Счетчики
Суперкомпьютерные технологии для безопасности
На форуме информационных технологий "Инфоспейс", прошедшем 26 марта, его участники обсудили актуальные вопросы развития стратегических компьютерных технологий, телекоммуникаций и космической связи. По словам организаторов, тема выбрана "с учетом ключевой роли инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в модернизации экономики России".
Основное внимание представителями профильных министерств и ведомств, научного сообщества и бизнеса уделили проблемам и перспективам использования суперкомпьютеров в целях технологической модернизации космической отрасли, атомной энергетики, авиационной и автомобильной отраслей, а также использования ИКТ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Внимание Темой для обсуждения стала "проблема преодоления зависимости промышленности России от импорта суперкомпьютерных технологий".
После пленарного заседания, прошедшего под руководством помощника руководителя администрации президента РФ Екатерины Поповой, прошло заседание Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при администрации президента в ходе которого обсуждались вопросы о роли космодрома "Восточный" в развитии космической отрасли, ее модернизации и развития космических систем связи.
Параллельно прошло три круглых стола, в ходе которых были рассмотрены проблемные вопросы использования современных ИКТ для развития национальной системы кризисного мониторинга и управления рисками в чрезвычайных ситуациях (ЧС), взаимоотношения государства, бизнеса и общества в электронном пространстве, а также модернизации телекоммуникационной сферы, как ключевого условия развития экономики России.
В своем выступлении на пленарном заседании заместитель председателя Госдумы, координатор рабочей группы проекта "Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов" Надежда Герасимова отметила: "Формирование инновационной экономики, конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала невозможно без решения вопросов обеспечения безопасности человека, условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращения бедствий и техногенных катастроф".
По ее словам, само понятие безопасность давно уже стало "интегральным" и, говоря об использовании информационных технологий в обеспечении безопасности, "мы в первую очередь имеем в виду меры защищенности, оповещения, скорость доведения информации до населения в экстренных чрезвычайных ситуациях". Герасимова сообщила, что ежегодно Россия несет значительные потери вследствие техногенных и природных аварий, пожаров, и других опасных явлений. Она считает, что "применение современных программных продуктов и аппаратных средств для прогнозирования рисков возникновения ЧС, полномасштабного мониторинга, анализа ситуации, обмена информацией и оперативного оповещения позволит минимизировать вероятность нештатных ситуаций и их негативных последствий".
Герасимова отметила, что сегодня сделано много для того, чтобы в максимальной степени снизить неоправданные потери от различного рода чрезвычайных ситуаций и происшествий. Так. В апреле 2010 г. исполнится 2 года с момента, когда начала создаваться единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС на основе центров информационной системы управления в кризисных ситуациях (ИНСУКС) с использованием инновационных технологий.
Сегодня ИНСУКС стала одним из органов повседневного управления на федеральном уровне и "представляет собой многоуровневый управленческий комплекс, предназначенный для решения задач координации оперативного управления, предупреждения и ликвидации ЧС". Основой ИНСУКС является федеральный ситуационный Центр, оснащенный высокотехнологическими современными мультимедийными комплексами и позволяющий осуществлять межведомственное взаимодействие в кризисных и чрезвычайных ситуациях.
Он обладает широкими возможностями и обеспечивает вести мониторинг проблемных регионов России и Земли в целом, прогнозировать урожайность и развитие эпидемиологическую ситуацию, контролировать газо- и нефте- проводы, передвижение опасных грузов общественным транспортом и много другое.
По данным Герасимовой, только за 2009 г. дежурные смены ситуационного Центра 1664 раза выходили на связь в чрезвычайных ситуациях с представителями 13 министерств и ведомств. Обмен необходимой информацией 357 раз происходил с МВД РФ, 194 – с Генпрокураторой, 195 – с ФСБ РФ, 45 – с Минобороны, 332 – с Минтрансом. Наряду с государственными структурами к центру обращались целый ряд компаний и объединений. На базе центра в 2009 г. было проведено более 30 заседаний федерального оперативного штаба по ЧС вызванных аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, крушением пассажирского поезда № 166 "Москва - Санкт-Петербург" (Невский экспресс), взрывами и пожаром на складе боеприпасов под Ульяновском, пожаром в клубе "Хромая лошадь и др.
Однако, как отметила Герасимова, один такой центр "ничего не решит, и было принято решение о создании сети таких центров во всех субъектах РФ". Поэтому в 2009 г. было создано 7 межрегиональных и 81 региональный центр управления в кризисных ситуациях. Наряду с развитием сети ситуационных центров развивается, как подчеркнула Герасимова, "уникальная комплексная система информирования и оповещения людей в местах их массового пребывания – АКСИОН".
Система предназначена для информирования и оповещения населения при угрозе возникновения кризисных ситуаций, профилактики ЧС и правонарушений, сбора информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций. Терминалы системы, размещенные на улицах городов и вокзалах, в аэропортах, метро, супермаркетах и в других местах массового нахождения людей позволяют получать информацию в режиме реального времени.
В настоящее время в 28 городах РФ в рамках АКСИОН создано 25 информационных центров, 75 пунктов уличного оповещения и информирования населения, 342 терминальных комплекса с использованием 1607 плазменных панелей и 694 устройств типа "бегущая строка". В целях реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий продолжается работа по созданию системы вызова экстренных оперативных служб МЧС с единым номером 112 на базе уже созданных диспетчерских служб, которых уже сегодня насчитывается 2167.
Успешно функционирует модернизированная в 2008-2009 гг. система видеоконференцсвязи в составе стационарной и мобильной составляющих, объединившая все территориальные органы МЧС РФ. В целях взаимодействия и расширения возможностей в систему видеоконференцсвязи МЧС включены ситуационные центры других министерств и ведомств.
По словам Герасимовой, в настоящее время завершается работа в Приморском крае и Сахалинской области по созданию системы оповещения населения об угрозе цунами, в т.ч. и с использованием возможностей системы АКСИОН. Модернизирована система оповещения о цунами и в Камчатском крае. Во второй половине дня под руководством Надежды Герасимовой прошел круглый стол "Информационные технологии в создании национальной системы кризисного мониторинга и управления рисками ЧС".
В обсуждении целого ряда актуальных вопросов приняли участие Фалеев М.И. (помощник министра МЧС РФ), Ищенко А.Н. (член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии), Василенко А.Б. (ОАО "Лукойл"), Качанов С.А., Сосунов И.В. и Нехорошев С.Н. (ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС РФ), Юдин С.А. (Управление защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ), Голунов Р.Ю. (ФГУ НИИ "Восход"), Никольский С.В. (ООО НПО "Инженерные системы"), Костелянц С.В. (ООО "Сеть") и ряд других руководителей и ответственных работников предприятий и государственных структур.