Счетчики
Новый метод повысит эффективность авиационных двигателей
Специалисты ЦАГИ разработали методику оптимизации сопел двигателей для гражданских самолетов в целях создания более эффективной силовой установки. По информации пресс-службы, работа проведена в рамках одного из главных направлений деятельности института - развитие методов оптимизации элементов летательного аппарата с целью увеличения экономичности и повышения конкурентоспособности российской авиационной техники.
Образцом для отработки методологии стал вариант двигателя, близкого к тому, которым планируется оснащать перспективные пассажирские самолеты. В процессе многокритериальной оптимизации сопла в качестве решающих критериев рассматривались эффективная тяга сопла и его масса. На основании параметрических расчетов с использованием современных методов, в том числе и компьютерного моделирования, были разработаны универсальные алгоритмы для выбора оптимальной геометрии.
Как отметил ведущий научный сотрудник отделения аэродинамики силовых установок ЦАГИ Николай Зеленко, невооруженным глазом заметить изменения геометрии сопла будет практически невозможно. Но предложенная методология модификация агрегата ускорит процесс совершенствования силовой установки и всего летательного аппарата в целом.
"Данная методология не только поможет разработчикам самолета в точном выборе лучшей геометрии сопла двигателя, но и значительно сократит время самой конструкторской работы. Предложенная нами компромиссная кривая поможет конструкторам обоснованно выбирать оптимальную конфигурацию сопла в зависимости от назначения летательного аппарата. Так, для ближнемагистрального самолета это будет сопло с меньшим весом, но и меньшей тягой, а для дальнемагистрального за увеличение тяги придется расплачиваться повышенным весом сопла", - отметил Зеленко.