Счетчики
В информационной войне превосходство в военной мощи не гарантирует от поражения
В конце ноября многие СМИ сообщали о мощной компьютерной атаке на сверхсекретные компьютерные сети Пентагона. Это уже не первое за последнее время серьезное и масштабное кибернападение, которое американские специалисты рассматривают как угрозу национальной безопасности. Высшее военное руководства страны не исключает, что эти атаки ведутся из России, отдельными хакерами или «с подачи» российского правительства.
О создавшейся ситуации и опасениях было официально доложено президенту Джорджу Бушу. Как считает американская газета The Los Angeles Times, регулярно освещающая проблему кибербезопасности американских секретных служб, этот исключительный шаг подтверждает всю серьезность угрозы. В докладе сотрудников Пентагона не обозначена степень нанесенного ущерба, но говорится об атаке на компьютеры Центрального командования, которые используются для руководства действиями американцев в Ираке и Афганистане, а также на компьютеры, используемых непосредственно в зонах боевых действий. Подверглась нападению и секретная сеть с установленной на ней сверхмощной защитой.
По данным издания, первые признаки серьезных проблем в области электронной безопасности Пентагона были отмечены в середине ноября, когда был введен запрет на использование флэш-носителей без указания конкретных причин. Сегодня же причина, как и степень угрозы, стали очевидны. Хакерская программа, известная как agent.btz, в течение многих месяцев нападала на неправительственные американские компьютеры, а теперь атаковала и компьютерные сети Пентагона. Программа отличается тем, что способна самостоятельно записаться на любой внешний носитель информации при подсоединении его к зараженному компьютеру. Такие носители постоянно используются военными в Ираке и Афганистане, а многие чиновники хранят на них важнейшую информацию и носят на шнурке на шее. Запрет их использования значительно усложняет обмен информацией в зонах боевых действий и принятие этой меры лишь подтверждает реальность и серьезность угрозы agent.btz.
Основанием для подозрения России в причастности к компьютерным атакам, по мнению газеты, стали ухудшающиеся отношения между Вашингтоном и Москвой, рост напряженности в связи с американскими планами по размещению ПРО в Восточной Европе, непосредственно у российских границ, взаимные обвинения в региональном вмешательстве после поддержки США «демократических» процессов в бывших советских республиках-странах СНГ и активизация России в Латинской Америке. Это подтверждают и высказывания американских чиновников, которые в последнее время неоднократно говорили о возможности кибернападений из других стран, выделяя, при этом, Китай и Россию. По мнению газеты, такие опасения подтверждаются рядом примеров. Так, в 2007 году в Эстонии правительственные компьютеры были закрыты из-за хакерской атаки из России, а электронные нападения против Грузии были совершены накануне и с началом военного конфликта в Южной Осетии.
В настоящее время информация пронизывает все сферы современной жизни и для подавляющего большинства населения важнейшим средством связи с внешним миром стали Интернет, телевидение, радио и печать. Этим обусловлена та особая важность информационного оружия, сфера применения которого настолько широка, что сегодня ряд специалистов и экспертов берут на себя смелость утверждать, что лишь одним этим оружием можно выигрывать и проигрывать войны. Определенным подтверждением этого может быть то, что оно достаточно хорошо показало себя во время цветных революций в Грузии и Украине.
Информационное оружие называли оружием будущего американские президенты Джордж Буш и Билл Клинтон, его давно применяют на практике Пентагон и ЦРУ. Главный поражающий фактор этого оружия - манипуляция сознанием. В арсенале этого средства сегодня очень большую роль играет Интернет.
Рост его популярности приводит к тому, что некоторые люди начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Это - наркотизирующий воображаемый мир и мышление погруженного в него человека становится аутистическим, что и обеспечивает возможность манипулировать им. Информационное пространство в настоящее время фактически превращается в театр военных действий, где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество. Средствами для реализации поставленных целей являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также специальные средства проникновения в информационные сети.
Сегодня, как отмечает в своем исследовании историк, философ и политолог Сергей Кара-Мурза, стал актуальным давно разработанный на Западе страх перед терроризмом, как эффективное средство манипуляции сознанием. Политические силы, борющиеся с государством или, напротив, с его противниками, стали использовать террор в «войне всех против всех», запугивая население. Главная цель подобного метода - не убийство конкретных личностей, а воздействие на чувства широкого круга людей. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы». Деморализованные и запуганные люди сами делают, требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые этим людям зачастую совсем не выгодны. Иногда самый большой выигрыш от этого получают политики, которые пользуются страхом населения перед терактом. Как отмечает тот же Кара-Мурза, терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно.
Военные специалисты считают, что сегодня угроза начала «компьютерных войн» («кибервойн») весьма реальна и требует постоянного и очень серьезного отношения к ней. Это подтверждается известными фактами регулярных вирусных и хакерских атак на компьютерные сети США и других стран. Как считают эксперты, последнее нападение на компьютерные сети Пентагона, вероятнее всего было спланировано и проведено специально с целью их масштабного поражения. Эти и другие факты лишь подтверждают разговоры о начале «компьютерных войн». По оценкам специалистов, в такой войне побежденным может оказаться даже то государство, которое обладает превосходящей противника военной мощью.
Судя по сообщениям зарубежных и отечественных СМИ, военные и ученые ряда стран мира уже приступили к активной разработке и созданию «информационного оружия» и заявили о подготовке к ведению информационных войн. Это подтверждается созданием спецподразделений в вооруженных силах и других силовых структурах ряда государств. В связи с этим «компьютерные войны» («кибервойны») можно рассматривать как часть более широкого понятия информационных войн. Какова же сейчас ситуация в этой бурно развивающейся области информационных технологий и каких действий можно ожидать в ближайшем будущем в различных странах?
Известный американский аналитик, полковник ВВС США Ричард Шафрански достаточно полно раскрыл суть и содержание теории информационной войны в своей статье «Теории информационного оружия». В ней он отметил, что «цель информационной войны - так повлиять на поведение противника, чтобы он не знал, что на него воздействовали. Успешная информационная кампания ведет к решениям (и действиям) противника, которые противоречат его намерениям или мешают их выполнению. Цель информационных атак на оперативном уровне – создание таких помех, которые не позволяют противнику действовать скоординированно и эффективно. Гармонизация действий на обоих уровнях заставляет противника принимать решения, которые помогают нам достигать наших целей и мешают противнику добиваться выполнения своих». По его мнению, «Информационная технология в наше время делает возможным «управление» при минимальном насилии и кровопролитии». При этом Шафрански отмечает, что «победа в информационной войне - это подчинение врага и абсолютная власть над ним».
Информационная война может быть частью сетевой войны («кибервойны»), или выступать в качестве самостоятельной формы ведения военных действий, а в качестве «противника» рассматривается любой объект, чьи действия противоречат достижению поставленных целей. За пределами своего государства это может быть «образ врага» или «не мы», а внутри - любой, кто противостоит или недостаточно поддерживает руководство («лидера»), которое управляет средствами информационной войны. Если члены группы не поддерживают цели «лидера» в ходе боевых действий, внутренняя информационная война (включающая пропаганду, ложь, террористические акты и слухи) может быть использована для их принуждения быть более лояльными по отношению к «лидеру» и его целям.
Одним из основных положений информационной войны, по мнению Шафрански, является то, что она должна начинаться еще до того, как действия противника станут откровенно враждебными. Иными словами, информационная война должна носить упреждающий характер.
Какова же ситуация в вопросах подготовки к таким войнам в основных ведущих странах?
США, судя по сообщениям СМИ, очень серьезно относятся к вопросам возможных «кибервойн». В связи с ростом перспективы информационных войн американские эксперты по безопасности в настоящее время активно обсуждают меры по повышению оснащенности и подготовки компьютерных специалистов. По их мнению, наряду с укреплением электронной безопасности и усилиями разведки, одним из направлений может быть повышение уровня своих специалистов до такой степени, при которой они были бы способны не только квалифицированно защищаться, но и взламывать компьютерные сети других стран.
Началом действий американской администрации в области защиты от компьютерных диверсий является формирование Президентской комиссии по защите критической инфраструктуры в 1996 году и разработка Национального плана защиты информационных систем США (подписан президентом 7.01.2000 г.). На реализацию этого плана было затребовано 2,03 млрд. долларов из федерального бюджета. Для повышения эффективности работы в целях защиты информационных систем и компьютеров была создана Объединенная оперативная группа по защите компьютерной сети Министерства обороны во главе с главнокомандующим космического командования, на которого c 1 октября 1999 года была возложена вся ответственность за защиту сетей ЭВМ Минобороны США. С 2000 года Министерство обороны начало работы с союзниками по вопросу обеспечения информационной безопасности. Тем не менее, с учетом мнения экспертов и доступной по каналам Интернета информации, в настоящее время уровень информационной безопасности систем Минобороны США, несмотря на реализованные мероприятия, повысился незначительно.
Известно, что в настоящее время в Пентагоне активно обсуждаются методы войны в киберпространстве. По сообщению той же Los Angeles Times, дебаты уже продолжаются несколько месяцев и приобрели особую актуальность после атак хакеров, которые по времени совпали с действиями российских войск в начале августа на территории Грузии. По мнению издания, дебаты отражают неуверенность в состоянии существующих методов вести кибервойны на глобальном уровне. В Пентагоне, несмотря на отсутствие окончательного решения об истинных причинах кибертак на электронные сети в Грузии, все внимательнее изучают как Россия и другие страны используют киберпространство.
Американская «Национальная военная стратегия операций в киберпространстве», которая была в начале нынешнего года рассекречена, лишь подогрела дебаты в Пентагоне и дала военным «зеленую улицу» для расширения своего потенциала. Они считают, что при реализации их предложений появится возможность перехватывать контроль над беспилотными летательными аппаратами противника, выводить из строя его самолеты непосредственно в полете, а также в нужный момент выборочно прекращать подачу электроэнергии на военные объекты без воздействия на объекты гуманитарного значения. «С течением времени кибервойна будет становиться очень важным элементом нашей тактики ведения войны, ее методов и процедур», - отметил Майкл У. Уинн, экс-секретарь по делам ВВС США.
В 2007 году в ВВС было учреждено временное управление по вопросам «кибервойны» (Cyber Command), а операции в киберпространстве были внесены в список боевых задач наравне с традиционными. В настоящее время командование ВВС планирует создание постоянного Cyber Command. Другие программы США в этой области, концентрируют свои усилия, в основном, на защите своих (военных и правительственных) и поиске разведывательных данных в международных компьютерных сетях. В армии и на флоте США эта работа подобного рода налажена, но сводится, в основном, к сбору информации разведывательного характера, сосредотачивая основное внимание на сборе данных о повстанцах в Ираке и Афганистане.
В настоящее время новейшие разработки в области операций в киберпространстве имеются на вооружении Агентства национальной безопасности (АНБ, разведывательного подразделения министерства обороны США), которое отслеживает телефонные разговоры, переписку по электронной почте и связь по другим каналам с иностранцами. По словам одного высокопоставленного представителя Пентагона, АНБ – «это главный кладезь разработок и опыта». По мнению некоторых действующих и бывших сотрудников Пентагона, при соответствующем разрешении американские военные могут выйти за пределы сбора информации и создать широкий спектр наступательных средств, сочетающиеся с традиционными методами ведения войны. Вместе с тем другие высокопоставленные военные считают, что Пентагон ежедневно подвергается атакам хакеров и потенциальных кибервзломщиков, поэтому приоритетной задачей сегодня является защита сетей вооруженных сил.
Пару лет назад в качестве основных источников угрозы из киберпространства ЦРУ рассматривало только Россию и Китай. Однако сегодня, по мнению американских экспертов, уже более 20 стран планируют и и могут осуществлять различного рода информационных операции, направленные против Соединенных Штатов. В ЦРУ считают, что ряд противостоящих США государств, рассматривают информационную войну как составную часть своих новых военных доктрин. Рассекреченные данные оценки потенциальной угрозы со стороны других стран в отношении США, которую провел ее ВМФ, определяет Россию, Китай, Индию и Кубу в качестве стран, открыто подтвердивших политику подготовки к информационной войне и которые быстро наращивают свои возможности в этом направлении. Северная Корея, Ливия, Иран, Ирак и Сирия рассматриваются как страны, обладающие определенными возможностями, а Франция, Япония и Германия – как страны, проявляющие большую активность в этой области.
Россия, по сообщениям СМИ, наряду с другими странами, находится на пути разработки так называемого «информационного оружия». Это подтверждает и сообщение Александра Бурутина, сделанное им на заседании Национального форума информационной безопасности «Инфофорум» (25-26.01.2007 г.) о том, что в вооруженных силах России началась разработка концептуальных решений, элементов и способов ведения информационных операций. Следует отметить, что «Инфофорум» проводился под патронажем правительства РФ и рассматривал ключевые проблемы безопасности страны. Уже то, что среди его участников были представители ФСБ, ФСО, Мининформсвязи, Росинформтехнологий, члены Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей говорит о том, насколько серьезен сегодня подход к вопросам информационного противоборства и информационной безопасности.
Как было заявлено на «Инфофоруме», цели войны в настоящее время достигаются не за счет силы, а «за счет технологического и информационного превосходства». По мнению выступающих, «информационное оружие» сочетает в себе такие, казалось бы несовместимые категории, как невысокий уровень затрат и высокую эффективность применения. «Оно не уничтожает противника, для него не требуется создание сложных структур и при этом нет необходимости пересекать границы», - сказал в своем выступлении Бурутин. По его мнению, наряду с воздействием на средства телекоммуникаций, одним из главных объектов воздействия информационного оружия «остаются люди, их мировоззрение». И это воздействие, по его словам, уже сегодня «ведется по линии разрушения духовных ценностей, путем воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание» населения России.
По словам Бурутина, с помощью такого оружия ряд неправительственных организаций, поддерживаемых из-за рубежа, формируют негативный образ России. В связи с этим Россия предпринимает определенные меры для противодействия информационному оружию, применяемого извне. «Уже ряд стран взяли курс на ведение информационных войн. Объемы финансирования на эти цели свидетельствуют о том, что превосходство в информационной сфере рассматривается как один из основных способов достижения национальных стратегий этих стран в 21 веке», - сказал в своем выступлении генерал Бурутин.
Он подчеркнул, что потребители информации, к которым относится сегодня все население развитых стран и большинство жителей стран развивающихся, исследуются «как под микроскопом», тщательно изучаются их привычки и желания, а затем населению внедряются необходимые установки, желания и знания. Немаловажную роль в этом играет и «организационное оружие», среди методов которого - поиск общего врага, принцип «разделяй и властвуй», контрпропаганда. В связи с этим российские силовые структуры стремятся сохранить национальную информационную независимость.
По мнению зарубежных и отечественных специалистов, до последнего времени в России практически не существовало ясной государственной позиции по этой проблеме. Как считает журналист Сергей Гриняев, это, собственно, и привело к поражению в холодной войне. В сентябре 2000 года президентом РФ была подписана Доктрина информационной безопасности России. В отличие от подхода США к этим вопросам, в российской Доктрине на первое место ставится обеспечение информационной безопасности индивидуального, группового и общественного сознания.
Для реализации основных положений Доктрины и обеспечения информационной безопасности России было создано Управление информационной безопасности в Совете безопасности РФ. Сегодня в работах по проблеме информационной войны участвуют Министерство обороны, ФАПСИ, ФСБ и Управление «Р» МВД, которое занимается расследованием преступлений в высокотехнологической сфере информационных технологий. По сообщениям зарубежных СМИ и специалистов, вопрос контроля компьютерных сетей в России пытались реализовать уже неоднократно. Считается, что более активными и результативными эти усилия стали с того момента, когда Дмитрий Медведев занял пост президента. Как активный пользователь Интернета, он прекрасно понимает, насколько в сегодняшних условиях это мощное информационное оружие.
Китай термин «информационная война» уже давно включил в лексикон своих военных специалистов и сегодня неуклонно движется к формированию единой доктрины информационной войны. Если революцию в военном деле рассматривать как существенное изменение в технологии, дающее преимущество в военном обучении, организации, стратегии и тактике военных действий, то Китай, как отмечают специалисты, сегодня действительно испытывает истинную революцию в киберпространстве, в отличие от всех остальных стран. Китайская концепция информационной войны включает и основана на уникальных национальных представлениях о войне вообще.
Это, в первую очередь, основанные на концепции «народной войны», 36 стратагем великого Сун Цзы, а также представления о том, как воевать на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Многое из подходов Сунн Цзы основано на обмане, войне знаний и поиске асимметричных преимуществ над противником. В современной интерпретации информационная война определена как «переход от механизированной войны индустриального возраста к войне решений и стиля управления, войне за знания и войне интеллекта». Китай развивает концепцию Сетевых сил (воинские подразделения численностью до батальона), которые состояли бы из высококлассных компьютерных экспертов, обученных в ряде государственных университетов, академий и учебных центров. При этом основной акцент делается на привлечение активной молодежи.
Великобритания, по взглядам и предпринимаемым действиям, схожа с США. Английское определение рассматривает информационную войну как действия, воздействующие на информационные системы противника при условии одновременной защиты собственных систем. Кроме того, в Великобритании используют существующие юридические нормы и закон (Regulation of Investigatory Powers Act - RIP, принятый в 2000 г.), которые в своей основе могут применяться к действиям в киберпространстве. В частности закон RIP предлагает, что нападения на информационные системы могут рассматриваться как обычное уголовное преступление со всеми вытекающими последствиями. Данный акт позволяет британскому правительству перехватывать и читать электронную почту, а также требовать расшифровки личных файлов по требованию государственных чиновников.
Франция рассматривает информационную войну, как состоящую из двух основных концепций – военной и экономической (гражданской). Военная концепция предполагает несколько ограниченную роль информационных операций и направлена на миротворческие цели. В этом контексте, союзники не рассматриваются противниками. Однако экономическая (гражданская) концепция включает более широкий диапазон применения информационных операций. В последнем случае французы не считают себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту позволяет быть и союзником и противником одновременно. Во Франции имеется даже экономическая школа для информационной войны. В настоящее время Франция активно формирует структуры по контролю ее граждан в киберпространстве. Есть информация о том, что французы создали собственную версию системы «Эшелон», которая, по сообщениям американской прессы, направлена на контроль фактически всех частных и глобальных коммуникаций. Система под названием Frenchelon, по сообщениям СМИ, используется для контроля и анализа французских коммуникаций, особенно в районе Парижа.