Счетчики
Россия объявляет тендер вертолетоносцев
Министерство обороны РФ решило провести международный тендер на покупку вертолетоносца для российской армии и отказалось, тем самым, от безальтернативной закупки французского Mistral. Одновременно будут рассмотрены предложения отечественных судостроителей по созданию подобного корабля. Готовить тендер будет специальная комиссия, формируемая под эгидой Минпромторга, которая должна определить критерии и время проведения тендера. Об этом сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романа Троценко.
В Минобороны эту информацию не комментируют. Однако неназванный источник подтвердил информацию главы ОСК и пояснил, что без тендера сделка на покупку Mistral была бы фактически незаконной. Ранее сообщалось, что кроме французского вертолетоносца в Минобороны рассматривали другие варианты. Так, говорилось о испанском аналоге, превосходящего по ряду показателей французский корабль. Испанский BPE (корабль проецирования силы стратегического назначения) Juan Carlos I больше и вместительнее "Мистраль" и в 2007 г. уже одержал победу над ним на море на единственном международном конкурсе, проведенном ВМФ Австралии.
Сообщалось и о переговорах с Нидерландами о покупке корабля Johan de Witt, а Анатолий Сердюков даже направлял делегацию на голландские верфи Damen. Позднее стало известно о третьем варианте - южнокорейском корабле Dokdo за 650 млн. евро. Его рекомендовал Минобороны ОСК во главе с Троценко. В письме министру обороны РФ президент ОСК отметил, что его корпорация может приобрести у концерна Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME) лицензию на строительство Dokdo на российской верфи и подписала с DSME соглашение о создании СП.
ОСК уже давно выступает за проведение тендера и такая вероятность обсуждалась в Минобороны в декабре прошлого года. Тогда сообщалось о том, что в тендере могут принять участие Франция, Нидерланды и Испания. Одновременно ОСК настаивала, что российские верфи тоже могут построить высококлассные вертолетоносцы.
В частности, компания обещала собрать Dokdo за три года и 500-700 млн. долларов. Ранее в Минобороны сомневались в способности этого отечественных верфей, а ОСК жаловалась в Федеральную антимонопольную службу на ведомство в связи с нежеланием ведомства допускать российские верфи к конкурсу. Тендер будет проведен, но эксперты считают, что фаворитами станут верфи Межпромбанка (владелец Сергей Пугачев).
Mistral - многоцелевой десантный вертолетоносец со стандартным водоизмещением 16500 т, полным - 21300 т, при заполненном доке - 32300 т. Длина - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м. Скорость полного хода - 18,8 узла, дальность плавания - до 19800 миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов) с одновременным размещением на взлетной палубе до 6 машин. Корабль имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке.
На грузовой палубе (длина 122 м, ширина 13,5 м) можно перевозить 1100 т грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин. Вооружение корабля: две пусковых установки ЗРК Simbad, две 30-мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-мм пулемета. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж - 160 человек (в том числе 20 офицеров). В составе ВМС Франции имеется два вертолетоносца класса Mistral и строится третий корабль. По неофициальным данным, стоимость корабля – около 600 млн. евро.
Juan Carlos I - многоцелевое судно, предназначенное для проведения амфибийных и воздушных операций, транспортировки подразделений ВС, оказания гуманитарной помощи и эвакуации пострадавших. Корабль может использоваться в качестве авианосца при ремонте в сухом доке. Длина 230,82 м, максимальная ширина - 32 м, максимальное водоизмещение - 27563 т, осадка - 6 м. Корабль развивает максимальную скорость до 21 узла (39 км/ч) и обеспечивает транспортировку техники и личного состава на расстояние 9000 морских миль (16000 км) со скоростью 15 узлов (28 км/ч).
Экипаж - 243 человека постоянного персонала. Корабль может транспортировать во внутренних помещениях до 902 десантников с экипировкой и до 46 основных боевых танков Leopard. Длина и ширина полетной палубы 202,3 м и 32 м соответственно позволяют одновременно принимать восемь вертолетов или самолетов. На корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH90, или 19 штурмовиков AV-8 Harrier, или 12 вертолетов CH-47 Chinook, или 12 NH-90 и 11 AV-8 Harrier. Доковая камера корабля (69,3x16,8 м) может вместить четыре танкодесантных катера LCM или Super Cat или одно десантное судно на воздушной подушке.
Johan de Witt (Landing Platform Dock) - десантный вертолетоносец корабль-док построен в 2005 г. и предназначен, в основном, для транспортировки и обеспечения высадки полностью экипированного батальона морских пехотинцев. Кроме того, он может использоваться в качестве командного центра при проведении военно-морских операций. В ангаре Johan de Witt могут разместиться шесть средних вертолетов типа NFH-90 или четыре больших вертолета типа EH101.
Технические характеристики Dokdo и Mistral очень похожи по предназначению. По оценке экспертов, на Dokdo может быть установлено более совершенное радиоэлектронное и оборонительное вооружение, он идеален для операций в прибрежных зонах и рассчитан на дальние экспедиции.