Счетчики
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы пожарной безопасности»
В Москве в рамках Международного салона «Комплексная безопасность – 2008», проходящего в эти дни на территории Всероссийского выставочного центра, состоялась научно–практическая конференция «Актуальные проблемы пожарной безопасности».
В конференции, организованной Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО), приняли участие специалисты МЧС России и заинтересованных научных и общественных организаций, а также представители ведущих вузов страны.
Обращаясь к участникам конференции, первый заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Руслан Цаликов подчеркнул, что вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации по-прежнему остаются актуальными. «Несмотря на то, что за последние годы ситуацию удалось изменить и добиться снижения количества погибших при пожарах, в прошлом году от огня погибло почти 16 тысяч россиян», – отметил Руслан Цаликов.
Он рассказал, что начиная с 2002 года количество пожаров, удалось сократить на 18, 6 %, а число погибших в них людей на – 19,8 %. При этом количество спасенных увеличилось более чем на 37 %.
По мнению первого заместителя главы МЧС, данная конференция является важнейшим этапом в продвижении идеологии культуры безопасности населения.
Специалисты из России, Беларуси и Украины обсудили актуальные вопросы современного состояния пожарной охраны и осуществления надзора в этой сфере, а также рассмотрели перспективы развития пожарно-спасательных сил и научного обеспечения пожарной безопасности.
В своем докладе заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян отметил: «В настоящее время наша страна вышла на новый этап социально–экономического развития страны, что позволяет улучшить финансирование важнейших сфер жизнедеятельности человека, в том числе пожарной безопасности. Сегодня мы можем закупать новое пожарное оборудование, активно внедрять современные технологии пожаротушения. В конечном итоге от этого выигрывает безопасность общества в целом».
Как сообщил Александр Чуприян, активно продолжается работа по модернизации пожарной охраны России, как за счет средств федерального бюджета, так и субъектов РФ. В последние годы за счет средств федерального бюджета было приобретено704 основных пожарных автомобиля, 343 специальных пожарных автомобиля и 12 742 средства индивидуальной защиты органов дыхания.
За счет средств бюджетов субъектов РФ приобретено 1587 основных пожарных автомобилей, 249 специальных пожарных автомобилей и 4651 средство индивидуальной защиты органов дыхания.
Существенно изменилась и оплата труда пожарных. Средняя зарплата огнеборцев в 2002 году составляла 6212 руб., а в 2007 году уже 11 352 руб., соответственно увеличение составило 82,78 %.
Важным этапом дальнейшего развития в данной сфере стало принятие федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», которая была утверждена Президентом РФ в конце прошлого года.
Планируется, что одним из главных результатов реализации данной программы станет сокращение количества людей погибших при пожарах на 40 %, при этом сумма материального ущерба от огня должна уменьшиться на 44 %.
Общий объем финансирования ФЦП составит порядка 200 млрд рублей. Из этой суммы 2 млрд будет выделено на различные научные исследования в области пожарной безопасности.
«Пожарная охрана России должна стать более мобильной, отвечающей требованиям и задачам времени. Современный пожарный – это некий универсальный солдат, владеющий несколькими специальностями, который в любой ситуации должен уметь оказать помощь человеку», – подчеркнул Александр Чуприян.
Временно исполняющий обязанности директора Департамента пожарно – спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Михаил Верзилин в своем выступлении отметил, что сегодня пожарная охрана России решает самый широкий круг задач по оказанию помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации. По его словам, общее развитие пожарного дела в нашей стране проходит в русле общемировых тенденций.
В настоящее время в МЧС России происходят значительные структурные изменения в области организации деятельности пожарно–спасательных сил, направленные на оптимизацию имеющихся ресурсов и повышение эффективности управления подразделениями.
Реформирование, с одной стороны, обусловлено реализацией указа Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», в соответствии с которым в состав МЧС России были включены силы и средства Государственной противопожарной службы. По итогам оптимизации пожарных сил предусматривается создание единой пожарно-спасательной службы МЧС России. Планируется, что служба будет состоять из рационально размещенных на территории страны спасательных центров, учреждений и организаций по их обеспечению.
Пожарно-спасательная служба должна стать основой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Для решения текущих задач РСЧС служба должна быть построена по принципу двухуровневой системы реагирования: федеральный уровень сил будет представлен центральным аппаратом и силами федерального подчинения, а территориальный – местными органами управления и силами территориального подчинения.
Такой подход соответствует опыту большинства развитых стран мира, в том числе США, Германии, Франции, Японии, где проблема борьбы с новыми видами опасностей нашла решение в расширении функций пожарной охраны, которая при сохранении своего исторического названия по существу превратилась в многофункциональную аварийно-спасательную службу.
В качестве одного из приоритетных направлений развития пожарной охраны Михаил Верзилин выделил завершение мероприятий по созданию федеральной группировки пожарных, численность которой к 2009 году должна достигнуть 220 тысяч человек.
Особое внимание он обратил на вопросы дальнейшего развития добровольной пожарной охраны. В настоящее время в России около 100 тысяч населенных пунктов, в которых проживает около 30 млн. человек, находятся за пределами нормативного радиуса выезда пожарных. При этом за последние годы реагирование на пожары добровольных дружин снизилось в 15 раз. «Надо отметить, что, например, во Франции сейчас группировка пожарных составляет 238 тысяч сотрудников, 206 из которых именно добровольцы», - сказал Михаил Верзилин.
МЧС России подготовило соответствующие изменения в законодательные акты, которые в ближайшее время будут рассмотрены в Государственной Думе РФ.
Планируется, что в результате изменений в законодательстве на критически важных для национальной экономики объектах будет создана группировка численностью 60 тысяч человек, а добровольная пожарная охрана получит эффективную нормативно-правовую базу.
Не менее важным вопросом в сфере обеспечения пожарной безопасности, по мнению участников конференции, является совершенствование и дальнейшее развитие надзорной функции в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности Анатолий Гилетич особо отметил, что одной из главных причин того, что на пожарах по-прежнему гибнет много людей, является так называемый, человеческий фактор, в том числе, крайне низкий уровень подготовки руководителей и обслуживающего персонала и невыполнение требований государственного пожарного надзора.
За прошлый год органами надзора проведено более 1 млн. контролирующих мероприятий, выявлено 6,8 млн. нарушений. По результатам была приостановлена деятельность 17 565 объектов. Но если пять лет назад предписания проверяющих выполнялись лишь на 60%, то теперь эта цифра достигла 84%.
В целях сокращения административных ограничений предпринимательской деятельности при осуществлении государственного надзора (контроля) Министерством ведется планомерная работа по устранению факторов, препятствующих развитию предпринимательства и созданию благоприятных условий для успешной экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Важнейшим шагом к решению поставленных перед пожарным надзором задач следует считать подготовку проекта технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности», находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (прошел второе чтение).
В 2008 году МЧС России продолжит работу по внедрению системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правительственная комиссия по проведению административной реформы разработала рекомендации по оптимизации осуществления федеральными органами исполнительной власти государственных функций, одной из которых является разработка административных регламентов федеральных органов исполнительной власти.
В рамках данного направления МЧС России был разработан и утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности.
Следующим шагом в этом направлении станет принятие административного регламента исполнения Министерством государственной функции по лицензированию отдельных видов деятельности, отнесенных к его компетенции.
Ключевым направлением в области снятия административных барьеров является профилактика правонарушений, связанных с исполнением служебных обязанностей инспекторским составом. В этих целях организована работа «телефонов доверия» в субъектах Российской Федерации и центрального аппарата МЧС России.
В области совершенствования надзорной функции удалось достигнуть существенных результатов. По последним данным Минэкономразвития только 11 респондентов из 100 предъявляют претензии к необоснованным действиям сотрудников пожарного надзора.
По итогам работы конференции специалистами были даны определенные рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию мероприятий в сфере пожарной безопасности.