Счетчики
Россия примет меры в ответ на развертывание американских систем ПРО в Европе и расширение блока НАТО
Не вызывает сомнения, что первое Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, озвученное 5 ноября в Большом Кремлевском дворце, является важным программным документом дальнейшего развития и существования России в современном мире. Это подтверждает глубина затронутых проблем и четкие, конкретные предложения по их решению.
Президент оценил ситуацию в стране, положение России в мире, определил приоритеты в экономике, во внешней и внутренней политике, в социальной сфере, в области безопасности и обороны. Отмечая важное значение Послания для России, многие эксперты говорят о его не менее важном международном значении. В первую очередь, это относится к той его части, где Медведев предложил комплекс практических мер по укреплению глобальной безопасности в политической и экономической сферах.
Говоря о трагических событиях в Южной Осетии, Дмитрий Медведев указал на то, что они во многом были предопределены серьёзными отступлениями от международного права грузинским руководством, которому была оказана моральная и материальная поддержка со стороны США и ряда других государств. По его мнению, «Кавказский кризис вновь показал, что применение силы одной из сторон конфликта не может обеспечить жизнеспособные решения». Поэтому Россия должна и будет, «на основе норм международного права» способствовать устранению очагов нестабильности в сопредельных регионах, содействовать урегулированию приднестровского и нагорнокарабахского конфликтов на основе сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. Далее президент России сделал акцент на ряде выводов, выходящих по своему значению за рамки самого конфликта.
Первым и главным из них он считает то, что сегодня фактически формируется качественно новая геополитическая ситуация, а августовские события в Южной Осетии лишь форсировали наступление «момента истины». По словам Медведева, «мы действительно доказали – в том числе и тем, кто спонсировал нынешний правящий режим в Грузии, – что в состоянии защитить своих граждан. Что мы в состоянии на деле отстаивать и наши национальные интересы, и эффективно выполнять миротворческие обязательства».
Вторым важным выводом он считает то, что российские Вооружённые Силы, несмотря на еще имеющиеся недостатки, в значительной мере восстановили свой боевой потенциал. Для последующего их устранения, перевооружения армии и флота современной техникой в интересах повышения боеспособности армии «соответствующие решения ... уже приняты, поручения Правительству даны».
Как важный вывод международного значения следует расценивать решение Дмитрия Медведева о совершенствовании Вооруженных Сил России с учетом существующих сегодня международных вызовов и угроз. В своем Послании он отметил, что «утвердил новую конфигурацию облика Вооружённых Сил нашей страны». Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в последние годы происходит «конструирование глобальной системы ПРО, окружение России военными базами, безудержное расширение НАТО и другие «подарки» России». По его мнению, «складывается устойчивое впечатление, что нас просто испытывают на прочность».
Президент подчеркнул, что «в гонку вооружений мы, конечно, втянуть себя не дадим. Но не учитывать этого в оборонном строительстве не можем. И безопасность граждан России будет и впредь обеспечиваться надёжно». Для обеспечения такой безопасности Дмитрий Медведев назвал несколько мер, которые, несомненно, станут предметом пристального изучения руководством США, блока НАТО и некоторых стран, активно стремящихся стать членами этой организации.
Среди комплекса таких мер, Медведев отметил, в первую очередь, меры по эффективному противодействию «упорно, постоянно навязываемым нынешней администрацией США новым элементам глобальной системы ПРО в Европе». Необходимо отметить, что за последние годы подобные меры впервые так открыто и четко были изложены первым лицом нашего государства с большой трибуны. И, судя по первым откликам экспертов и простых граждан, они были восприняты с энтузиазмом, который способствует уверенности в нынешнем руководстве страны и росту патриотизма, что сегодня расценивается как важный фактор усиления государственности.
Элементы американской ПРО в Европе.
Согласно планов Вашингтона, на территории Польши до 2013 года должно быть размещено 10 ракет-перехватчиков, а на территории Чехии в 2011 году – радиолокационная станция ПРО, которая в настоящее время эксплуатируется на тихоокеанском атолле Кваджалейн. Соответствующие соглашения, которые руководство США подписало с этими странами минувшим летом, еще не ратифицированы чешским и польским парламентами.
Договор с Польшей предусматривает строительство базы для 10 ракет-перехватчиков в 5 км от польского города Слупска (Поморское воеводство), которое может быть начато в конце 2008 года и завершиться в 2014-2016 гг. По настоянию польской стороны США обязались предоставить ей ракеты ПРО типа Patriot-2 с обслуживающим их военным подразделением, которые разместятся на отдельной базе. Базу ПРО США в Чехии, которая будет расположена в 65 км юго-западнее Праги на полигоне Брды (несколько километров от поселка Трокавец), будут обслуживать около 200 человек.
Первой названной мерой по противодействию развертывания систем ПРО в Европе является отказ от снятия с боевого дежурства трех полков ракетной дивизии (г. Козельск, Калужская обл.) и ее запланированного расформирования к 2010 году. Известно, что на вооружении этой дивизии ракетных войск стратегического назначения (РВСН) состоят ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами стратегического назначения шахтного базирования РС-18 «Стилет». Как указал Медведев в Послании, он «принял решение воздержаться от этих планов. Ничего расформировывать не будем». Надо полагать, что такое решение не останется незамеченным как военными специалистами США и НАТО, так и обычными гражданами их стран, которые за годы, прошедшие с начала перестройки, привыкли принимать некоторые односторонние уступки со стороны России как должное. Видимо их реакция в ближайшее время будет отражена на страницах западных СМИ и в комментариях экспертов.
РС-18 (по западной классификации SS-19, SS-19 mod.1 Stiletto) считается одной из наиболее совершенных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) России. Ракета создана кооперацией отечественных предприятий при ведущей роли конструкторского бюро машиностроения (ныне ОАО «ВПК «НПО машиностроения», г. Реутов), принята на вооружение в 1980 г., а в январе 1981 г. была поставлена на боевое дежурство. Всего на боевое дежурство было поставлено 360 шахтных пусковых установок с ракетой РС-18.
Двухступенчатая ракета-носитель оснащена разделяющейся головной частью массой 4,3 т с 6 боевыми блоками индивидуального наведения. При стартовой массе в 106 т МБР обеспечивает поражение целей на дальности 10 тыс.км. Ракета оснащена комплексом преодоления противоракетной обороны, что значительно повышает вероятность поражения назначенных целей. Одной из особенностей РС-18 является очень высокая эксплуатационная надежность. Проведенные ранее неоднократные пуски ракет, рассчитанных на эксплуатацию в течение 10 лет, подтвердили это и позволили значительно продлить срок их содержания на боевом дежурстве.
В качестве второй ответной меры названо возможное развертывание в Калининградской области ракетного комплекса «Искандер». Как отметил в своем выступлении Дмитрий Медведев, «Кроме того, для нейтрализации при необходимости системы ПРО в Калининградской области будет развёрнут ракетный комплекс «Искандер». Это заявление уже вызвало целый ряд различных высказываний как со стороны отечественных, так и зарубежных экспертов и официальных представителей.
Некоторые специалисты говорят о том, что при дальности в 280 км (дальность применения экспортного варианта комплекса «Искандер-Э») «Искандер» не окажет существенного влияния на объекты ПРО в Польше (база ракет-перехватчиков), а тем более в Чехии (радиолокационная станция). Однако существует вариант комплекса «Искандер-М», предназначенный для оснащения российской армии, и имеющий дальность действия, по данным СМИ, около 500 км. А при условии его размещения на территории Беларуси, результаты применения этого современного ракетного комплекса могут быть совсем другие.
Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер» (SS-26 Stone по классификации НАТО) создан специалистами КБМ (г. Коломна) и является мобильным высокоточным огневым средством, предназначенным для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника. Возможными целями для него могут быть различные огневые средства (ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, дальнобойная артиллерия), средства противоракетной и противовоздушной обороны, авиация а аэродромах, командные пункты и узлы связи, важнейшие объекты гражданской инфраструктуры, другие важные малоразмерные и площадные цели.
Высокая эффективность ОТРК «Искандер» определяется целым рядом присущих ему особенностей. Среди них такие как, высокая точность поражения различных типов целей, скрытность подготовки и нанесения ракетных ударов, автоматизация всех процессов боевой работы. Наряду с этим, весьма высоки и такие показатели, как вероятность выполнения боевой задачи в условиях активного противодействия противника, эксплуатационная надежность ракеты, тактическая маневренность, стратегическая мобильность, обработка и своевременное доведение разведывательной информации, длительный срок службы и удобство эксплуатации.
Одной из главных особенностей комплекса, гарантирующей преодоление систем ПРО и ПВО, является полет ракеты по неподдающейся прогнозированию траектории, что предполагает осуществление энергичных маневров ракеты с момента старта до момента выхода непосредственно в район расположения цели. При этом ОТРК «Искандер», который полностью соответствует требованиям Режима контроля за нераспространением ракетных технологий, является «оружием сдерживания». Немаловажное значение имеет и то, что структура комплекса, его системы управления и информационного обеспечения позволяют оперативно реагировать на новые требования без существенной доработки его боевых средств и, вследствие этого, гарантируют ему длительный жизненный цикл.
Одноступенчатая твердотопливная ракета управляется на всей траектории полета и изготовлена с применением технологий понижения радиолокационной заметности, что резко снижает вероятность ее своевременного обнаружения. Большая часть полета проходит на высоте около 50 километров при интенсивном маневрировании с перегрузками около 20 единиц на начальном и конечном участках полёта. Смешанная система наведения (инерциальная на начальном и среднем участке полета и оптическая на конечном участках полета) обеспечивает высокую точность. Кроме того, на конечном участке полета возможно использование спутниковой системы навигации GPS/GLONASS.
При стартовой массе ракеты в 3800 кг (масса головной части 480 кг) на одной пусковой установке размещается 2 ракеты, которые могут быть пущены по разным целям с интервалом в одну минуту. Начальная скорость ракеты достигает 2100 м/с. Среднее время подготовки ракет к пуску составляет 4-16 минут. Ракета может оснащаться кассетной, проникающей и осколочно-фугасной боевой частью. При темепературе окружающей среды +50 град. гарантийный срок эксплуатации комплекса составляет 10 лет, из них 3 года в полевых условиях. Известно, что ОТРК «Искандер-Э» включает несколько пусковых установок с двумя ракетами, транспортно-заряжающие машины (2 ракеты на каждой), машину регламентно-технического обслуживания, командно-штабную машину, пункт подготовки информации, комплект арсенального оборудования и учебно-тренировочные средства.
В качестве других мер противодействия элементам ПРО США в Европе, Дмитрий Медведев указал на возможность использования средств ВМФ России и радиоэлектронной борьбы. По его словам, «Естественно, что мы предусматриваем использование в этих целях и ресурса Военно-Морского Флота России. И, наконец, с территории того же самого западного региона, то есть Калининградской области, будет осуществляться радиоэлектронное подавление (РЭП) новых объектов системы ПРО Соединённых Штатов Америки». Сегодня известно достаточно много примеров, когда в России создавались такие средства РЭП, которые, по сути, делали беспомощными средства разведки, управления и наведения, создание и производство которых обошлось в разы дороже по сравнению со средствами противодействия им, обладающих высоким показателем «стоимость-эффективность».
Необходимость принятия таких мер обусловлена тем, что неоднократные предложения российской стороны по урегулированию этих вопросов, не нашли понимания со стороны США и других стран НАТО. Как отметил президент России, «Ответные меры вынужденные. Мы не раз говорили всем нашим партнерам, что мы настроены на позитивное сотрудничество, хотим действовать против общих угроз, хотим действовать совместно. Но нас, к великому сожалению, слушать не хотят». Дмитрий Медведев сказал, что «В гонку вооружений мы себя втянуть не дадим, но не учитывать все это в нашем оборонном строительстве не можем. И безопасность граждан России будет и впредь обеспечиваться надежно».
Таким образом, можно констатировать, что Россия сделала еще один, достаточно заметный и серьезный шаг на пути дальнейшего укрепления своего авторитета на международной арене. Можно не сомневаться, что он станет стимулом для определенных действий со стороны тех, к кому он направлен. А вот суть ответной реакции руководства США и НАТО станет своеобразным «моментом истины». Как говорят в таких случаях, «мяч на их стороне».
Анатолий Соколов