Счетчики
Истребитель пятого поколения России: реалии и перспективы
В конце прошлого и в начале 2009 года СМИ все чаще стали сообщать об активизации работ по созданию российского истребителя пятого поколения. Одно из последних – заявление вице-премьера Сергея Иванова на выездном совещании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, которое прошло в Ахтубинске. Он сказал, что боевой самолет пятого поколения, испытания которого планируется начать в 2009 году, в 2015 году должен быть принят на вооружение российской армии. Известно, что подобные истребители имеют в настоящее время только США, притом, что в России пока еще нет даже опытного образца.
Создание отечественного боевого самолета пятого поколения, который зачастую называют как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), пожалуй, одна из самых злободневных тем в области разработки и производства новых вооружений. В настоящее время существует много сторонников и противников создания ПАК ФА, приводящих аргументы в доказательство правоты своей точки зрения. Анализируя их, склоняешься к мысли о том, что есть доля правды в доказательствах обоих сторон. Но как бы то ни было, сегодня главным критерием необходимости создания любого средства вооруженной борьбы является его экономическая целесообразность и необходимость для обеспечения безопасности государства
В последнее время этот термин приобрел особую популярность, с чем и связано столь частое и не всегда правильное его употребление. Словосочетание «оружие пятого поколения» стало сегодня своего рода символом всего самого передового, эффективного и технически совершенного. Часто этот термин используется и тогда, когда объект применения, в частности отдельные виды оружия, этого, мягко говоря, не заслуживает. Попытки делить системы вооружения на четвертое и пятое поколение используется, как правило, в интересах воздействия на неискушенных слушателей с меркантильными целями (добиться выделения определенных средств, доказать таким образом какие преимущества и т.д.). Правомерность использования этих слов наиболее целесообразна применительно именно к истребителям и авиационным двигателям.
Истребитель «пятого поколения», по мнению специалистов и экспертов, имеет ряд основных отличий, позволяющих рассматривать его именно как самое современное оружие с вполне конкретными характеристиками. В первую очередь, это самолет с искусственным интеллектом, главное отличие которого от предшественников в том, что вся имеющаяся информация анализируется компьютером и выдается пилоту в виде подсказки. В числе других основных отличий - сверхманевренность и способность в крейсерском режиме летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, что достигается за счет двигателя пятого поколения.
Такой самолет должен быть более дешевым в эксплуатации. Считается, что если стоимость одного часа эксплуатации самолета четвертого поколения типа Су-27 составляет 10 тыс. долларов, то для самолета пятого поколения этот показатель должен быть в пределах до 1,5 тыс. долларов. Кроме того, истребитель пятого поколения должен обладать малозаметностью во всех физических полях. Однако есть мнение о том, что «невидимость» такого самолета является своего рода миф, так как наличие на нем радара и средств связи, в случае их работы, выдают его местоположение.
В целом же, по мнению вице-премьера Сергея Иванова, российский истребитель пятого поколения будет обладать «целым рядом уникальных особенностей, которые еще не имел ни один отечественный самолет». Он указал, что его можно будет применять круглосуточно и в любую погоду, самолет будет обладать скрытностью применения, сможет длительное время летать со сверхзвуковой скоростью и иметь высокоэффективную автоматизированную систему обороны. Этого же мнения придерживается и Владимир Каргопольцев, который в бытность начальника ЦАГИ говорил, что новый боевой самолет будет создан с учетом «порядка четырех-пяти» критериев. Одним из других первоочередных требований к такому самолету является возможность использования им укороченных взлетно-посадочных полос, а также наличие современного высокоэффективного вооружения, размещенного внутри фюзеляжа.
Следует отметить, что такие характеристики как сверхзвуковая скорость в крейсерском режиме и сверхманевренность, отличающие самолет пятого поколения от предыдущего, определяются возможностями двигателя. По словам Юрия Ласточника, директора НПО «Сатурн», участвующего в разработке новой силовой установки, в двигателе пятого поколения температура горения будет достигать 2100 градусов, удельная сила тяги может возрасти с 8 кг до 11-12 кг на килограмм массы двигателя, а его ресурс сравняется с общим ресурсом самолета.
Таким образом, требования к отечественному истребителю пятого поколения в общем плане достаточно понятны и определены. Их выработке способствует имеющийся опыт, основополагающие требования по обеспечению национальной безопасности России и боевого применения ее ВВС. Кроме того, характеристики нового самолета не должны уступать зарубежным прототипам, ибо тогда в противном случае теряется всякий смысл в его разработке.
Однако далеко не так проста и понятна ситуация с практическим созданием отечественного истребителя пятого поколения с проектным названием ПАК ФА, над которым работают АХК «Сухой» и двигателестроительная фирма НПО «Сатурн», как и то, что базовые сроки ведущихся работ уже неоднократно переносились. Тем не менее, как отметил в своем последнем выступлении на заседании ВПК, прошедшего на базе Государственного летно-испытательного центра, Сергей Иванов, «Мы уже близки к созданию прототипа».
Разработка истребителя пятого поколения оценивается в 12-14 млрд. долларов, является весьма дорогим и трудоемким процессом, который под силу только сильному государству с мощной экономикой и научно-техническим потенциалом, или группе государств. А в условиях наступившего мирового экономического кризиса это еще более затрудняет решение такой сложной проблемы. Надо полагать, что высокая стоимость разработки отечественного истребителя пятого поколения является одной из причин заключения российско-бразильских и российско-индийских соглашений о совместных работах по созданию истребителя пятого поколения. Причем в последнем предусматривается совместная разработка истребителя пятого поколения на основе ПАК ФА, который должен заменить самолеты МиГ-29 и Су-27. Стоимость проекта на момент подписания оценивалась в 10 млрд. долларов. Именно поэтому сегодня говорить о сроках создания и серийного выпуска ПАК ФА, по вопросу которого существует достаточно много противоречивых мнений, достаточно трудно.
Сомнения в целесообразности и эффективности подобного оружия раздаются и в США, где уже созданы подобные самолеты – истребитель завоевания превосходства в воздухе F-22 и семейство ударных истребителей F-35. Так, американские эксперты Пьер Спрей и Джеймс Стивенсон признали ошибкой Пентагона разработку истребителя пятого поколения F-22. В первую очередь вызывает вопросы непомерная стоимость истребителя, каждый из которых, при закупке 750 самолетов, обойдется около 149 млн. долларов. После принятого Пентагоном решения снизить объем закупок F-22 вначале до 381 самолета, а позднее до 183, цена каждого из них повысилась до 355 млн. долларов. О серьезных проблемах в этом вопросе говорит сообщение о том, что в первый же день президентства Барака Обамы группа конгрессменов планировала вручить ему письмо с просьбой о помощи этому самолету.
Не менее серьезной проблемой является подготовка кадров для новых самолетов, которая возникла в связи с вынужденным сокращением программы обучения пилотов для них. Один из важных критериев в этом вопросе и целесообразность создания такого самолета. Как отмечал в свое время директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, «Прежде чем вкладывать деньги, нужно понимать характер угроз, существующих для нашей страны. А их пока никто не определил и не объяснил». А известный летчик генерал-майор Александр Харчевский считает, что «новая машина должна появиться тогда, когда процесс модернизации предыдущего поколения зайдет в тупик. Если уж чудо-самолет и создавать, то такой, который не будет «за уши притянут» к стандартам пятого поколения».
Даже это малое перечисление трудностей, связанных с разработкой ПАК ФА, говорит о необходимости весьма значительного субсидирования работ по созданию отечественного истребителя пятого поколения. А с учетом необходимости оборудования для испытаний этого самолета специального морского полигона и проведения ряда других мероприятий общая сумма затрат может составить такую сумму, которая так или иначе, особенно в период экономического кризиса может серьезно затормозить этот процесс.
Особое значение для создания ПАК ФА имеет разработка для него двигателя нового поколения, головной разработчик которого будет определен на конкурсной основе. По мнению главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина, необходимо «в самые кратчайшие сроки» создать и довести до серийного производства столь необходимые для ВВС новые современные двигатели и конкурентоспособные военные самолеты. По его словам, «Определяющим является качество авиационной техники и вооружения, а на каких заводах и в каких КБ это будет осуществлено - государственных или с участием бизнеса, для армии не имеет никакого значения: все они российские». Он подчеркнул, что «Для нас важны результат и решение задач по обеспечению безопасности страны».
В январе 2009 года на вопросы журналистов о ходе создания ПАК ФА Зелин отметил, что разработкой двигателя для истребителя пятого поколения занимаются две группы фирм, одну из которых возглавляет полностью государственное Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», а другую - частно-государственное Научно-производственное объединение «Сатурн». Каждая из них должна представить на конкурс свой вариант двигателя и «Чей проект окажется лучшим, тот и будет определен головным разработчиком», - сказал главком. Известно, что еще в апреле 2008 года на открытии 10 Международной выставки «Двигатели 2008» было заявлено, что двигатель для истребителя 5-го поколения будет создан к 2015 году. По словам представителя командования ВВС России, в середине 2009 года по итогам конкурса должен быть определен головной разработчик двигателя, который сформирует кооперацию исполнителей по этой программе.
До 2015 года летные испытания истребителя 5-го поколения, разрабатываемого кооперацией фирм во главе с компанией «Сухой», будут осуществляться с применением имеющегося двигателя под названием «изделие 117С». Все тот же представитель ВВС отметил, что «Все летно-технические характеристики истребителя 5 поколения до 2015 года будут подтверждены в летных испытаниях с двигателем «изделие 117С». Когда на истребитель установят новый двигатель, который будет создан и испытан к этому времени, потребуется сравнительно непродолжительный период для завершения испытаний самолета и сертификации двигателя».
Какова же ситуация с созданием ПАК ФА сегодня?
Судя по заявлениям высокопоставленных лиц, работы над созданием ПАК ФА ведутся активно. Так, главком ВВС Александр Зелин еще в апреле 2008 года уверенно заявил, что самолет пятого поколения начнет полеты в 2009 году. «Глубоко убежден, что в 2009 году эта машина взлетит», - сказал он. По его словам, он несколько раз был на заводе в Комсомольске-на-Амуре и владеет ситуацией. «Созданием этой машины мы в целом удовлетворены. Я буду докладывать на правительстве, как она создается. Это будущее российских ВВС», так сказал в беседе с журналистами Александр Зелин.
Об активной работе по созданию такого самолета в июне 2008 года заявила и пресс-служба авиазавода «Компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре, где по ее утверждению идет сборка опытных образцов боевого самолета пятого поколения. «Полным ходом идут работы по разработке и созданию боевого комплекса пятого поколения. В настоящее время на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) им. Гагарина идет сборка опытных образцов», сообщила пресс-служба предприятия.
В июле ушедшего года главком ВВС РФ Александр Зелин заявил, что первый полет российского боевого самолета пятого поколения должен состояться в 2009 году. «Главная наша задача - это чтобы в 2009 году самолет пятого поколения полетел. В 2013 г. году мы должны понять, что эту машину создали», - сообщил Зелин на презентации самолета Су-35 в подмосковном Жуковском. В ходе авиасалона «Фарнборо 2008» генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян заявил, что «…серийное производство истребителей пятого поколения планируется начать в 2015 году, а производственная программа по их выпуску продолжится не менее 40 лет - до 2055-2060 годов, что является вполне реальным сроком».
В подтверждение этих слов М. Погосян привел пример производственной программы выпуска самолетов семейства Су-27/Су-30/Су-35. Истребитель Су-27 начал производиться в конце 1970 гг., самолет Су-30МКИ будет производиться в Индии по лицензии еще пять лет. Промежуточный самолет Су-35 поколения 4++ даст возможность продлить производственную программу по этому семейству до 2020 года. В целом к этому моменту времени самолетов этого семейства будет произведено около 1000 единиц. «То есть эта линейка самолетов будет выпускаться 40 лет, хотя самолет выпуска 1980 и 2020 гг. будут отличаться «как небо от земли», - подчеркнул М. Погосян. По словам М. Погосяна, «мы считаем производство Су-35 очень важным этапом, поскольку в Су-35 как промежуточную модель поколения 4++ будут внедрены многие наработки по истребителю пятого поколения, что в дальнейшем значительно снизит риски при их производстве».
Отвечая на вопросы журналистов о ходе работ по созданию российского самолета пятого поколения, Александр Зелин в августе прошлого года отметил, что «Создание боевого самолета 5-го поколения является приоритетной для Военно-воздушных сил программой. В результате ее выполнения на вооружение ВВС должен поступить многофункциональный истребитель нового поколения, предназначенный для замены истребителей Су-27, МиГ-29 и превосходящий их по уровню боевых возможностей в несколько раз».
При этом он еще раз подчеркнул, что этот самолет по своим характеристикам не будет уступать зарубежным аналогам. «К основным новым свойствам перспективного истребителя мы предъявляем такие требования как многофункциональность, сверхманевренность, всенаправленное и многоканальное применения оружия, высокоточное поражение наземных объектов, улучшенные взлетно-посадочные характеристики, пониженный уровень заметности, сверхзвуковой крейсерский режим полета». Понятно, что создание авиационного комплекса нового поколения является очень сложным системным проектом и для своего успешного завершения требует концентрации усилий всех причастных министерств и ведомств. Известно, что все необходимые мероприятия по определению требований и обеспечению финансирования программы создания отечественного перспективного истребителя проведены.
Таким образом, анализ известных решений и текущего хода разработки, подтверждаемые заявлениями высокопоставленных лиц правительства и министерства обороны России, вселяют определенные надежды на то, что разработка отечественного истребителя пятого поколения, который по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей не будет уступать лучшим зарубежным аналогам, идет по плану и будет успешно завершена в объявленные сроки.