Счетчики
Договор по FGFA подпишут в декабре
Трехлетние предварительные переговоры на разработку эскизно-технического проекта истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft) успешно завершены и декабре планируется подписание соглашения. По информации ЦАМТО со ссылкой на газету "Бизнес стандарт", до конца текущего месяца соглашение будет рассмотрено Комитетом правительства по безопасности и при его одобрении, контракт будет подписан в ходе запланированного визита в Индию президента России Дмитрия Медведева.
По информации руководителя "Хиндустан аэронотикс лимитед" (ХАЛ) Ашока Наика, сегодня все вопросы по контракту согласованы обеими сторонами и ожидается, что эскизно-технический проект самолета будет завершен в течение 18 месяцев после подписания соглашения. Планируется, что на разработку и испытание опытных образцов самолета потребуется 8-10 лет.
Финансирование программы, оценивающейся в 12 млрд. дол, будет осуществляться в равных долях между российской и индийской стороной. ВВС России и Индии намерены приобрести не менее 250 истребителей, сметная стоимость одного составляет около 100 млн. дол. Высокая стоимость создания перспективного самолета, по оценке индийских экспертов, стала основной причиной привлечения Индии к совместной разработке самолета пятого поколения.
Так, именно высокая стоимость стала причиной того, что администрация США приняла решение прекратить производство самолетов пятого поколения F-22 "Рэптор". Стоимость одного истребителя в 340 млн. дол. стала причиной закрытия Пентагоном этой программы после поставки 187 самолетов (в 2 раза ниже озвученного в начале 2000 гг. количества).
Сотрудничество по программе создания нового истребителя было предложено Индии около восьми лет назад, но стороны не смогли согласовать долевое участие в проекте. В октябре 2007 г. было подписано предварительное межправительственное соглашение о совместной разработке истребителя 5 поколения на базе российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
Это первый совместный проект по разработке Россией суперсовременной системы вооружения с другим государством. В марте 2010 г. стороны подписали предварительное техническое соглашение, в котором были согласованы доли работ. Доля индийского ОПК, по информации ХАЛ, в части разработки отдельных систем составит около 30% (программное обеспечение для бортового компьютера, навигационные системы, многофункциональные устройства отображения информации в кабине экипажа, компоненты из композиционных материалов и систему самообороны).
Дополнительно, на базе одноместного ПАК-ФА Индия создаст двухместный истребитель в рамках доктрины, предусматривающей решение самолетом широкого спектра боевых задач. В перспективе индийский истребитель 5 поколения должен заменить три типа эксплуатирующихся боевых самолетов. По оценке представителей ВВС Индии, для получения сертификата летной годности налет FGFA должен составить 2000 часов. Серийное производство истребителя может быть начато в 2017-2018 гг., а двухместная версия может быть принята на вооружение в 2019-2020 гг.
Российская версия будет одноместной, в 200 индийских самолетов – двухместные, подобно Су-30МКИ. Позднее ВВС России, возможно, приобретут дополнительное количество двухместных FGFA для использования в качестве учебно-боевых самолетов.
Сейчас компания "Сухой" продолжает испытания опытного образца истребителя ПАК ФА, первый полет которого состоялся 29 января в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время он совершил 16 испытательных полетов. Планируется, что ПАК ФА будет представлять собой многофункциональный боевой самолет, способный решать задачи штурмовика и истребителя.
Фюзеляж из композитных материалов и другие инновационные технологии сделают самолет малозаметным в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Современные двигатели обеспечат максимальную скорость более 2М, выполнение крейсерского полета на сверхзвуковой скорости без форсажа и полеты на дальность до 5,5 тыс. км.
Размещенные внутри самолета системы вооружения и новая РЛС с АФАР обеспечат возможность одновременно атаковать цели на земле, в море и воздухе, а системы связи - осуществлять обмен информацией между самолетами и наземными командными пунктами.
Одна из главных особенностей платформы - возможность получения информации от различных датчиков, в т.ч. инфракрасных и радиолокационных, электронную обработку и выдачу единой картины обстановки на системы отображения пилота. Первый публичный показ ПАК ФА планируется осуществить в ходе авиасалона МАКС-2011.