Счетчики
Кто будет торговать украинской продукцией и услугами военного назначения?
Начиная с середины 2007 г. СМИ стали публиковать различные, порой противоречивые, сообщения, связанные с украинским оружейным бизнесом. Известно, что Украина традиционно является членом клуба десяти крупнейших экспортеров вооружения в мире. Так, по данным Стокгольмского международного института исследования мира (СИПРИ) объем экспорта основных видов обычных вооружений Украины в 2005 г. составил 188 млн. дол. и по этому показателю она была на 10 месте в мировом рейтинге экспортеров вооружений. По данным того же СИПРИ за период 2001-2005 гг. Украина уверенно занимала 6 место с объемом экспорта в 2,226 млрд. долларов.
В 2005 г. мировым лидером по экспорту оружия были США (7,101 млрд. долл.), 2 место занимала Российская Федерация (5,771 млрд. долл.), на 3 месте находилась Франция (2,339 млрд. долл.). По общему показателю за период 2001-2005 гг. лидером была РФ (28,982 млрд. долл.), США занимали второе (28,236 млрд. долл.) и Франция третье (8,573 млрд. долл.) место.
По некоторым неофициальным экспертным оценкам в 2005 г. объем украинского экспорта вооружений и услуг специального и двойного назначения составлял около 680 млн. долл. (на 12% больше чем в 2004 г.), а в 2006 г. - около 700 млн. долл. Согласно данных госкомпании "Укрспецэкспорт", в 2006 г. ее экспорт продукции и услуг военного и двойного назначения, в сравнении с 2005 г., возрос на 16%. При этом поставки в страны СНГ составили 44%, Азии - 29%, Африки - 19%, Европы - 5% и Америки - 3%. В целом эти показатели оценивались как достаточно хорошие.
Как достаточно неплохие оценивались и результаты сотрудничества Украины в этом вопросе с другими странами. Так, в середине 2007 г. Минпромполитики страны, по итогам 9 заседания украинско-французской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, сообщило о возможности привлечения французской компании DCNS, известного производителя морских вооружений с доходом 3 млрд. евро, к разработке проекта украинского корвета. При этом сообщалось о том, что до конца 2007 г. планировалось завершить подготовку технического проекта создания корабля класса "корвет" в качестве базового корабля для украинских ВМС. Для его оснащения вооружением предполагалось создать кооперацию предприятий украинского ОПК с другими странами, в т.ч. с Россией, Францией и Италией.
Следует отметить, что Украина и предприятия ее оборонно-промышленного комплекса достаточно активны в установлении деловых связей с зарубежными странами. Конечно, это в первую очередь страны ближнего зарубежья – Россия, Грузия, Белоруссия и другие. Одной из причин этого является наличие тесных кооперационных связей с предприятиями этих стран, которые установились еще в период существования СССР. Кроме того, этому способствует также и то, что на территории этих стран находится и достаточно много потребителей украинской продукции. Так, в настоящее время украинское ОАО "Мотор-Сич" производит двигатели для самолетов и вертолетов, состоящих на вооружении российских ВВС. Не менее известен и завод "Авиакон" (г. Конотоп), который может ремонтировать военные вертолеты российского производства. На вооружении российской армии находятся и баллистические ракеты, которые в свое время производились на Украине Южным машиностроительным заводом, а в настоящее время обеспечивает проведение работ по поддержанию их боеготовности.
В прошлом же году появились сообщения и о том, что Минпромполитики Украины потребовало перенести производство специализированной легкой бронированной техники с Харьковского тракторного завода (ХТЗ, приватизирован, основной акционер – российская "Группа ГАЗ") на харьковский завод имени В.А. Малышева. По словам его Генерального директора Виталия Милостивого, приказ об этом уже подписан, а необходимость этого была обусловлена излишним интересом россиян к производству легкой бронированной военной техники. Известно, что ХТЗ длительное время выпускал легкий бронированный многоцелевой транспортер (МТ-ЛБ). В годы существования СССР МТ-ЛБ выпускали заводы Украины, Болгарии и Польши, а после развала СССР - только в Харькове. Всего ХТЗ выпустил около 50 тысяч этих машин, которые стоят на вооружении 40 стран мира и успешно использовались в ходе боевых действий, в т.ч. в Афганистане и Чечне.
О стремлении развивать свое оружейное производство говорят и сообщения о планах Украины в 2008 г., начать производство тактических ракетных комплексов. Об этом в сентябре 2007 г. заявил Президент Виктор Ющенко в ходе посещения одной из воинских частей в Винницкой области, по словам которого с 2008 г. государство впервые начнет финансировать производство тактических ракетных комплексов. При этом он напомнил, что начиная с 2005 г. возобновились заказы на отечественную военную продукцию.
Эти и другие факты говорили о неплохих результатах деятельности украинского ОПК и шансах Украины закрепиться в числе ведущих мировых экспортеров оружия и техники двойного применения. Очевидно для достижения новых успехов в этой специфической, но очень важной для развития экономики страны области, правительство Украины предпринимало шаги по реформированию отечественного ОПК. Однако, начиная с прошлого года, различные СМИ стали все чаще сообщать о действиях правительства, которые трудно расценить как однозначно направленные на усиление занимаемых позиций и способствующие новым достижениям.
Еще в марте прошлого года стало известно о том, что украинский ОПК начал терять зарубежные рынки. Об этом заявил тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович в ходе совещания, посвященного реформированию украинского ОПК. И это при том, что, по его словам, "только 3% продукции отечественного ОПК идет на внутренний рынок Украины". Его слова "Как работают экспортеры, мы тоже знаем - украинский ОПК теряет рынки, даже тех стран, с которыми мы давно работали" однозначно можно расценивать как неудовлетворенность эффективностью действий Государственной компании "Укрспецэкспорт", созданной 9.10.1996 г. и имеющей эксклюзивное право на экспорт и импорт продукции и услуг военного и специального назначения. В определенной степени мнение Виктора Януковича подтверждала и информация директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака. По данным Центра, в течение последних 5 лет ежегодное среднее увеличение продаж украинского оружия составляло от 4-5% до 8-10% при том, что объем мирового рынка вооружений увеличивался на 20% и более ежегодно.
Для выправления этой ситуации в июле 2007 г. было принято решение о значительном расширении прав в сфере торговли оружием госпредприятия "Внешнеторговая фирма "Таско-Экспорт", подчиненного Минпромполитики. Некоторые аналитики усматривали в этом и стремление правительства В. Януковича взять под свой контроль прибыльную и политически важную сферу торговли оружием путем создания "проправительственного" конкурента госкомпании "Укрспецэкспорт", руководство которой было лояльно президенту Виктору Ющенко. Он приостановил действие соответствующего постановления правительства, а с приходом к власти правительства Юлии Тимошенко оно было отменено.
Новые разногласия между президентом и премьер-министром Украины не могли не сказаться на развитии ситуации и в этом вопросе. По сообщениям СМИ в начале июня стало известно о том, что "Таско-Экспорт" подало в Государственную службу экспортного контроля заявку на расширение своих прав как спецэкспортера. Одновременно стало известно о том, что Министерство промышленной политики готовит проект постановления правительства по этой компании. По заявлениям Минпромполитики, оно преследует цель сконцентрировать усилия "Таско-Экспорт" на экспорте продукции радиоэлектроники украинского производства. При этом было отмечено, что лучшие показатели в работе "Укрспецэкспорта" пришлись на то время, когда эта компания активно торговала вооружением и военной техникой со складов Минобороны. Для улучшения результатов в области сотрудничества с КБ и предприятиями, производящими современные образцы вооружения, и инвестиций планируется использовать "Таско-Экспорт", как компанию новой формации и с новой тематикой.
Оппоненты такого решения приводят свои доводы, ссылаясь на опыт России и других стран. По их мнению, наличие внутренних конкурентов не способствует повышению доходов в этой области. В такой ситуации потенциальные покупатели могут начать сбивать цены и выставлять свои требования по улучшению условий поставок, а производители продукции, при наличии двух и более посредников - лавировать между ними. Как подтверждение этого, они приводят пример "Рособоронэкспорта", который с 1 марта 2007 г. стал единоличным представителем России на внешнем рынке, что привело к росту объемов зарубежных поставок.
Целесообразность наличия одной компании, имеющей право на осуществление внешнеторговой деятельности в области торговли оружием и продукцией военного назначения, по их мнению, подтверждают и отечественные примеры. В качестве таковых рассматриваются поставки ракет-носителей "Зенит" для международных космических программ России и США, исследования и разработки в области космических аппаратов, а также работы по продлению сроков эксплуатации межконтинентальных баллистических ракет РС-20, осуществляемые днепропетровскими КБ "Южное" и Южным машиностроительным заводом. В этом ряду и поставки комплектующих изделий для сборки серийных самолетов Ан-140 в Исфахане. Как положительный результат отмечается существенный рост контрактных цен.
Оценивая вышесказанное за и против наличия одной компании, представляющей интересы Украины на внешнем рынке товаров и услуг военного назначения, напрашивается следующий вывод. Необходимость предпринимаемых шагов и серьезность доводов для их реализации, имеют, по всей видимости, как сторонники, так и противники создания и использования компании "Таско-Экспорт". Несомненно и то, что обе стороны будут стремиться отстоять свою позицию. Каждый из вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но они могут быть учтены в целях достижения общего положительного результата только в том случае, если будет единство во взглядах и действиях между сторонниками Президента В. Ющенко и премьер-министра Ю. Тимошенко. Но, судя по реальным действиям, до положительного решения существующих разногласий между ними пока далеко. Следовательно, и стабильное функционирование с заметным ростом показателей в торговле товарами и услугами военного назначения украинских компаний в ближайшем будущем весьма проблематично.