Счетчики
Комплексная система безопасности позволит не утратить контроль за оперативной обстановкой
24 декабря 2008 г. в МВД России под председательством Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева было проведено очередное заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений.
В мероприятии приняли участие члены Комиссии, представители федеральных органов исполнительной власти, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также в режиме видеоконференции - председатели межведомственных комиссий по профилактике правонарушений Российской Федерации и руководители МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
В ходе работы участники заседания обсудили следующие вопросы:
- меры, принимаемые органами и учреждениями системы профилактики правонарушений по предупреждению уличной преступности, созданию и применению технических средств для охраны правопорядка и общественной безопасности;
- опыт работы государственных органов исполнительной власти в сфере культуры по профилактике правонарушений;
- итоги выполнения в 2008 году Плана мероприятий по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства на 2008-2010 годы (введенного в действие Правительством Российской Федерации (30.12.2007 ВЗ-П4-6786) и постановлений Правительства Российской Федерации 723-92 г., 332-98 г. о передаче медицинских вытрезвителей в систему органов здравоохранения);
- итоги работы Комиссии в 2008 году и проект плана работы Правительственной комиссии по профилактике правонарушений на 2009 год.
В своём выступлении Глава МВД России отметил, что организационный этап формирования органов управления многоуровневой государственной системой профилактики фактически завершен, а проведенная работа приносит положительные результаты. За 11 месяцев 2008 года число зарегистрированных преступлений уменьшилось на 7,2%. Количество уличных преступлений сократилось на 5%. Положительно оценивается снижение более чем на треть (-33,2%) уголовно наказуемого хулиганства и практически на четверть - разбойных нападений (-22,6%), а также уменьшение зарегистрированных грабежей (-15,9%) и краж (-4,1%). В масштабах страны это десятки тысяч граждан, которые не подверглись криминальному насилию.
Рашид Нургалиев подчеркнул, что в процессе модернизации системы профилактики первостепенная роль отведена региональному уровню, значительное внимание уделяется максимальному использованию потенциала регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания. В настоящее время в большинстве субъектов (60) страны приняты законы, регламентирующие участие граждан в охране общественного порядка. В 15 субъектах Российской Федерации (в Чувашской Республике, Краснодарском, Пермском краях, Архангельской, Белгородской, Владимирской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Липецкой, Пензенской, Орловской, Смоленской, Томской областях и г. Москве) действуют нормативные предписания, предусматривающие ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей или иных законных представителей. В Краснодарском крае с 1 августа 2008 года вступил в силу закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», исполнение которого принесло значительный положительный эффект. Так, за истекший период почти на четверть (23,4%) снизилось количество фактов участия несовершеннолетних в противоправных деяниях, в т.ч. в кражах - на 30%, грабежах и разбойных нападениях - на 34%. На 8,5% сократилось количество преступлений, совершенных в отношении самих несовершеннолетних.
За время действия закона сотрудниками милиции во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами выявлено около 45 тыс. несовершеннолетних, находящихся в общественных местах без родителей после 21 часа. 812 несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, оказана помощь. 286 детей помещены в учреждения органов социальной защиты населения, 129 - в учреждения здравоохранения, 54 - в муниципальные отделы опеки и попечительства, 343 - в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Согласно данным статистического опроса, действие данного закона поддерживает более 90% жителей Краснодарского края.
Министр внутренних дел Российской Федерации в своем выступлении обратил внимание собравшихся на то, что современные методы борьбы с уличной преступностью должны включать в себя системы технических средств визуального контроля за оперативной обстановкой и управления нарядами комплексных сил органов внутренних дел, информационного обеспечения.
Рашид Нургалиев подчеркнул, что даже самые простые технические системы видеонаблюдения, экстренной связи с милицией, мониторинг общественных зданий, мест пребывания граждан, школьных дворов позволяют повысить уровень контроля за ситуацией в общественных местах и снизить уровень уличной преступности. С применением технических средств установлены виновные по 11,1 тыс. преступлениям, выявлено более 125 тыс. административных правонарушений. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 13.07.2007 Пр-1293ГС в субъектах Российской Федерации осуществляется работа по внедрению систем видеонаблюдения и телеобзора в охране общественного порядка. В 2009-2010 годах планируется выделить на эти цели более 6,8 млрд. рублей.
Участники заседания подробно проанализировали деятельность общественных формирований в сфере охраны порядка. Глава МВД России отметил, что положительный опыт использования потенциала общественности в правоохранительной сфере накоплен в таких регионах, как Москва, Краснодарский край, Воронежская, Вологодская, Ивановская, Орловская областях и ряде других.
В некоторых регионах, где движение за возрождение и развитие казачества получило широкий размах, руководством администраций принимаются дополнительные меры по его развитию. В частности, в Ростовской области действует областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2007-2010 годы, нацеленная на укрепление духовных и нравственных основ донского казачества, реализацию государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи, комплексное развитие казачьих кадетских образовательных учреждений, обеспечение условий для несения государственной службы членами казачьих обществ. В Нижегородской области активно развиваются студенческие отряды охраны общественного порядка. Они оказывают помощь органам внутренних дел при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, взаимодействуют с участковыми уполномоченными милиции и инспекторами по делам несовершеннолетних, обслуживающими учебные заведения, общежития, территорию студенческих городков. В Саратовской области при вузах созданы и работают студенческие добровольные отряды правопорядка.
Участники заседания также отметили, что большой проблемой остается ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Бытовые трудности, отсутствие жилья и элементарных средств существования, являются причинами совершения такими лицами новых преступлений. Для решения этих проблем Министр внутренних дел российской Федерации предложил создать во всех органах местного самоуправления наблюдательные комиссии, деятельность которых должна заключаться в контроле за восстановлением права на жилье лиц, освободившихся из мест лишения свободы, бронировании рабочих мест на предприятиях, независимо от форм собственности, а также оказании бесплатной медицинской помощи и сохранении жилья за отбывавшими наказание в местах лишения свободы.
В настоящее время общее количество учреждений социального обслуживания граждан в целом по стране составляет более 3,8 тыс. (в 2005 г. их насчитывалось 1,9 тыс.). Данные социальные учреждения профилированы по следующим категориям граждан: для утративших социальные связи; для несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний и спецучреждений и не имеющих жилья; для психически больных, представляющих социальную опасность; для одиноких престарелых и инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы; для страдающих алкоголизмом и наркоманией. Наибольшее количество таких учреждений функционирует в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.
Участниками заседания было особо отмечено, что приоритетным направлением в сфере обеспечения общественной безопасности является борьба с наркоугрозой и алкоголизацией населения. На сегодняшний день на учётах в милиции стоит 110,4 тыс. наркозависимых, 253,9 тыс. хронических алкоголиков и 212,7 тыс. семейных дебоширов на почве пьянства. Значительно затрудняет профилактику отсутствие правового и организационного механизмов принудительного лечения от наркомании и алкоголизма, а пропагандируемый принцип добровольности лечения не эффективен. Всего в России действуют 718 наркодиспансеров и их отделений, при этом функционируют лишь 182 медицинских центра и отделений детоксикации, в ряде субъектов ощущается их нехватка. Кроме того, требуется введение специализированного направления наркологии по лечению детей от алкоголизма, расширению детских центров детоксикации.
Глава МВД России подчеркнул, что в качестве первоочередной меры является принятие федерального закона о принудительном лечении граждан от алкоголизма и наркомании, мерах по раннему выявлению алкогольной и наркотической зависимости, особенно у детей. Также Рашид Нургалиев отметил, что региональным комиссиям по профилактике в первом квартале 2009 года следует проанализировать состояние работы по развитию в субъектах системы учреждений социального обслуживания граждан, их социальной реабилитации и адаптации, принять меры по ее совершенствованию.
Министр внутренних дел Российской Федерации в своем выступлении сообщил, что одним из перспективных направлений формирования системы профилактики являются принимаемые в регионах меры по законодательному урегулированию вопроса квотирования рабочих мест на предприятиях и в учреждениях муниципальной собственности в целях создания условий для получения профессии и разрешения проблем занятости лиц с деформацией социальных ценностей.
В Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской и Ростовской областях приняты решения о выделении таким лицам 3% рабочих мест в организациях с численностью персонала свыше 30 человек, установлении для таких организаций налоговых и иных льгот. В ряде субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение правил о квотировании рабочих мест, в том числе для несовершеннолетних (законы Нижегородской, Новосибирской, Орловской областей, Алтайского края).
Участники заседания отдельно отметили, что приоритетной задачей в сфере профилактики является также предупреждение экстремизма и терроризма, т.к. серьезную обеспокоенность в российском обществе вызывает рост насилия на этнической почве, религиозная нетерпимость, стремление посеять недоверие и разлад в многонациональное население страны. Особую тревогу вызывает и активизация деятельности различных молодежных организаций экстремистской направленности, которые сформировали свои отделения в значительном числе субъектов Российской Федерации. В 2008 году органами внутренних дел выявлено 53,9 тыс. подростков, входящих в группы преступного, антиобщественного, экстремистского и иного характера (с 2005 года - 202,7 тыс.).
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев подчеркнул, что в целях привлечения внимания общественности к проблемам профилактики экстремизма, ксенофобии, формирования толерантного поведения, МВД России направило обращения к главам традиционных религиозных конфессий, провело встречи с их лидерами об оказании содействия в работе по формированию у граждан законопослушного поведения, духовных и нравственных принципов, здорового образа жизни и консолидации усилий в борьбе с преступностью.
В завершение работы участники заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений отметили, что деятельность региональных комиссий по профилактике позволила активизировать работу по принятию в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы предупреждения преступлений, ресоциализации ранее судимых лиц, участия граждан в охране правопорядка.
В 2009 году работа Комиссии будет сосредоточена на дальнейшем решении следующих вопросов:
- ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание, в том числе в местах лишения свободы;
- профилактики алкоголизма и наркомании;
- предупреждения экстремизма и терроризма;
- создания и применения систем технических средств для охраны правопорядка и общественной безопасности;
- разработки проектов федеральных законов, обеспечивающих создание и устойчивое функционирование государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений.