Счетчики







Безопасность полетов – дело профессионалов

Самолет А-50 в сопровождении двух истребителей МиГ-31. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

Каждый самолет создается с целью летать долго, эффективно и безопасно. Но чтобы это реализовать в жизни, самолету нужна техническая квалифицированная поддержка настоящих профессионалов, способных продлить срок жизни «крылатых машин» и одновременно обеспечив безопасность полетов, сохранить жизни тех, кто на этих самолетах летает. Именно такие профессионалы работают в ЗАО «НТЦ ЭРАТ» – организации, занимающейся проблемами обеспечения летным ресурсом авиационной техники Государственной авиации.

Совсем недавно парк государственной авиации регулярно пополнялся новыми летательными аппаратами и, параллельно с этим, велась активная работа по продлению ресурсов авиационной техники, находившейся в эксплуатации. Отечественная авиация становилась больше и сильнее день ото дня. Но времена изменились и в войска редко стали поступать новые самолеты и вертолеты, материальные ресурсы и авиационное топливо. Летчики перестали летать, а сроки службы имеющихся на вооружении самолетов достигли своего предела. Между тем многие разработчики и изготовители авиационной техники в условиях распада СССР оказались за пределами России.

Специалисты за работой. Фото "Авиапнорама"

В это непростое время Россия нуждалась в появлении специализированных организаций, способных взвалить на себя решение проблемы продления сроков службы и ресурсов воздушным судам государственной авиации. Такие организации, одной из которых стало созданное в 1996 году ЗАО «Научно-Технический Центр Эксплуатации и Ресурса Авиационной Техники», появились. С тех пор «НТЦ ЭРАТ» уже на протяжении 12 лет активно создает условия для безопасной, эффективной и длительной эксплуатации авиационной техники. Другими словами, предприятие обеспечивает самолету возможность достижения упомянутых в начале трех целей.

Что же необходимо, чтобы определить способность самолета летать или отправить его на свалку? По мнению специалистов «НТЦ ЭРАТ», ответ на этот вопрос можно получить лишь при индивидуальном и скрупулезном исследовании каждого летательного аппарата и обобщении опыта эксплуатации подобной техники. Для этого организация активно сотрудничает с опытно-конструкторскими бюро, заводами-изготовителями авиационной техники, ведущими авиаремонтными предприятиями России и научно-исследовательскими организациями. Только на основе всестороннего анализа технического состояния воздушного судна с использованием собственной, а «НТЦ ЭРАТ» работает во всех без исключения регионах базирования авиации, и предоставленной партнерами информации, специалисты предприятия дают рекомендации по продлению срока службы воздушной машины и гарантируют возможность ее дальнейшего исправного функционирования. Известно, что самолеты ошибок не прощают – значит, любая возможность ошибки должна быть исключена.

Неразрушающий контроль. Фото "Авиапанорама"

За 12 лет своей деятельности компания решила широкий спектр задач по поддержанию исправности самолетов типов «Ан», «Ил» и «Ту», а также вертолетов типа «Ми». Были внедрены новые методики оценки технического состояния летательного аппарата после длительного хранения и применения по назначению, усовершенствованы правила технического обслуживания, разработаны уникальные технологии и регламенты, позволяющие своевременно выявить и устранить скрытые отказы и неисправности. Сегодня именно «НТЦ ЭРАТ» является единственной российской организацией, которая проводит работы надлежащего качества по самолетам производства АНТК имени О.К. Антонова. Так, в сотрудничестве с украинским ОКБ назначенный срок службы самолетов Ан-12 был продлен до 50 лет, Ан-26 – до 40, Ан-22А – до 36 лет.

В числе тесно сотрудничающих с «НТЦ ЭРАТ» много других ведущих мировых производителей авиационной техники, среди которых ОАО «АК имени С.В. Ильюшина», ОАО «Туполев», МВЗ имени М.Л.Миля, ЗМКБ «Прогресс», НПО «Сатурн» и другие. Такое плодотворное взаимодействие приносит высокие результаты, при том, что предприятие постоянно самосовершенствуется. Если в год создания «НТЦ ЭРАТ» продлил срок службы 66 машинам, то в 2008 году количество исследованных единиц авиационной техники достигло 287. А в следующем году, согласно плану, их число должно перевалить за 300. Всего же за время существования компании был продлен срок службы более чем 2000 самолетам и вертолетам, 600 авиационным двигателям и 350 воздушным винтам.

Ремонт. Фото "Авиапанорама"

Проведенные сотрудниками НТЦ исследования позволяли выявлять механизм различного рода повреждений, а значит, предотвратить возможность авиационных событий и, следовательно, потенциально спасти сотни жизней. Для решения этой задачи организация постоянно совершенствует оборудование в области неразрушающего контроля и технической диагностики. Так, в 2004 году была произведена полная замена устаревших диагностических приборов новыми – высокотехнологичными, созданными на современной элементной базе. Благодаря этому качество и достоверность работы специалистов возросло в разы. Сегодня экспертами НТЦ применяются самые современные дефектоскопы, толщинометры и рентгеновское оборудование, позволяющие различными способами проверять не только детали авиационной техники методом неразрушающего контроля, но и прогнозировать предполагаемое время ее работы до разрушения.

Контроль и ремонт бортового радиоэлектронного оборудования. Фото "Авиапанорама"

Высокие требования предъявляются и к сотрудникам, от которых зависит принятие столь важного решения, как продление жизненного цикла самолета. Изначально в состав сотрудников «НТЦ ЭРАТ» вошли военные ученые, служившие в 13 ГНИИ МО РФ и занимающемся вопросами ремонта и эксплуатации авиационной техники. Это настоящие мастера своего дела, на услуги которых есть спрос и в России, и за рубежом. С тех пор кадровый состав организации только усиливался. Сегодня 90% сотрудников НТЦ – это высококвалифицированные ученые, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук. Главным клиентом и партнером организации являются Военно-воздушные силы РФ, на долю которых приходится почти 80% всех работ, осуществляемых компанией, а также авиация ВМФ (10%), КВ (1%), МВД (1%), РВСН (5%) и РХБЗ (1%), которые также пользуются услугами «НТЦ ЭРАТ».

Профессионалы способствуют быстрому росту и молодых ученых, притом, что для того чтобы стать сотрудником «НТЦ ЭРАТ» необходимо пройти серьезный конкурсный отбор. Среди предъявляемых к ним требованиям - отличное знание конструкции самолета, двигателя и различной документации по выполнению работ, наличие навыков по объективному и инструментальному контролю самолета, организаторских способностей, умение оценить техническое состояние летательного аппарата. Такой сплав опыта и знаний вселяет уверенность в том, что российские самолеты еще долго будут летать.

По материалам статьи доктора технических наук, профессора Владимира Горшкова, опубликованной в журнале «Авипанорама» №5-2008

Сайт создан в системе uCoz