Счетчики
О реформах в структуре Министерства внутренних дел
Интервью заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции Александра Смирного газете «Щит и меч»
- Александр Михайлович, среди сотрудников МВД, в прессе и в Интернете муссируются слухи о серьезной реорганизации внутри министерства. В частности, много шума наделало упразднение подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. С чем это было связано?- Такое решение было принято не на пустом месте. Сама жизнь продиктовала необходимость этого. "Все течет, все меняется" - слова древнегреческого философа Гераклита, произнесенные еще в VI веке до нашей эры, актуальны и по сей день. Организованная преступность, имеющая динамический характер, меняет виды, формы и способы противоправной деятельности и требует адекватного оперативного реагирования. Оценка двадцатилетнего периода деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью свидетельствует, что они выполнили важнейшую задачу силового воздействия на организованные формы групповой преступности.
В современных условиях деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью, несмотря на существовавшую специализацию, на практике стала во многом дублировать функции служб уголовного розыска и подразделений по борьбе с преступлениями в экономической сфере. Кроме того, параллелизм в работе затруднял нормальное взаимодействие и сказывался на конечных результатах.
Хотя я не сторонник оценивать формализованные показатели, характеризующие социальные процессы, но в данном случае они свидетельствуют в пользу необходимости проведения реформы.
В 2006 году было зарегистрировано 255 преступлений, предусмотренных ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация преступного сообщества), при этом осуждены всего 147 человек, в 2007 году - 337 и 73 соответственно.
Доля в раскрытии преступлений (оконченных расследованием), совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ, указанными подразделениями составляла менее половины, несмотря на ресурсы и специализацию. Каждое пятое преступление рассматриваемой категории выявлялось уголовным розыском, а четвертая часть - сотрудниками подразделений экономической безопасности. Вклад подразделений по борьбе с организованной преступностью в раскрытие других преступлений не превышал пяти процентов.
- Чем же теперь будут заниматься сотрудники антимафиозных подразделений?
- Хотел бы еще раз подчеркнуть, вопрос упразднения подразделений, непосредственно занимающихся борьбой с организованной преступностью, не стоит. Происшедшие изменения коснулись конкретной службы, но не указанного направления оперативно-служебной деятельности. В процессе слияния с уголовным розыском и подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями был сохранен кадровый потенциал высоко-квалифицированных специалистов, обеспечивающих на должном уровне решение задач по противодействию организованной преступности как общеуголовной направленности, так и в сфере экономики.
Другой вопрос - вновь создаваемые подразделения в блоке криминальной милиции. За последние годы в стране наблюдается стремительный рост проявлений экстремизма. Только за январь - август 2008 года число преступлений экстремистской направленности увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2007 года почти на 65 процентов, а количество лиц, совершивших преступления данной категории, возросло на 76 процентов. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства представляют реальную угрозу стабильности государственного строя. В отдельных регионах Российской Федерации экстремизм стал средством раскола общества по национальному и конфессиональному признаку. А это, в свою очередь, ведет к дестабилизации социально-политической ситуации, служит питательной средой и идеологическим фундаментом для пополнения террористических банд. Именно поэтому на базе Департамента БОПиТ были созданы Департамент по противодействию экстремизму и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
- Какие еще изменения запланированы в ближайшее время в рамках проводимой административной реформы?
- Прежде всего, проведение реформ в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел Российской Федерации не является самоцелью. Каждая реорганизация должна быть тщательно выверена, четко обозначены цели и конечные результаты, а также спланирован комплекс мер по недопущению утраты контроля за криминальной ситуацией. При этом необходимо сохранить кадровый потенциал и не нарушить управленческую составляющую.
На частных вопросах структурных изменений нет смысла останавливаться, так как, несмотря на некоторые позитивные изменения в криминальной ситуации и реформирование Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316 блока криминальной милиции, становится все более очевидной необходимость коренной реорганизации органов внутренних дел Российской Федерации. Сложившаяся в прошлом веке система МВД России исчерпала свои потенциальные возможности, не соответствует концептуальным основам административной реформы и современным моделям организационного построения федеральных органов исполнительной власти. Милиция общественной безопасности, являющаяся неотъемлемой и основной частью органов внутренних дел, не обладает организационным единством, базируется на принципах тройного подчинения: Министерству внутренних дел Российской Федерации, региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления.
- То есть существующий порядок финансирования МВД России из федерального, региональных и местных бюджетов не оправдывает себя?
- Я бы сказал иначе. Он противоречит нормам федерального законодательства.
В результате более 512 тысяч сотрудников и работников органов внутренних дел находятся в финансовой зависимости от региональных (местных) бюджетов и корпоративных элит, а это, согласитесь, негативно влияет на результаты противодействия коррупции. Многоканальное финансирование блокирует перевод обеспечивающих подразделений органов внутренних дел на федеральную государственную гражданскую службу, создание территориальных органов, оптимизацию схем их размещения и перераспределения между регионами и службами штатной численности с учетом изменений криминальной ситуации.
Поэтому усилия министерства направлены на приведение системы органов внутренних дел в соответствие с действующим законодательством.
- Два предыдущих года были объявлены в МВД России годами технического переоснащения. Удалось ли достичь поставленных целей в полном объеме? Как обстояла работа по перевооружению российской милиции в 2008 году? Что запланировано?
- Не скажу, что в этом важнейшем направлении все идеально. Но все же серьезного прорыва добиться удалось. В 2006 - 2008 годах на вооружение и снабжение органов внутренних дел Российской Федерации принято 283 новых образца спецтехники. (Для сравнения: в 2005 году закупалось всего 17.) В 2008 году на приобретение новых образцов вооружения, военной и специальной техники выделено более двух миллиардов рублей. При формировании государственного оборонного заказа на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов особое внимание уделялось закупке современных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники и первоочередному обеспечению подразделений специального и особого назначения, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также обеспечивающих правопорядок в регионах со сложной криминогенной обстановкой.
Вопрос технического перевооружения и развития материальной базы милиции, проведение единой технической политики в области тылового обеспечения - это масштабный комплекс мероприятий, который необходимо решать планомерно совместно с МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
- На каком этапе находится реализация программы "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел"?
- Создание ЕИТКС ОВД - крайне необходимый проект. Ведь он позволит создать единое информационное пространство органов внутренних дел Российской Федерации. По сути ЕИТКС - это полное техническое перевооружение ОВД и формирование современной технической инфраструктуры для работы и получения информации на новом уровне. Информация будет передаваться по созданным цифровым линиям оптико-волоконной связи, через спутник и радиосигнал. В ближайшем будущем у сотрудников появится возможность пользоваться необходимыми базами данных - от региональных до федеральных. И не только со стационарных, но даже с бортовых компьютеров, которыми будут оснащены автопатрули, участковые уполномоченные милиции. То есть моментально можно будет проверить паспортные данные, водительские права, транспортные средства, регистрацию приезжающих в страну граждан и иную информацию.
В тех регионах, где ЕИТКС уже поработала какое-то время в рамках эксперимента, сотрудники смогли оценить возможность системы и, главное, ощутить ее результативность в реальных практических делах.
Система обеспечит связь с каждой дежурной частью, подразделением в режиме видеоконференции. В этом формате уже было проведено несколько совещаний федерального уровня. А это - значительная экономия денежных средств и возможность непосредственного общения с руководителем МВД, ГУВД, УВД любого региона. Начали мы использовать режим видеоконференции и в образовательных учреждениях МВД. Профессор читает лекцию или проводит семинар с курсантами в Москве, а слушатели в Рязани или Твери могут с ним общаться, задавать вопросы и получать оценки.
Найдет ЕИТКС применение и в ведомственной медицине.
Благодаря данной системе появится возможность создания автоматизированных систем правового информирования, управления дежурной службой, финансовыми ресурсами, повысится уровень защиты служебной информации.
- Говоря о внедрении передовых технологий, хотелось бы несколько подробнее остановиться на развитии сети лабораторий ДНК-анализа. Насколько эффективно зарекомендовали себя автоматизированные комплексы? Во всех ли субъектах сегодня есть возможность самостоятельно проводить исследования ДНК?
- Идентификация личности методом ДНК-анализа оказывает значительную помощь в расследовании серийных и заказных убийств, изнасилований и других тяжких и особо тяжких преступлений. Это одно из перспективных направлений использования научно-технических достижений в правоохранительной деятельности.
Сейчас лаборатории ДНК-анализа экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации функционируют в 32 субъектах Российской Федерации. Эффективность ДНК-анализа весьма высока: за два минувших года их использование позволило установить причастность более 4600 лиц к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Приведу пример. В январе 2007 года в Некрасовском районе Ярославской области была зверски убита женщина. В ходе проведения осмотра места происшествия обнаружены окурки, которые убийца тушил о тело потерпевшей. Вскоре сыщики вышли на след подозреваемого. Более того, на его одежде была обнаружена кровь. Проведенные в кратчайший срок ДНК-исследования показали, что кровь с одежды подозреваемого принадлежит потерпевшей, а на окурках слюна подозреваемого.
- Как, на ваш взгляд, сможет повлиять принятие Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" на раскрываемость преступлений?
- В нашей стране до принятия Федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" с 2006 года в МВД России существовал лишь учет ДНК биологических следов, изъятых с мест совершения нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений. Использование данного учета уже позволило раскрыть ряд серийных убийств, изнасилований, квартирных краж, совершенных на территории города Москвы, Самарской, Белгородской областей и ряда других субъектов Российской Федерации.
Со вступлением закона в силу с 1 января 2009 года появляется правовая основа формирования и функционирования федеральной базы геномной информации лиц, отбывающих наказание и осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также всех преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. С учетом запланированного финансирования мероприятий в рамках этого закона МВД России рассчитывает ежегодно ставить на учет генотипы 250 тысяч лиц указанной категории.
Опыт Великобритании, США, Канады и ряда других стран, где использование геномной информации узаконено на протяжении многих лет, показывает ее высокую эффективность. Так, например, в Великобритании с ее помощью раскрывается до 850 преступлений в неделю.
Учитывая, что большое количество преступлений совершается лицами, ранее осужденными за совершение преступлений, реализация закона позволит существенно повысить эффективность работы по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, в первую очередь террористических актов, убийств, изнасилований. Кроме того, проведение государственной геномной регистрации будет служить сдерживающим фактором для лиц, склонных к совершению преступления, а также иметь профилактическое значение и позитивно влиять на криминогенную обстановку в стране.
- Еще один вопрос, который на протяжении последнего года активно обсуждался в СМИ: введение новой формы для сотрудников органов внутренних дел. В декабре закончилась ее апробация. Что она показала? Как скоро на улицах городов и поселков можно будет увидеть "новых" милиционеров?
- По решению руководства МВД России прохождение апробации новой формы продлено до апреля 2009 года.
В эксперименте, который проводился в течение полутора лет, причем в различных климатических условиях, участвовало более полутора тысяч человек. В ходе апробации опытной формы одежды поступали замечания и предложения по ее доработке, по которым вносились изменения и дополнения в конструкцию отдельных предметов.
Массовое обеспечение сотрудников органов внутренних дел экспериментальной формой одежды за счет текущего финансирования будет осуществляться после вступления в силу соответствующего постановления Правительства Российской Федерации и издания приказа МВД России о реализации требований данного постановления.
- В феврале 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев - тогда еще в ранге первого вице-премьера Правительства РФ - на совещании в МВД России поручил принять дополнительные меры по повышению уровня социальной защищенности личного состава. Что уже удалось сделать в данном направлении? Что нового принесет 2009 год в плане материального и социального обеспечения сотрудников и военнослужащих МВД?
- Вопросы социальной защищенности личного состава - одно из самых приоритетных направлений в политике ведомства. Осуществлено поэтапное повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников на 18,8 процента.
В Правительство Российской Федерации внесены конкретные предложения по вопросу реформирования денежного довольствия военнослужащих и сотрудников.
В соответствии с этим с 1 января 2009 года установлены значительные (до 40 тысяч рублей) ежемесячные дополнительные выплаты руководителям органов (подразделений) внутренних дел.
Одновременно этим руководителям предоставлено право устанавливать аналогичные дополнительные ежемесячные стимулирующие выплаты подчиненным.
Размер такой выплаты - от 8 до 32 тысяч рублей в месяц.
По итогам календарного года будут выявляться лучшие подразделения, руководителям которых устанавливаются единовременные поощрительные выплаты за достижение наиболее значимых результатов в оперативно-служебной деятельности.
В 2009 году предусмотрены дополнительные средства на индексацию денежного довольствия военнослужащих и сотрудников с 1 августа 2009 года на 8,5 процента.
В итоге среднемесячное денежное довольствие составит: - у офицерского состава - 18,5 тысячи рублей; - у рядового состава - 12,3 тысячи рублей.
Соответственно возрастут и средние размеры военных пенсий: - за выслугу лет - до 7 тысяч рублей; - по инвалидности - до 7,5 тысячи рублей; - по случаю потери кормильца - до 3,6 тысячи рублей.
По инициативе и при участии МВД России разработано постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 года № 653, которым с 1 января 2009 года повышены предельные размеры компенсации военнослужащим и сотрудникам за наем (поднаем) жилых помещений.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" увеличены в два раза ассигнования на командировочные расходы (выплата суточных и оплата проживания).
Повышен также с 8 до 9,6 тысячи рублей размер выплаты сотрудникам и военнослужащим внутренних войск МВД России для оплаты стоимости оздоровительных путевок на детей школьного возраста.
По предложению МВД России выплата денежных средств на проведение ежегодного оздоровительного отдыха, ранее установленная только детям сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при проведении контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона, распространена на всех детей школьного возраста сотрудников и военнослужащих, погибших либо ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, независимо от места их выполнения.
В 2009 году размер этой выплаты составит 13 680 рублей на одного ребенка. В совокупности все эти и другие меры, несомненно, повысят в целом эффективность деятельности системы МВД, а значит, скажутся на реальном улучшении правопорядка в стране. Подготовил Евгений КАТЫШЕВ.