддержки со стороны наземных и воздушных пунктов управления. В этом случае МиГ-31 с его уникальными летными свойствами может быть использован для решения задач надежного поражения радиоизлучающих и радиоконтрастных целей, а также для ведения воздушной разведки.
МиГ-31 (Foxhound), двухместный всепогодный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия, предназначенный для перехвата и уничтожения воздушных целей диапазоне от предельно малых до больших высот, днём и ночью в условиях применения противником радиолокационных (активных, пассивных) и тепловых помех. В автономном режиме длительное время может патрулировать зону ответственности и поражать малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты, высотные сверхзвуковые самолеты и другие типы целей в задней и передней полусферах. Группа из 4 самолётов МиГ-31 обеспечивает контроль воздушного пространства на фронте 800-900 км. Может использоваться в качестве самолета-лидера при ведении групповых боевых действий.
МиГ-31 оснащен системой управления вооружением «Заслон» (РП-31) в составе БРЛС-8Б с ФАР, убирающегося в полете теплопеленгатора, прицельно-пилотажного индикатора, запросчика опознавания государственной принадлежности. РЛС обеспечивает обнаружение (автосопровождение 10) воздушных целей типа «истребитель» на дальности до 180 км (120 км), на МиГ-31ДМ - до 320 км. Для поражения целей может использовать встроенную (в обтекателе с правого борта фюзеляжа) шестиствольную 23-мм пушку ГШ-6-23М (боекомплект 260 снарядов, скорострельность 6000 выстрелов/мин), а также ракеты: 4 УР «в-в» большой дальности Р-33 (Р-33С), 2 УР «в-в» Р-40 средней дальности с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения или 4 УР «в-в» ближнего боя типа Р-60. Максимальная боевая нагрузка массой до 3000 кг размещается на 8 узлах внешней подвески.
Наряду с фронтовой авиацией, военно-воздушные силы РФ планируют проведение модернизации бомбардировщиков стратегической авиации (Ту-95МС, Ту-160, Ту-22М3), одной из составляющих сил ядерного сдерживания России.
Так, наращивание боевых возможностей стратегического ракетоносца Ту-95МС будет осуществляться за счет повышения его технического совершенства и информационных процессов управления боевым применением авиационного комплекса в целом.
Ту-95МС стратегический самолет-ракетоносец, способный решать задачи по поражению важных объектов противника военно-экономического значения. Для решения боевых задач может использовать ядерные (крылатые ракеты типа Х-55 с ядерными боевыми зарядами), а также обычного бомбового вооружения массой до 20000 кг. Для самообороны самолет оснащен двумя 23-мм пушками ГШ-23, размещённых в хвостовой части фюзеляжа. Нормальная/максимальная боевая нагрузка - 9000/20000 кг.
Повышение боевых возможностей стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 связывают с улучшением его боевых свойств при решении ударных задач с применением неядерного, в первую очередь высокоточного, вооружения. Это предполагает совершенствование систем БРЭО самолета и расширение номенклатуры его вооружения.
Ту-160 (Blackjack), стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец дальнего действия, предназначен для поражения важнейших целей военно-экономического значения в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу противника при ведении боевых действий на континентальных театрах военных действий. Для выполнения своих задач может использовать вооружение массой до 40000 кг, размещенное в двух внутрифюзеляжных отсеках. В состав средств поражения могут входить 12 ракет Х-55 на двух многопозиционных ПУ барабанного типа или противокорабельные КР с радиолокационной системой самонаведения. Для поражения целей на меньшей дальности может использоваться до 24 аэробаллистических гиперзвуковых ракет Х-15 на четырех пусковых установках.
Для поражения уцелевших после ракетного удара целей, могут использоваться бомбы, размещаемые в отсеках вооружения (свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром до 1500 кг в обычном и ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины и другое вооружение). Планируется использование высокоточных КР нового поколения с увеличенной дальностью для поражения стратегических и тактических наземных и морских целей всех типов.
В целях повышения боевых возможностей Ту-22МЗ на них планируется проведение работ по обновлению бортовых систем и дооснащению высокоточным оружием на базе управляемых средств класса «воздух-поверхность».
Ту-22М3 (Backfire-C), дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик для решения задач по поражению важных целей на территории противника. В качестве бортовых средств поражения может использовать до 3 сверхзвуковых УР класса «воздух-поверхность» типа Х-22МА (масса 5900 кг, длина 11,3 м, скорость М=3, дальность применения 140-500 км, поражение морских и радиолокационно-контрастных наземных целей), до 10 гиперзвуковых аэробаллистических УР типа Х-15 для поражения наземных целей и РЛС противника (6 УР в фюзеляже на барабанной ПУ и 4 УР на внешних узлах под крылом), а также до 12 т обычных или ядерных бомб в фюзеляже (до 12 т) и на четырех узлах внешней подвески. Для самообороны оснащен пушкой ГШ-23 с укороченным блоком стволов с увеличенной до 4000 выстр./мин. скорострельностью и дистанционным управлением.
Большое внимание, по словам Александра Зелина, будет уделено обновлению вертолетного парка российской армии. По его словам, через несколько лет новые боевые вертолеты Ми-28H «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор» начнут в массовом порядке поступать в войска.
Первая партия вертолетов огневой поддержки нового поколения Ми-28Н уже поступила в ВВС России в августе 2008 года. Ранее уже сообщалось, что в соответствие с утвержденным планом, в среднесрочной перспективе на вооружение российской боевой авиации должно поступить несколько десятков таких вертолетов. Ми-28Н является одной из последних модификаций вертолета Ми-28, созданной с учетом опыта войн и локальных конфликтов последних десятилетий.
Ми-28Н (Ми-28НЭ) «Ночной охотник», вертолет огневой поддержки, предназначенный для круглосуточного ведения боевых действий и поражения наземных (танков, бронетехники, живой силы, защищенных объектов и площадных), надводных (катеров и других малых плавательных средств) и воздушных (скоростных, малоскоростных и низколетящих) целей противника, постановки минных заграждений, а также оказания огневой поддержки сухопутным войскам на поле боя.
Для решения задач вертолет может использовать встроенную подвижную пушечную установку НППУ-28Н с 30-мм пушкой 2А42 (боекомплект 250 снарядов). Кроме того, вертолет может оснащаться и использовать для поражения целей: до 16 противотанковых ракет комплекса «Атака» типа 9М114, 9М120, 9М120Ф, 9А-2200; до 8 УР 9М39 «Игла-В» класса «воздух-воздух»; до 4 блоков НАР типа Б-8В20-А (80 НАР калибра 80 мм), до 4 блоков Б-13Л (20 НАР калибра 122 мм), до 2 блоков НАР С-24Б калибра 240 мм; до 2 пушечных контейнеров УПК-23-250 с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л; до 2 контейнеров КМГУ с минным вооружением; бомбы калибра 250 и 500 кг. Максимальная боевая нагрузка может достигать 2300 кг.
По заявлению в октябре 2008 г. Александра Зелина, в 2009 г. ожидается начало оступления в войска вертолетов Ка-52 «Аллигатор». По сообщениям СМИ, в настоящее время эта машина проходит испытания и после их завершения начнется ее закупка. Решение о серийном производстве Ка-52 «Аллигатор» было принято в декабря 2008 г.
Ка-52 «Аллигатор» является двухместным многоцелевым всепогодным боевым вертолетом и в качестве командирской машины армейской авиации может использоваться для повышения эффективности действий группы вертолетов. Способен вести разведку целей, осуществлять целеуказание, координацию действий вертолетов в ходе боевых действий над полем боя и осуществлять распределение целей между ними в группе. Может осуществлять взаимодействие вертолетов с наземными командами и пунктами, а также использоваться для обучения и тренировки летчиков. Пилотировать вертолет без ограничений могут оба пилота.
При выполнении боевых задач вертолет Ка-52 может использовать 30-мм пушку 2А42 с боекомплектом 460 патронов, до 12 противотанковых управляемых ракет типа «Вихрь» (скорость 400 м/с, дальность пуска 8000 м, бронепробиваемость 950 мм), 80-мм и 122-мм НАР, УР класса «воздух-воздух» типа «Игла-В» (4 шт).
В настоящее время, по данным производителя, уже получены заявки на поставку боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и находятся на рассмотрении.
По заявлению руководства ВВС РФ в октябре прошлого года, в период с 2011 по 2015 гг. российская авиация должна получить более 100 новых вертолетов, в том числе Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор» и транспортно-боевые Ми-8.
Ми-8 (Ми-17), семейство средних транспортно-боевых (многоцелевых) вертолетов, предназначенных для решения широкого круга задач в интересах гражданских ведомств и силовых структур. На вертолете Ми-8 может устанавливаться до 4 блоков с неуправляемыми авиационными ракетами, до 4 съемных стрелково-пушечных установок с двумя 23-мм пушками ГШ-23Л, бомбы калибра 50-500 кг общей массой до 2000 кг, подвижная установка с 12,7-мм пулеметом в носовой части и до 8 шкворневых установок с 7,62-мм пулеметами в бортовых блистерах. Масса боевой нагрузки может достигать 2000 кг, перевозимого груза – 4000 кг.
О серьезности намерений по закупкам новой военной техники для российской армии, в том числе и для ВВС, говорит то, что в январе текущего 2009 г. правительство России приняло решение выделить на перевооружение российских вооруженных сил в период с 2009 по 2011 гг. около 4 триллионов рублей. Из них один триллион рублей на эти цели будет выделен Минобороны уже в 2009 году.