Счетчики
Срок полномочий будущего президента России продлен
Президент России Дмитрий Медведев подписал законы о поправках в Конституцию России, касающихся отчёта Правительства перед депутатами и увеличения сроков полномочий главы государства и депутатского корпуса.
Поправки в Основной закон страны были предложены самим президентом. Эти предложения Дмитрий Медведев озвучил во время Послания Федеральному Собранию 5 ноября.
Президент особо подчеркивал, что в данном случае речь идет "не о конституционной реформе, а о корректировке Конституции, о действительно важных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов", дающих скорее "необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования".
Как сообщает пресс-служба президента России, за Государственной Думой закрепляются контрольные полномочия в отношении Правительства, в частности представление Правительством ежегодных отчётов о результатах деятельности для рассмотрения парламентом, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Соответствующие поправки внесены в часть 1 статьи 103 и часть 1 статьи 114 Конституции РФ.
Законом устанавливается, что Президент избирается сроком на шесть лет, а Государственная Дума – на пять лет. Данные изменения будут касаться Президента и Государственной Думы, которые избраны после вступления закона в силу. Соответствующие поправки вносятся в часть 1 статьи 81 и часть 1 статьи 96 Конституции РФ.
Как уже сообщалось ранее, Госдума приняла этот закон 21 ноября 2008 года, а Совет Федерации одобрил его 26 ноября. После этого проект был направлен на утверждение законодательным собраниям российских регионов.
Все 83 субъекта проголосовали за принятие поправок. В некоторых регионах "за" голосовали даже коммунисты, несмотря на то, что на заседании Госдумы фракция КПРФ голосовала против, сообщает «NEWSru.com».
22 декабря Совет Федерации утвердил итоги голосования в регионах, соответствующее постановление в тот же день было направлено президенту. После этого, согласно законодательству, было дано семь дней на возможное обжалование законов о поправках в Конституционном суде РФ.
В период с 1992 по 2006 годы 26 президентов различных государств тем или иным способом пытались изменить сроки президентских полномочий. Выступавшие с подобными намерениями главы государств действовали двумя способами.
В 14 государствах - среди них Белоруссия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Уганда - президенты просто отменяли или переписывали конституционные нормы, которые содержали ограничения. В 12 странах - в том числе в Киргизии, Намибии и Перу - реализовывался более "мягкий" сценарий, позволявший действующим главам государства оставаться у власти без внесения изменений в основной закон.
Из Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 года, Москва, Большой Кремлёвский дворец):
Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!
Мною сейчас сформулированы вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей. Это первоочередные задачи, которые будут решаться без промедления. И нет никаких сомнений в том, что мы будем вместе продолжать демократические преобразования.
Впереди большая работа и серьёзные шаги. Это и дальнейшая децентрализация, и гуманизация социального устройства и политической системы. И чем более свободна и разнообразна общественная жизнь, чем динамичнее экономика и острее политическая борьба, тем прочнее и стабильнее должны быть фундаментальные институты демократии, её, образно говоря, несущие конструкции, на которых держится всё здание демократического государства.
Думаю, многие со мной согласятся, что российская политическая культура, да и наше общественное мнение, отводят эту роль Президенту и федеральному парламенту – двум институтам высшей государственной власти, которых отличает прежде всего то, что они избираются всенародно и действуют от имени всей страны.
Убеждён, наше движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным лишь в том случае, если авторитет Президента и Государственной Думы будет достаточно высок, основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточно времени, чтобы всё заявленное провести в жизнь и результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями, перед страной.
Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу страной и в этих условиях укреплять демократические институты и поддерживать стабильность. Вот далеко не всё, но наиважнейшие причины, в связи с которыми я вношу два предложения.
Первое. Расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы (статья 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.
И второе предложение. Увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно.
Эти вопросы начиная уже с 90-х годов поднимались неоднократно. Эти темы давно обсуждаются. Многие ссылались на историю, которая знает достаточное количество случаев, когда демократические государства изменяли сроки полномочий органов государственной власти.
Не буду их перечислять, эти случаи общеизвестны, но хочу прямо сказать: речь идёт не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но всё же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов. Они, скорее, дают необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования. Так что «реформаторский зуд» в отношении Основного закона абсолютно неуместен. Российская Конституция эффективна, она работает, и её базовые положения должны на многие годы вперёд оставаться незыблемыми. Права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местного самоуправления, другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период.
И эти фундаментальные установления я, как гарант Конституции, буду хранить и защищать.