Счетчики
ЦАМТО предупреждает
Штрафные санкции России только за аннулирование соглашения по поставке пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 может составить около 80 млн. дол. (до 10% от суммы контракта в более 800 млн. долл.). Об этом сообщил Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). Как показывает мировая практика, в целом штрафные санкции за одностороннее аннулирование контрактов составляют от 5% до 10% их стоимости, что прописывается в каждом соглашении.
На момент подписания указа президента РФ Дмитрия Медведева о мерах по выполнению резолюции СБ ООН №1929 от 9.06.2010 г., в стадии реализации с Тегераном находилось еще несколько программ. По имеющимся данным, контракт на модернизацию 24 Су-24 (300 млн. дол.) входил в пакетное соглашение стоимостью 1,4 млрд. долл., подписанное в декабре 2005 г., а основной объем работ по этой программе планировалось выполнить в период 2009-2010 гг. С учетом 50%, предположительно, реализации этой программы на текущий момент, штрафные санкции могут составить до 15 млн. долл.
В 2010 г. планировалось завершить работы по модернизации третьей ДЭПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Ирана. Штрафные санкции по этой программе могут составить 3-5 млн. долл. Остальная сумма приходится на неисполнение контрактных обязательств по поставкам запчастей, сервисному обслуживанию и ремонту ранее поставленной военной техники. Этот сегмент очень емкий из-за большого количества ранее поставленных Тегерану вооружений, а контракты, как правило, предусматривают обеспечение МТО и поставку запчастей в течение длительного периода времени. По мнению экспертов ЦАМТО, в случае выставления штрафных санкций, государство должно компенсировать потери предприятиям ОПК из госбюджета, поскольку они не несут ответственность за возникшую форсмажорную ситуацию.
Указ президента РФ предусматривает запрет на экспорт всех семи видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН - боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем. Указ полностью соответствует п.8 резолюция №1929, принятой 9 июня 2010 г. Совбезом ООН, вводящей запрет на продажу Исламской Республики Иран всех семи категорий вооружений по классификации Регистра ООН.
Следует отметить, что кроме поставки финальных образцов вооружений, указ президента РФ предусматривает также запрет на поставку запчастей и средств материального обеспечения к военной технике, которая входит в перечень семи категорий вооружений Регистра ООН, что также соответствует п.8 резолюции № 1929 СБ ООН. В то же время, по мнению заместителя главы МИД РФ Сергея Рябкова, "Россия не прекращает полностью военно-техническое сотрудничество с Ираном, возможности для этого остаются, несмотря на введение жестких ограничений".
В этом же ключе высказался и заместитель министра иностранных дел России Алексей Бородавкин, заявивший, что "в строгом соответствии с резолюцией СБ ООН и соответствующим указом президента РФ, Россия ограничивает объем военно-технического сотрудничества с Ираном, но не приостанавливает и тем более не прекращает его. Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, заявил, что "Россия продолжит ВТС с Ираном по тем вопросам и в тех направлениях, которые не подпадают под ограничения резолюции Совбеза ООН № 1929".
По мнению ЦАМТО, ограниченный сегмент для сотрудничества в сфере ВТС РФ с Ираном имеется, однако вряд ли на это пойдет Тегеран. Согласно перечню Регистра ООН, под запрет не подпадает легкое стрелковое, полевая артиллерия и минометы калибром менее 100 мм, транспортные вертолеты, зенитные артиллерийские установки, РЛС, военная автомобильная техника и еще ряд систем, которые можно охарактеризовать как "пограничные" и решение об их возможной поставке будет, скорее всего, отрицательным. К примеру, категория "боевые самолеты" напрямую включает многоцелевые истребители, штурмовики, бомбардировщики, самолеты базовой патрульной авиации.
Как "пограничные" в этой категории можно рассматривать военно-транспортные самолеты, самолеты ДРЛОиУ, разведывательные самолеты и учебно-тренировочные самолеты. Полностью подпадает под запрет военно-морская техника по категории "военные корабли" (боевые надводные корабли основного класса, подводные лодки, катера и малые десантные корабли), бронетанковая техника (основные боевые танки, боевые бронированные машины, бронеавтомобили), вертолетная техника (ударные вертолеты, противолодочные и морские патрульные вертолеты, многоцелевые вертолеты), ракетно-артиллерийское вооружение (оперативно-тактические ракетные комплексы, противотанковые ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, самоходные артиллерийские установки, орудия и минометы калибром более 100 мм), средства ПВО (зенитные ракетные системы малой, средней и большой дальности), ракеты всех типов (наземного, морского и авиационного базирования).
То есть, как отмечают эксперты ЦАМТО, ниша возможного сотрудничества с Ираном в сфере ВТС осталась крайне узкой. Практически по всем этим системам, кроме определенных как "пограничные", иранский ОПК является самодостаточным, и вряд ли будет обращаться к России. Наиболее вероятными сегментами, где сотрудничество может быть продолжено, это транспортные вертолеты и военная автомобильная техника.
Безусловно, после запрета на экспорт в Иран основных видов обычных вооружений, Тегеран какое-то время сможет сохранить приемлемую боеготовность ВС за счет ранее импортированного вооружения, а также поставок вооружений национальным ОПК. Однако без запчастей к технике российского производства и должного обслуживания большая ее часть в достаточно короткое время станет небоеготовой.