Счетчики







Куда направлены «Активные усилия»?

Сторожевой корабль пр.1135 типа "Ладный". Фото atrinaflot.narod.ru

В начале августа сторожевой корабль Черноморского флота России «Ладный», участвующей в антитерростической операции НАТО «Активные усилия», прибыл в военно-морскую базу турецких ВМС Акзас-Карагач, находящуюся на Средиземном море. По словам командира похода капитана первого ранга Олега Криворога, «Мы заинтересованы получить дополнительные навыки при отработке стандартных процедур и получить объективную оценку своей работы от партнеров по операции».

Антитерростическая операция НАТО «Активные усилия» (Active Endevour) началась в 2001 г. после террористических актов против США и осуществляется на постоянной основе в Средиземном море. Эта операция является первым случаем применения на практике статьи 5 Североатлантического договора от 1949 г., предусматривающая оказание коллективной помощи одной из стран-участниц НАТО, подвергнувшейся нападению. Первоначально ее цель заключалась в контроле судоходства в районе Гибралтара и Суэцкого канала. В марте 2004 г. когда ее объектами стало около 42000 судов, было принято решение о расширении зоны операции весь бассейн Средиземного моря. Эта операция сегодня является основой практической реализации американской «Инициативы по безопасности в области распространения» (ИБОР), направленной на укрепление режима нераспространения оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки. К ядру ИБОР присоединилась и Россия.

СКР пр.1135 "Пытливый". Фото flot.sevastopol.info

Сегодня главная цель операции заключается в предотвращение контрабанды материалов, в т.ч. взрывчатки и оружия массового поражения, которые могут быть использованы террористами, а также обеспечение безопасности транзита энергоресурсов по Средиземному морю. В рамках операции «Активные усилия» в Средиземном море с периодичностью три месяца поочередно находятся два соединения повышенной готовности ВМС НАТО, в состав которых входят надводные корабли и быстроходные катера, морская патрульная авиация и подводные лодки. Взаимодействуя между собой, они ведут наблюдение и при согласии капитанов подозрительных судов досматривают их. В случае отказа от досмотра информация о нем передается в порт назначения, так как на задержание таких судов право не дано. К концу 2005 г. было опрошено по рации около 59 тыс. судов и на борту 80 кораблей проведен досмотр. В связи с этим на Западе эту операцию зачастую называют «Операцией в бархатных перчатках».

С 2005 г. к операции присоединилась Россия, а в феврале 2006 г. корабли Черноморского флота отряд российских кораблей (ракетный крейсер «Москва», десантный корабль «Азов» и спасательный буксир СБ-36) непосредственно участвовали в ней. В сентябре этого же года в операции принял участие сторожевой корабль (СКР) пр.1135 «Пытливый». Наряду с совершенствованием навыков досмотра подозрительных судов, российский корабль провел совместные учения с одним из кораблей постоянной военно-морской группы НАТО в Средиземном море. Руководство России считает, что участие в морской операции «Активные усилия» способствует борьбе с международным терроризмом и военному сотрудничеству с НАТО.

Фрегат "Гетман Сагайдачный" (слева) и корвет "Тернополь" ВМС Украины. Фото www.militaryphotos.net

Второй из стран, не являющихся участниками блока НАТО, присоединившихся к операции «Активные усилия» стала Украина. От ее военно-морских сил в ней участвовали корветы «Тернополь» и «Луцк», корабль управления «Гетман Сагайдачный». По заявлению военно-политического руководства Украины, ее ВМС намерены участвовать в антитеррористической операции НАТО в Средиземном море на постоянной основе.

Руководство НАТО признает, что без России обеспечить надлежащий контроль над судоходством в Средиземном море сложно. При ежедневном проходе через Средиземное и Черное моря не менее 4 тыс. судов со стороны НАТО в режиме слежения могут участвовать не более 10 боевых кораблей. Однако в Москве участие российских кораблей в учениях «Активные усилия» рассматривается не только как выполнение задач по противодействию терроризму, а и знак готовности страны отстаивать свои интересы на морских коммуникациях. Если ранее любое российское судно могло быть досмотрено принудительно, как это бывало в Персидском заливе во времена операции «Буря в пустыне», то сегодня, при наличии в море российских боевых кораблей, вначале капитаны наших судов должны быть поставлены в известность о намерении досмотра и только после получения их согласия, суда могут быть досмотрены.

Фото zakon.rin.ru

Кроме того, российский флот, как считают специалисты, в основном готовился к проведению морских операций высокой интенсивности, требующих значительных затрат, а участие в операциях «малой интенсивности» («присутствия») на морских коммуникациях не требует дополнительных расходов. Притом, что основной вклад государства в выход кораблей в море заключается в обеспечении их топливом, кроме решения антитерростических задач, все остальные решаются в собственных интересах. Сегодня операция «Активные усилия», по мнению экспертов, является пока единственным мероприятием, где Россия максимально сотрудничает с НАТО. Однако и здесь, при всех положительных моментах, не все так хорошо, как может показаться.

Следует отметить, что поддержание безопасности оживленных торговых путей в районе Средиземного моря принципиально важно для НАТО не только с точки зрения борьбы с терроризмом, но и по причине обеспечения стабильности поставок энергоресурсов в Европу. Так, по Средиземному морю ежегодно переправляется 65% от всех потребляемых Западной Европой объемов нефти и газа. Здесь же проходят основные трубопроводы между Ливией и Италией, Марокко и Испанией. При этом НАТО стремится расширить мандат этой операции и на Черное море, которое также широко используется для поставок энергоресурсов. Однако в этом вопросе единства взглядов между Россией и НАТО нет.

Так, в Средиземном море, наряду с операцией «Активные усилия» проходит и операция с аналогичными задачами «Блэксифор» (Blackseafor). Именно поэтому Россия и Турция выступают против проведения «Активных учений» в Черном море, где они имеют свои стратегические интересы. И в Москве, и в Анкаре занимают одинаковую позицию по вопросу обеспечения безопасности на Черном море и неоднократно на самом высоком уровне заявляли, что безопасность в этом регионе должна обеспечиваться без вмешательства других государств, и что для решения этой задачи в этом регионе вполне достаточно военно-морской группы Blackseafor. По словам вице-президента Парламентской ассамблеи НАТО, депутата от правящей Партии справедливости и развития Вахит Эрдем в ходе визита парламентской делегации Турции в США, "американское военное присутствие в Черноморском регионе может привести к напряженности". Логика такого подхода обоснована тем, что у черноморских стран есть для этого свои эффективные и дееспособные механизмы, что подтверждают совместные учения на Черном море кораблей стран-участниц Blackseafor.

Корабли НАТО в походе. Фото www.vesti7.ru

Однако такая позиция явно не соответствует планам США, которые направлены на расширение сферы своего влияния на Черное море и страны, прилегающие к нему. Первая «демонстрация флага» США и НАТО состоялась летом 1983 г., когда в Черное море через Босфор зашел американский крейсер, который прошел вдоль кромки советских территориальных вод в районе Крымского полуострова, развернулся и ушел в Средиземное море. Последующее долгое затишье закончилось с развалом СССР, когда Вашингтон и Брюссель активизировали свое военно-морское присутствие непосредственно у границ новой России. Начиная с середины августа 1991 г. объединенные военно-морские силы (ОВМС) НАТО на плановой основе интенсивно осваивают Черное море, а командование блока ведет целенаправленную подготовку к возможному использованию здесь своих корабельных ударных и десантных соединений. В 1992 г., впервые после Второй мировой войны, в Черное море вошел отряд боевых кораблей (ОБК) ВМС Германии. Начиная с 1993 г. здесь проводятся совместные учения кораблей ОВМС НАТО и стран Черноморского бассейна (Украины, Болгарии, Румынии) в рамках программы «Партнерство во имя мира». В результате сегодня черноморская акватория для ОВМС НАТО стала просто еще одной из их оперативных зон.

За последние годы возросла интенсивность по освоению Черноморского региона и ВМС нечерноморских государств. Так, в 1991 г. в Черное море заходили 9 кораблей, в 1994 г. – 27 от 11 стран, а в 1995 г. общее время нахождения кораблей нечерноморских государств в Черном море составило 476 суток. В настоящее время здесь на постоянной основе находится до 20 крупных кораблей НАТО.

Турецкая рыболовная шхуна "Шекир Баба". Фото www.russianboston.ru

Обострению ситуации в Черном море способствует и неурегулированность отношений между Грузией и непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия. Не являясь членом НАТО Грузия не может активно привлечь североатлантические подразделения к решению этой проблемы. Однако благосклонность США к Тбилиси, приведшую к военным действиям против Южной Осетии в августе сего года, как и присутствие ОВМС НАТО в Черном море на постоянной основе, Грузия постарается использовать в своих интересах.

Об этом говорят многочисленные факты, в т.ч. и прямое нарушение международных норм. Как демонстрацию усиливающейся морской мощи можно расценить конфликты в абхазских территориальных водах, в т.ч. и против мирных судов своих возможных будущих партнеров по Североатлантическому альянсу. Так, 19.11.2002 г. при ловле рыбы в 12 км от мыса Пицунда по договоренности с руководством Абхазии была обстреляна грузинскими пограничными катерами турецкая шхуна «Шекир Баба». По заявлению Тбилиси, шхуна была обстреляна в связи с тем, что находилась в грузинских территориальных водах без соответствующего разрешения, была обстреляна и отбуксирована в порт Поти. При этом экипаж и судно не пострадали. Однако, по словам президента Абхазии Валерия Аршбы и сообщениям СМИ, пограничный катер расстрелял шхуну уже в нейтральных водах, а при этом пострадали экипаж и судно.

Фото nato times.ua

Как может сложиться ситуация с присутствием НАТО на Черном море можно прогнозировать по аналогии с развитием той же операции «Активные усилия». Она стала первым, но видимо не последним прецедентом введения в действие ст.5 Вашингтонского (Североатлантического) договора, которая была применена 12.09.2001 г. (на следующий день после терактов «Аль-Каиды» в Нью-Йорке и Вашингтоне). Фактически она началась 26.10.2001 г. с публикации приказа о поддержке 9 кораблями НАТО в восточной части Средиземного моря из состава Военно-морских сил постоянного развертывания на Средиземномopьe (SNFM) международной кампании против терроризма. Постепенно операция расширилась и стала более масштабной, основной деятельностью которой стал досмотр судов на предмет контрабанды и нелегальных иммигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Если присмотреться внимательней, то, как считают специалисты, суть присутствия НАТО в Средиземном море точно реализует сценарий широтной экспансии «Морская сила» американского адмирала Альфреда Мэхэна. Суть ее состоит в удушении Евразии путем блокады по линии береговых зон и перекрытия выходов к морям. Формально никаких претензий к НАТО у России быть не может, так как к Черному морю, кроме нее, имеют выход страны-участницы блока Турция, Болгария и Румыния, а также Грузия и Украина, активно поддерживающие его и стремящиеся стать его участниками. В такой ситуации, как прозрачно намекнул в свое время итальянский адмирал Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте, НАТО надеется на сговорчивость РФ в этом вопросе, которая, участвуя в такой операции на Черном море, может получить хотя бы призрачный шанс отстоять свои интересы в этом регионе.

Фото provokator.com.ua

Неурегулированность российско-украинских пограничных морских споров в принципе дает возможность и Азовское море рассматривать как международные воды. Перспектива строительства канала между Каспийским и Черным морями (глубина 16 и ширина 70 м, может пройти через территорию Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области), также может содействовать появлению флага НАТО и на Каспии. Очевидно, что России не нравится возможное присутствие НАТО в Черном море и стремление США обосноваться на Каспии, ибо, несмотря на активное взаимодействие РФ с НАТО, не видно, чтобы интересы РФ, хотя бы в рамках СНГ, как-то учитывались. Это подтверждает и постоянное расширение географии приграничных территорий России, объявляемых сферой национальных интересов Америки.

Фото newsmir.ne

Так, в феврале 2005 г. верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Д. Джонс на слушаниях в сенате США, заявил, что «Кавказско-Каспийский регион в возрастающей степени является важным для интересов США... Этот регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии». Было озвучено не только личное мнение, но и стратегическая программа США и НАТО в Кавказско-Каспийском регионе до 2015 г. Россия должна, по мнению США, уйти из региона и не мешать «перебазированию постоянных и ротационных сил американского спецназа на новые базы», как считает генерал Д. Джонс. На месте российских военных баз появятся базы США и их сателлитов.

Цель этих и подобных устремлений понятна - Вашингтону нужен плацдарм для «демократических» ударов по Ирану, военного давления на Россию, Туркменистан, Казахстан и другие страны СНГ. Но существует очевидный факт – Россия останется основным геополитическим фактором на территории бывшего СССР и, чтобы она не оказалась в окружении НАТО, сегодня необходимо приложить максимум усилий для поиска нужных стратегий и воплощения их в жизнь.

Источники: www.rustrana.ru, www.portnews.ru, Правда.Ру, www.ura-inform.com, www.wps.ru, www.russian.people.com.cn, www.italynews.ru, www.delfi.ua, www.pankisi.info, www.press-c.crimea.ua, www.redstar.ru, www.ru.wikipedia.org, www.mignews.com, www.newsmir.ne, www.ost.piar.ru, www.politjournal.ru

Сайт создан в системе uCoz