Счетчики
О продаже российского оружия
Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России 1 декабря 2010 г. исполнится десять лет. Об истории экспорта российского оружия и задачах ФСВТС на современном этапе в интервью газете "Время новостей", опубликованном на сайте Службы, рассказал первый заместитель директора ФСВТС Александр ФОМИН.
До 1917 года Россия в основном импортировала оружие. Когда произошло превращение покупателя в продавца?
Действительно с 1878 по 1917 г. только в США Россия закупила около 100 военных кораблей. В первую мировую войну Соединенные Штаты поставили нам несколько тысяч самолетов, около 6 тыс. полевых орудий и свыше 42 тыс. пулеметов. Крупные партии боеприпасов, тяжелых артиллерийских орудий и самолетов закупались и во Франции. После Октябрьской революции преобладал экспорт вооружений. В 1921-1922 гг. в Турцию Россия поставила более 100 тыс. винтовок, 150 артиллерийских орудий, значительное количество самолетов, радиостанций и другого вооружения.
В 1920 г. советская Россия поставляла вооружение для армии Афганистана. В г. Кабуле при участии советских специалистов был построен завод по производству пороха. В 1924 г. создается советско-американская торговая корпорация «Амторг». Появилась возможность покупки военного имущества и лицензий на производство техники. Это стало хорошим стимулом к развитию отечественного машиностроения. Уже с 30-х годов резко увеличился объем поставок и их география.
Особенно много оружия шло в Китай - «для борьбы с империалистической Японией». В 1937 г. туда поставили более 200 боевых самолетов, авиадвигатели, зенитную и полевую артиллерию, радиостанции, боеприпасы. В 1936-1939 гг. Советский Союз поставил республиканскому правительству Испании около 350 танков, свыше 600 боевых самолетов, артиллерийские орудия, стрелковое вооружение, боеприпасы.
Экспорт и импорт вооружения всегда регулировался государственными структурами?
Государство всегда обладало монополией на этот вид внешней торговли. Ключевым элементом здесь был и остается государственный посредник, осуществляющий военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами. В 1939 г. в Наркомате внешней торговли был создан инженерный отдел, с 1942 г. его преобразовали в управление «Техноэкспорт». В годы войны именно он занимался поставками по ленд-лизу военной техники из США, Англии и Канады. Первым государственным посредником, получившим полномочия правительства, было всесоюзное объединение «Ирансовтранс» Наркомата внешней торговли.
В годы Второй мировой войны объединение занималось поставками военной техники в СССР из США и Англии через Иран. После войны СССР окончательно приобрел статус экспортера оружия. Почти половина поставок приходилась на государства Восточной Европы, прежде всего страны Варшавского договора, Вьетнам, Китай, КНДР, Кубу, Лаос, Монголию, Югославию. Вооружение поставлялось и в страны Ближнего Востока, Африки.
Как выбирались партнеры?
Оружие продавали в основном по идеологическим соображениям, получение ярко выраженной экономической выгоды не преследовали. Это была демонстрация поддержки государств, провозгласивших в качестве официальной марксистско-ленинскую идеологию, или национально-освободительных движений. В обмен импортеры проводили лояльную к СССР политику.
В советское время в разговорах о торговле оружием часто упоминались аббревиатуры ГИУ и ГТУ. Что они означали?
ГИУ - Главное инженерное управление Министерства внутренней и внешней торговли СССР создано в мае 1953 г. Это была хозрасчетная внешнеэкономическая организация. Она не отвечала по обязательствам государства, но одной из ее главных задач было своевременное коммерческое оформление экспорта вооружений и военной техники, лицензий на их производство, выполнение работ. Спустя четыре года ГИУ было переподчинено Государственному комитету СССР по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). ГКЭС оказывал экономическое и техническое содействие развивающимся странам.
В ГИУ появилось новое направление - оказание иностранным государствам технического содействия в организации, создании и строительстве объектов различного назначения, в том числе для лицензионного производства вооружений и боеприпасов. Постепенно сформировался значительный «портфель заказов» на поставки советского оружия, и в апреле 1968 г. был создан специализированный государственный посредник -- Главное техническое управление (ГТУ). Оно занималось строительством на территориях иностранных государств объектов военного и специального назначения, обучением национальных кадров. При содействии ГТУ за рубежом появилось более 1200 военных объектов. Среди них - мавзолеи Димитрова в Болгарии, Хо Ши Мина во Вьетнаме и Агостиньо Нетто в Анголе.
Получается, система военно-технического сотрудничества в СССР была довольно громоздкой, с элементами дублирования.
В 1979 г. в Минвнешторге были упразднены отделы по экспортным поставкам и ремонту, их функции передали ГТУ. Теперь одно ведомство - ГКЭС - могло предоставить зарубежным заказчикам полный спектр услуг. Поскольку взаимные обязательства государств - участников Варшавского договора расширялись, в 1988 г. из состава ГИУ и ГТУ выделилось Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК). На него был возложен импорт в СССР ВВТ из соцстран и техническое содействие в создании оборонных предприятий в государствах Варшавского договора.
В начале 1992 г., уже после распада СССР, объем военных поставок упал, ГИУ и ГТУ были реорганизованы в Российское государственное внешнеэкономическое объединение по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения «Оборонэкспорт» и Государственную внешнеэкономическую компанию по экспорту и импорту вооружения и военной техники «Спецвнештехника». Экспорт востребованной на мировом рынке продукции военного назначения фактически стал единственным средством, позволившим выжить многим предприятиям оборонно-промышленного комплекса России, сохранить научные и производственные коллективы и производственно-технологическую базу оборонной промышленности страны.
И тогда же началась эпоха организации под названием «Росвооружение»?
Государственная компания по экспорту и импорту военной техники «Росвооружение» создана 18 ноября 1993 г. А 30 декабря следующего года был подписан Указ Президента России «О Государственном комитете Российской Федерации по военно-технической политике» (ГКВТП). Комитет, подотчетный главе государства, получил право выдавать лицензии на экспорт оружия. С созданием ГКВТП завершилось формирование новой системы ВТС. Однако к началу 1992 г. обстановка в сфере экспорта оружия осложнилась.
Во-первых, право на экспорт оружия наряду с государственными посредниками, имели внешнеэкономические объединения «Промэкспорт», «Авиаэкспорт», «Судоэкспорт», «Машиноэкспорт», ассоциация оружейных заводов Удмуртии «Калашников», НПО «Туламашзавод», «Воентех» Минобороны России. Во-вторых, обострилась «нездоровая» конкуренция между российскими экспортерами на мировом рынке вооружений. Она привела к значительному сокращению объемов экспорта российского оружия и уменьшению его стоимости.
Созданному в 1992 г. для координации госпосредников Главному управлению военно-технического сотрудничества (ГУВТС) не удалось изменить ситуацию. Необходимо было решительно упорядочить систему экспорта вооружений. Основой создания новой системы ВТС стал Указ Президента от 12 мая 1992 г. «О военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами». Подведомственность ГКВТП Президенту России придавала госкомитету особый статус, позволявший успешно координировать деятельность участников ВТС. Объем экспорта с 1.71 млрд. долларов США в 1994 году вырос до 3.56 млрд. долларов США в 1996 году.
Но в ноябре 1996 г. ГКВТП вошел в состав Министерства внешнеэкономических связей. Подведомственность комитета главе государства не сохранилась. Это быстро и негативно сказалось на эффективности ВТС. В 1997 г. произошел спад объемов экспорта вооружений и валютных поступлений на 30% и 25% соответственно. Основу системы экспорта оружия, которая действует и поныне, заложил вступивший в действие 19 июля 1998 г. Закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Став Президентом, Владимир Путин начал строить вертикаль власти. Как это выглядело в системе ВТС?
К концу 2000 г. Россия сотрудничала в военно-технической сфере более чем с 60 странами, с 25 из них были подписаны межправительственные соглашения. 1 декабря 2000 г. был образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС). Так была восстановлена президентская вертикаль управления сложнейшим комплексом экспорта российской продукции военного назначения.
Как обеспечивается государственная монополия в области ВТС?
В частности, она обеспечивается разрешительным порядком экспорта и импорта продукции военного назначения. Установлен жесткий административно-правовой режим как для органов государственного управления и субъектов ВТС, так и организаций - разработчиков и производителей продукции. Российская система мер, регулирующая экспорт ПВН, - одна из наиболее жестких в мировой практике. Впереди по степени жесткости разве что Франция. Все решения принимаются Президентом или Правительством, а также Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.
Что представляет собой система ВТС России сегодня?
В нее входят Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами при Президенте Российской Федерации, Военно-промышленная комиссия, правительство, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, межправительственные комиссии и рабочие группы по ВТС. Сюда же можно отнести и государственную корпорацию «Ростехнологии», государственного посредника – ФГУП «Рособоронэкспорт», субъекты ВТС – организации и предприятия оборонно-промышленного комплекса, получившие право на внешнеторговые операции с продукцией военного назначения, и другие предприятия ОПК. Работой нашей Службы руководит президент России.
Какие задачи у ФСВТС сегодня, какие решения она вправе принимать?
Основные задачи – контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества, участие в разработке государственной политики в этой области, реализация государственной политики в области ВТС. Служба принимает решения о ввозе в Россию и вывозе из нее продукции военного назначения, о выдаче на это лицензий, предоставляет разработчикам и производителям продукции военного назначения право на внешнеторговую деятельность (в отношении запасных частей, вспомогательного имущества, ремонта).
Служба организует выставки и показы образцов продукции военного назначения в стране и за рубежом. ФСВТС рассматривает обращения иностранных заказчиков, контролирует ход их реализации. На Службу возложены учет и регистрация внешнеторговых контрактов, ведение реестра субъектов военно-технического сотрудничества. За десять лет работы службы подписаны соглашения о сотрудничестве с 40 странами. Соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности заключены с 19 государствами, о взаимной защите секретной информации – с 29. Есть шесть межправительственных соглашений о порядке взаимодействия при осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны, пять – о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения.
Сегодня Россия поддерживает военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами, а покупают наше вооружение 62 страны мира.