Счетчики
Отечественное двигателестроение нуждается в долгосрочной программе своего развития
Это мнение было высказано на пресс-конференции, посвященной предстоящему открытию 10 Международного Салона "Двигатели-2008", который состоится 15-19 апреля 2008 г. в Москве (ВВЦ, 57 павильон).
Виктор Чуйко (Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" – АССАД), отметив успехи предприятий и организаций АССАД, сказал, что "Сегодня главная нерешенная проблема – отсутствие четкой программы разработки и производства авиационных двигателей на долгосрочную перспективу". Это сказывается на стабильности и эффективности работы всех предприятий этой важнейшей отрасли современного машиностроения, являющейся своего рода показателем научно-технического прогресса любой развитой страны. По его словам принятие такой программы ожидается в этом году. В качестве других важных проблем для разработчиков и производителей авиационных двигателей сегодня является острая нехватка квалифицированных инженерно-технических работников (около 9 тыс.) и рабочих (более 21 тыс.), падение в последние 3 года рентабельности производства, что связано с непредсказуемым ростом продукции металлургии за этот же период времени почти в 3 раза (в структуре себестоимости двигателей эта составляющая повысилась с 30% до 60%) и падением курса доллара, в связи, с чем прямые убытки предприятий составили около 3 млрд. руб. только за прошлый год. В качестве положительного В. Чуйко отметил продолжающуюся реструктуризацию авиадвигателестроительных предприятий, которая должна улучшить условия и результаты их деятельности.
В выступлении генерального директора ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" Владимира Скибина прозвучала большая озабоченность усиливающейся тенденцией по закупке авиационных двигателей (около 2,5 тыс. на 1 млрд. дол.) иностранного производства, а также возможным снижением тарифных пошлин практически на все двигатели, мощностью 500 л.с. и более. Это выгодно для эксплуатантов, но в конечном итоге, отвечая на свой же вопрос - что будет тогда в России, он сказал, "Получится из нее сырьевой придаток и ничего другого". Это он подтвердил тем, что авиационное двигателестроение является локомотивом развития более чем 30 направлений науки и техники (в США этот показатель составляет 57).
В. Скибин указал, что руководство страны это понимает и принимает чрезвычайные меры. С этой целью было разработано и представлено в Правительство несколько вариантов Стратегии развития авиадвигателестроения, на последний из которых уже есть заключение, которая может быть завершена уже к сентябрю 2008 г. Оба документа предполагаются ввести в действие с 2009 г. и 2010 г. соответственно. В частности, Стратегией предусматривается создание 2 типов двигателей нового поколения с самыми высокими параметрами, по одному для боевого истребителя и самолетов гражданской авиации. Как сказал В. Скибин, "В них должны быть сосредоточены все технологические достижения и решения. Решив эту задачу, мы будем способны создать любой двигатель, а государство будет авиационной державой". Предполагается, что Стратегия двигателестроения будет тесно взаимосвязана со Стратегией развития авиапрома и существующими ФЦП.
Подчеркнув, что мировой рынок авиадвигателестроения по прогнозам специалистов на период до 2025 г. оценивается в более чем 550 млрд. долл., В. Скибин сказал, что "В создании перспективных двигателей должно участвовать государство. Это подтверждает опыт ведущих стран Запада и США. Без этого ничего хорошего ждать не приходится".
Генеральный директор ФГУП "ВИАМ" ГНЦ РФ Евгений Каблов остановился на некоторых вопросах, от решения которых зависит дальнейшее развитие отечественного двигателестроения в частности и авиационно-космической промышленности в целом. Важнейшим из них сегодня он считает четкое определение и управление государственным сектором науки. Отметив, что благодаря его наличию в СССР был создан мощный научно-технический задел, он сказал, "Сегодня мы не можем жить и развиваться на заделе, созданном в 80 гг., а для нового необходимы программы, финансирование и главное – решить, что такое госсектор науки. Государство должно оставить за собой то, что необходимо ему для выполнения своих конституционных обязанностей". По мнению Е. Каблова, государство не должно препятствовать развитию корпоративной науки, но и не давать ей преференций по отношению госсектора науки. Корпоративная наука создается и развивается для решения текущих проблем, а в перспективные проекты только государство может и обязано вкладывать необходимые средства. К госсектору науки следует, по словам Е. Каблова, относить "… не по форме собственности, а по функциям, которое выполняется предприятие в интересах государства".
По его словам, сегодня насчитывается почти 3000 предприятий и организаций, которые в той, или иной степени занимаются наукой, на которую выделяется достаточное количество средств. Однако при таком количестве и отсутствии четкого учета, эффективность от таких вложений ниже, чем следует ожидать. В качестве положительного примера он привел НАСА, которое в США является единственной структурой с широкими полномочиями и ежегодным бюджетом в 13 млрд. дол. Именно оно осуществляет дальнейшее распределение бюджетных средств путем привлечения разработчиков и производителей на конкурсной основе с конечным представлением действующего образца того или иного изделия. Как отметил Евгений Каблов, "Это первое что надо сделать, если не хотим потерять способность создавать газотурбинные двигатели. Сегодня они производятся всего 5 странами, куда пока входит и Россия. Но наш потенциал среди них уже уменьшился".
В числе других проблем, требующих быстрого решения, генеральный директор ФГУП "ВИАМ" Евгений Каблов отметил технологическое переоборудование, особенно в области спецметаллургии, без чего наша продукция не будет конкурентоспособной, четкое определение объемов государственного заказа по двигателям и самолетам, а также срочное решение кадрового вопроса. Как считает Евгений Каблов, "Кадры – важнейший вопрос, без решения которого мы не будем в состоянии производить ни одно изделие. Сегодня рабочих надо учить как инженеров, а инженеров как ученых".
Выступая в поддержку необходимости длительной одноуровневой системы подготовки высококвалифированных специалистов, перечень которых был определен еще советской традиционной системой подготовки инженеров, он подтвердил целесообразность этого письмом президента США, которое было написано в 2006 г. американским конгрессменам. В нем было сказано о том, что проблемы авиационно-космической отрасли США обусловлены низким уровнем подготовки специалистов в области физики, химии и математики. В результате было понято решение о выделении 10 млрд. дол. на поднятие уровня подготовки школьников по этим предметам и длительной непрерывной специализированной подготовки в университетах специалистов авиакосмической направленности. Е. Каблов сказал, "Надо переходить к системе госзаказа на подготовку специалистов". Решению кадровой проблемы, по его мнению, будет способствовать также и то, что работу на оборонных предприятиях следует рассматривать в качестве альтернативной службы. В завершение Евгений Каблов сказал: "Пора начинать персональный спрос с каждого на своем посту".