Счетчики
Эксперимент на Северном морском пути
Крупный танкер "Балтика" в сопровождении ледоколов "Таймыр", "50 лет Победы" и "Россия" осуществляет экспериментальную перевозку грузов углеводородов из Мурманска в направлении Певек на Чукотке через льды по Северному морскому пути. Танкер принадлежит "Совкомфлоту", владелец груза (100 тыс. т конденсата) - НОВАТЭК.
Цель экспедиции - продемонстрировать экономическую привлекательность и возможность этого маршрута обеспечить доставку российских углеводородов в АТР через льды Северного Ледовитого океана. По информации "Времени новостей", в разгар навигации в сопровождении сразу трех из пяти имеющихся у России атомных ледоколов пройти Северный морской путь возможно.
Однако вопрос экономической целесообразности регулярного маршрута транспортировки коммерческих грузов через Северный морской путь в АТР остается открытым. Основное преимущество транспортировки по морю - дешевизна и гибкость. Почти в 2 раза более короткий маршрут, по сравнению с альтернативным через Суэцкий канал и Индийский океан, экономит время в один конец около 20 суток, снижает расходы на топочный мазут примерно на 1 млн. долларов и экономит 250 тыс. долл. платы Египту за проход через Суэц. Всего 1,2-1,3 млн. дол.
Стоимость использования одного судна "Атомфлота" составляет 50-100 млн. рублей за рейс (около 1,7-3,4 млн. дол.), а из-за ширины кормы танкера необходимо три, использование которых обойдется в 5-10 млн. дол., что значительно дороже затрат на проход через Суэц. Единственный вариант развития СМП - государственное субсидирование ледокольной проводки коммерческих грузов.
НОВАТЭКу это необходимо для реализации проекта производства сжиженного природного газа на севере полуострова Ямал. Ледоколы необходимы для завоза оборудования и экспортирования газа. При этом рынок СПГ Атлантического бассейна сейчас не очень привлекателен из-за пересмотра потребностей США, что и стало причиной эксперимента с транзитом конденсата в Шанхай.