Счетчики







Поколения помнят…

Фото www.bel.ru

С каждым годом все дальше по времени становится день Великой Победы нашего народа, без которой совсем иная судьба была уготована поколениям, пришедших на смену тех, кто ценой своих жизней добыл это право для пришедших им на смену.

Ниже публикуется материал Иванова Игоря Владимировича (1970 г.р. г.Заинск, Татарстан), который он прислал в адрес портала. На основе нескольких архивных слов он смог разыскать информацию о своем прадеде, воевавшем и пропавшем без вести в военное лихолетье.

Это гражданский подвиг тех, кто не воевал, но считает своим долгом помнить об ушедших и постараться узнать еще больше. Игорь Иванов, по его словам не писатель. Но, не смотря на это, редакция посчитала целесообразным изложить его материал в авторской версии дословно.

Летчик Иванов Иван

"Летим бомбить Берлин"- это строчка из последнего письма с фронта моего дяди Иванова Ивана Ермиловича, запомнилась не только моим родным… Первые письма с фронта читали всей деревней, возле здания сельсовета - каждая строчка врезалась в память надолго. Вся деревня с тревогой и болью ждала любую весточку с фронта, каждый радовался и плакал не только за своего отца или сына, война породнила всех.

"Летим бомбить Берлин"- эту строчку трудно не запомнить. Помнил мой дед, запомнил мой отец, хотя тогда - был ещё мальчишкой. С тех пор прошло уже много лет… Свидетелей того трагического и героического времени остаётся всё меньше и меньше. Наш долг - передать потомкам историю родных и близких воевавших и погибших на этой Войне. Я попробовал собрать по крупицам и выстроить в одну логическую цепочку 2 месяца из истории жизни одного человека…

Всё началось с записи на сайте memorial.ru - "Иванов Иван Ермилович, уроженец села мал. Пальчиково, Заинский р-он, Тат. АССР. 1918 г.р, мл. лётчик, пропал без вести 11 июля 41года". (похоронка пришла в конце августа). Последнее место службы - 42 авиадивизия, 96 авиаполк ДБ (дальнебомбардировочный) №15/18. Прошло всего лишь 20 дней войны…

Я начал собирать и анализировать всю доступную информацию. Пересмотрел сотни документов и приказов, воспоминаний очевидцев, архивных материалов. Сопоставил даты…

Из воспоминаний родных:

Иван после окончания семилетки поступил в Казанское речное училище, которое окончил с отличием. Приехал в родную деревню, его поставили директором школы. Но вся прогрессивная молодежь того времени болела небом (самолетами). Летчиками восхищались, они были героями своего времени – это без преувеличения была самая престижная профессия. В летные училища подавали заявления буквально все молодые мужчины, но брали далеко не всех. Только – лучшие из лучших становились курсантами летных школ.

1928 г., Ивану 10 лет. Шло раскулачивание, митинг возле сельсовета, выгоняли «богатых» из своих домов. Отец Ивана тоже считался зажиточным крестьянином и всю семью выселили на улицу. Мальчик побежал к сельсовету, где проходил митинг, пробился на трибуну и начал говорить. Это была речь не мальчишки, а настоящего мужчины…. Люди умолкли и слушали…(семья возвратилась в свой дом).

Ивана приняли в Балашовское Военное Авиационное Училище (сейчас всё равно что в космонавты). Спортсмен, весельчак, отличник - все любили и уважали его (хорошо знал немецкий язык). Сестра рассказывала как он и его друг Хайров (вместе учились в училище), приезжали в отпуск. Устраивали сценки, ставили спектакли в клубе. Младшие братья и сёстры восхищались и гордились им.

В начале лета 1941 года Иван собирался в отпуск, после окончания лётной школы, домой… Но родные так и не дождались своего любимчика. В конце весны 1941 года в Балашовской военной авиационной школе произошло чрезвычайное происшествие, которое сильно повлияло на повседневную жизнь и деятельность школы. На аэродроме сгорел ангар с находящимися в нем самолетами Р-5. Предположительно, это была совершена диверсия (перед самым началом войны). Начальника школы отстранили, расследование, не все курсанты успели сдать экзамены по технике пилотирования, их выпускали сержантами.

Полная неразбериха и тут грянула война… Ивана направили в Западный особый военный округ: 42 дивизия, 96-й полк авиации дального действия (из записей в memorial. ru) с дислокацией на аэродроме «Боровское» под Смоленском. Там же находился 207-й авиаполк и штаб дивизии. Просматривая хронику первых дней войны, трудно представить в какое пекло попали молодые сержанты, офицеры и солдаты …

Что им довелось пережить… Общая обстановка была чрезвычайно сложной, первые дни войны были настоящим шоком для всех. Не имея данных о противнике, экипажи дальних бомбардировщиков вынуждены были своими силами уточнять воздушную и наземную обстановку. Обнаруживать наиболее крупные и опасные прорывы противника. В первые дни войны немцы прорывались мощными танковыми колоннами по всем направлениям и очень быстро. Внезапное нападение фашистской авиации на аэродромы, позволило противнику захватить господство в воздухе, большая часть наших истребителей была уничтожена на земле.

Но приказ Тимошенко требовал бомбить непрерывно, с малых высот. Наша авиация несла страшные потери. Полки дальних бомбардировщиков ДБ-3, для действия с малых высот никак не пригодные, таяли, как свеча на ветру. Гибли летчики и штурманы дальней авиации - профессионалы с уникальным для ВВС Красной Армии уровнем подготовки. Бомбардировщик без прикрытия истребителей становился лакомой добычей мессершмитов и фоккевульфов. Часто самолёты дырявые как решето приземлялись на другие аэродромы…

В первый же день войны 96-й и 207-й авиаполки потеряли 10 бомбардировщиков ДБ-3Ф. Экипажи обоих полков поднимались в воздух по очереди, по мере готовности техники (устанавливали дополнительные пулемёты). Героями не рождаются – ими становятся и кто как ни Летчики.

26 июня с аэродрома в воздух поднялась эскадрилья бомбардировщиков 207-го полка под командованием капитана Николая Гастелло – три самолета ДБ-3Ф. Разведка сообщила, что в районе шоссе Радошковичи-Молодечно наблюдается концентрация танков противника. Задачей эскадрильи было отбомбиться по обнаруженным немецким целям. Жители близлежащего села видели, как в 12.00 над шоссе показались три бомбардировщика с красными звездами на крыльях. Из открытых бомболюков на танки, броневики и автомашины противника посыпались бомбы. В небо поднялись жирные столбы дыма – три тонны бомб зря не пропали.

Однако немцы сразу же открыли плотный зенитный огонь, и два из трех бомбардировщиков заполыхали. Самолет старшего лейтенанта Воробьева, единственный не подбитый, после выполнения задачи ушел за линию фронта, на аэродром. Второй ДБ-3 с тянущимся за ним дымным шлейфом "ушел в неизвестном направлении". Третий бомбардировщик Гастелло совершил разворот и направил горящую машину прямо на скопление немецкой бронетехники...(первый герой Советского Союза на этой войне)

"Летим бомбить Берлин". Эта строка из письма как-то не вписывается в общую картину военных действий, если бы не одно но…

Фото Игоря Иванова

С 29 июня 1941 г. по личному указанию Сталина на базе ВВС Красной Армии идет формированание 81-й авиационной дивизии бомбардировочной авиации дальнего действия в составе 432, 433 бомбардировочных авиаполков, вооруженных новым четырехмоторным самолетом ТБ-7, с дальностью полета около 3600 км (зависит от бомбовой загрузки). Эта авиадивизия создавалась для ударов по глубокому тылу противника.

Считается, что именно она послужила базой для создания авиации дальнего действия. Большинство летчиков и штурманов отбирали в НИИ ВВС и из наиболее квалифицированного состава ВВС Красной Армии. Хотелось бы обратить внимание на дату - 29 июня - война идет всего неделю. По официальным данным полк формировался с 3 июля по 9 августа в Монино г. Казань (приказ на формирование полка датирован 6 июля 1941 г).

На последнем фото Иван (справа) с двоюродным братом, Иванов Федор Яковлевич (инженер Казанского авиазавода).

Бомбардировщики ТБ-7 выпускал авиазавод в Казани. Быстрому освоению новейшей техники способствовал исключительно высокий уровень подготовки летного состава. Из Полярной авиации в полк прибыли Герой Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов (назначен на должность командира дивизии), Герой Советского Союза полковник А.Д. Алексеев, Э.К. Пусэп, А.П. Штепенко, из ГВФ - Б.А. Кубышко, М.В. Родных, Л.В. Сумцов, В.М. Обухов (элита Советской авиации, что ни фамилия - легенда).

В начале войны Геринг утверждал, что угрозы ответных налётов со стороны советской авиации не существует. Советское командование решило это опровергнуть. Наши летчики показали, на что они способны. Мне удалось найти в архиве 81 авиционной дивизии приказ о составе боевых экипажей полка (от 26 июля 41 г), которым предстояло лететь на Берлин и я ни секунды не сомневался, что там будет фамилия Иванов. В начале войны было совершено 10 налетов на Берлин с 7 августа по 5 сентября и значение их трудно переоценить.

7 августа - первый налёт на Берлин. Аэродром «Когул» на балтийском острове Эйзель (Саарема). С этого аэродрома можно было достичь столицы Германии (коло 800 км, самолет ИЛ-4). Специальная авиагруппа первого минно-торпедного полка Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского в ночь на 8 августа достигла Берлина и нанесла первый авиа - бомбовый удар по немецкой столице.

8 августа - второй налёт с этого же аэродрома, немцы узнали ,что такое светомаскировка. Сталин, с неудовольствием узнав, что летчики берут на Берлин только по три бомбы (250 кг каждая), потребовал увеличить боевую нагрузку. Законы физики его не интересовали. В бой вступает «тяжелая артиллерия».

9 августа 1-я эскадрилья 412 полка 81-й авиационной дивизии совершила перелет с заводского аэродрома в Казани на место базирования г. Пушкин под Ленинградом (расстояние до Берлина 1600 км, бомбардировщик ТБ -7,бомбовая нагрузка до 4 тонн).

10 августа туда же прибыли остальные экипажи. В 18 часов экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи. Командующий ВВС П.А.Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина к личному составу дивизии. Было приказано иметь на каждом корабле по 6 шт. 500 кг фугасных бомб, заправить машины "по пробки". Вылет по готовности, начиная с 20 часов, стартует – 1-я эскадрилья. Команда - "Запуск!"

Один за другим раскручиваются винты на самолетах. "Экипаж, внимание! Взлетаем!" Самолет Егорова рухнул на взлёте (короткая взлётная полоса и тяжелый груз). 10 экипажей ушли на Берлин. Третью ночь подряд бомбардировщики Флота и Дальней Авиации не дают немцам спать спокойно. Экипажи самостоятельно выходят на цели. Появились первые разрывы бомб. Ожила ПВО противника, однако снаряды рвутся на километр-полтора ниже, и мало помалу остаются позади.

В экипаже В.Видного, 2-й летчик Иванов, штурман Прудкий, через 40 минут после взлета загорелся двигатель, его выключили, погасили и пошли на 3 дизелях. При пролете Данцига загорелся второй двигатель, на том же левом крыле, его погасили и остановили. Командир взял курс, на запасную цель Кенигсберг. 2000 метров, открыты люки, бомбы пошли вниз... Обратно разгруженная машина стала медленно набирать высоту, вошли в облака, но из-за обледенения вновь снизились. На рассвете, пробыв в воздухе 10 часов вместо 8-ми расчетных экипаж, вернулся на базу. Вынужденные посадки совершили при возвращении два экипажа. По причине израсходования топлива и отказа двигателей.

«Мы к родной подлетаем земле. Бак пробит, хвост горит. И машина летит на честном слове и на одном крыле» - это из песни, популярной в конце войны. Примерно такими же словами могли описать свою «берлинскую одиссею» летчики. Хотя на самом деле все было гораздо прозаичней и страшней. Об остальных экипажах сведений не было... Вскоре узнали о вынужденной посадке экипажа Курбана - кончилось топливо. Через несколько дней прилетел экипаж Угрюмова, пришлось сажать корабль на поле в районе Великих Лук из-за нехватки горючего. После заправки баков тракторным керосином, найдя в ближайшей МТС, летчики прилетели в Пушкино, где их уже считали погибшими.

Восьмой экипаж - М.В.Водопьянова приземлился в 200 км от Пушкино, по ту сторону фронта. Выбирались лесами и болотами почти две недели. Самолет Панфилова при возвращении уклонился в море в сторону Финляндии и был сбит зенитной артиллерией. После посадки оставшиеся в живых пилоты оказали упорное сопротивление частям внутренней охраны. Живым сумели взять только одного из стрелков-радистов экипажа Панфилова, остальные погибли в бою. Первый полет дальней авиации оказался не самым успешным, на свой аэродром вернулись только 2 самолета. Крайним оказался Водопьянов, его сняли с должности командира дивизии, сохранив звание комбрига и дав возможность летать дальше.

Наш легендарный летчик впоследствии рассказывал: - Летишь, бывало бомбить Берлин - вражеские зенитки не оставляли живого места в небе, того и гляди воздух начнет плавиться, а у самого все внутри дрожит. Страшно, конечно, - жить-то хочется. Пятьдесят на пятьдесят - вернешься ты после бомбометания или нет. Но есть такое, что дороже жизни... Нам сейчас это трудно понять, нашим детям ещё труднее. Сильными духом люди не рождаются, просто их правильно воспитывают.

В наше время многие взрослые удивляются, разве такое было возможно? Кто такой Водопьянов, Гастелло или Матросов? Стыдно.

Из архивов 203 Гвардейского Орловского Авиационного Полка самолётов заправщиков (81-я авиационная дивизия)

Приказ 01 от 26 июля 1941 г. Боевой состав экипажей полка.

1 АЭ. Самолет 016/1Г - командир А.Э Курбан, 2- летчик Чурилин, штурман полка Молчанов, штурман А.Э. Федунов 

Самолет 035/2Г - командир корабля Видный, 2-й летчик Иванов, Прудкий.

Самолет 026 - командир корабля Панфилов, 2-й летчик Антипов, штурман Балабошко

2 АЭ. Самолет 015 - командир АЭ Алексеев, 2-й летчик Додонов,  штурман АЭ Лебедев

Самолет 21 - командир корабля Лисачев, 2-й летчик Наумов,  штурман Томневич.

Самолет 22 - командир корабля Федоренко, 2-й летчик Макаренко, штурман Соловьев.

3 АЭ. Самолет 45/5Г - командир АЭ Тягунин, 2-й летчик Ромин, штурман Василенко.  

Самолет 36/8Г - командир дивизии Водопьянов, 2-й летчик Пусэп, штурман Дарелло.

Самолет 5/6Г - командир корабля Родных, 2-й летчик Масалев, штурман Жердев.

4 АЭ. Самолет 16/7Г - командир А.Э. Егоров, штурман Максимов.

Самолет 55/9 - командир корабля Угрюмов, 2-й летчик Ковалев, штурман Петухов.

5 АЭ. Самолет - командир АЭ Дмитриев, 2-й летчик Пахомчик, штурман Бондаренко.

Самолет - командир корабля Асимов,2-й летчик Гордельян, штурман Романов.

Примечание: в списке отсутствует В.Т. Лавровский, очевидно он прибыл в полк позже.

Нюансы работы и Отзывы о компании Детинец Нюансы работы и Отзывы о, серебро.
Сайт создан в системе uCoz