Счетчики







ЦАГИ: 90 лет в ногу со временем

Вход в главный корпус ЦАГИ. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

26 ноября в ЦАГИ прошел День прессы, посвященный 90-летию со дня образования этого известного не только в России, но и за рубежом, одного из старейших научно-практических центров отечественного авиастроения. Представителям многочисленных российских средств массовой информации была предоставлена возможность ознакомиться с уникальной базой института, без которой ни один российский летательный аппарат военного и гражданского назначения не смог бы подняться в воздух.

Профессор Н.Е. Жуковский. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

ЦАГИ был образован по инициативе профессора Императорского технического училища и Московского государственного университета Николая Егоровича Жуковского. Его предложение в 1918 году о создании в Советсткой России комплексного научного центра в области авиации было поддержано Высшим советом народного хозяйства и 1 декабря того же года начал свою деятельность Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В последующем из отдельных подразделений ЦАГИ был образован целый ряд российских научных заведений. В их числе Центральный институт авиационного моторостроения им.П.И. Баранова (ЦИАМ, 1930 г.), Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ, 1932 г.), авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им.А.Н. Туполева (1936 г.), Летно-исследовательский институт им.М.М. Громова (1941 г.) и другие.

Входной диффузор аэродинамической трубы Т-101. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

В середине 30 гг. было принято решение о масштабном расширении экспериментальной базы института. В рекордно короткий срок (1935-1939 гг.) был построен блок больших аэродинамических труб Т-101 и Т-104 для натурных испытаний. Исторически важным стало строительство и ввод в эксплуатацию трубы переменного давления Т-106, которая позволяет проводить перспективные исследования при больших околозвуковых скоростях воздушного потока. Кроме указанных, в настоящее время институт обладает комплексом аэродинамических труб (Т-102, Т-103, Т-105, Т-108, Т-109, Т-112, Т-113, Т-114, Т-116, Т-117, Т-128), который делает это единственное в своем роде научно-практическое заведение крупнейшим в Европе, а по отдельным показателем и в мире.

Натурный образец самолета SSJ 100 в зале статических испытаний. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

Уникальные возможности и размеры имеют лаборатории прочности, в составе которых имеются залы с силовым полом и комплексом оборудования для статических и ресурсных испытаний натурных конструкций в сборе и отдельных агрегатов самолетов. Достаточно сказать, что площадь силового пола зала статических и ресурсных испытаний составляет 2500 и 6300 кв. м. соответственно. В ходе осмотра первого представители СМИ могли увидеть натурный образец новейшего российского гражданского самолета SSJ 100, который через год с небольшим должен быть запущен в серию.

ЦАГИ непосредственно участвовал в создании всех отечественных самолетов от МиГ-15, Су-7Б, Ту-16 до самых современных, состоящих на вооружении российских ВВС и целого ряда зарубежных армий. Наряду с самолетами, в том числе и гидросамолетами, ЦАГИ принимал непосредственное участие в испытании авиационных двигателей, авиационного вооружения, гидродинамики целого ряда объектов.

Модель моста для статических испытаний. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

Большой объем работ ЦАГИ проводит в интересах народного хозяйства. В связи с резким ростом интереса к возобновляемым источникам энергии институт стал проводить комплекс исследований, связанных с разработкой современных ветросиловых установок. Сегодня ЦАГИ располагает целым комплексом методов и программ их расчета, возможностями испытания их моделей в аэродинамических трубах. Результатом такой работы стала сертификация ВЭУ ЭСО-0020 для длительной эксплуатации. Институт непосредственно участвовал в создании монумента Победы на Поклонной горе в Москве, мостов через реки Белую, Обь и Москву. Здесь разработан комплекс экспериментально-расчетных исследований прочности и ресурса конструкций мостов и высотных сооружений, находящихся под интенсивных воздействием ветровых нагрузок, выполняются комплексные и натурные испытания по отработке рациональных форм автомобилей всех типов, железнодорожных составов, поездов метрополитена и аппаратов на воздушной подушке.

Директор ЦАГИ Сергей Чернышов. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

Как отметил директор института, доктор физико-математических наук Сергей Чернышов на встрече с представителями СМИ, «Это всего лишь малая часть того, что мы делаем сегодня в интересах страны и ее обороноспособности». Его слова подтверждает и то, что в 1994 году Указом Президента РФ ЦАГИ зарегистрирован как Государственный научный центр № 1. За большой вклад института в развитие авиационно-космической науки и техники он награжден орденами Трудового Красного знамени (1926 г.), Красного Знамени (1933 г.), Ленина (1945 г.) и Октябрьской Революции (1971 г.).

В музее ЦАГИ. Фото "Оружие России" (А. Соколов)

Особую роль ЦАГИ в мировом авиастроении подтверждает его сотрудничество ис более чем 50 ведущими аэрокосмическими фирмами и научными центрами Америки, Европы и Азии, продолжающее тесные связи с партнерами из стран СНГ. За последние 15 лет институт выполнил около 450 грантов и контрактов с зарубежными фирмами (организациями) в области авиационных и аэрокосмических исследований и разработок, регулярно участвует в международных проектах и программах. Институт является важным базовым элементом в создании национального центра авиастроения в России.

«Оружие России» присоединяется к многочисленным поздравлениям ЦАГИ и накануне 90-летия со дня его создания желает коллективу института дальнейших творческих успехов на благо укрепления России - ведущей авиастроительной державы мира.

Сайт создан в системе uCoz