Счетчики
28 февраля – исторический полет ракетоплана Королева
В 1935 г. Сергей Павлович Королев сделал вывод о возможности постройки аппарата-лаборатории, "при посредстве которой можно было бы систематически производить изучение работы различных ракетных аппаратов в воздухе". Он предполагал использовать его для проведения первых опытов с воздушным реактивным двигателем. В течение двух месяцев с группой энтузиастов был создан двухместный планерлет "СК-9". Изготовленный на заводе Осоавиахима планер, прошел все стадии облета и совершил дальний перелет за буксировщиком из Москвы в Коктебель, показав неплохие результаты.
Планерлет "СК-9" представлял собой моноплан со среднерасположенным крылом большого удлинения, с высоко поднятым на небольшом киле горизонтальным оперением и высоким обособленным рулем направления. Конструкция была выполнена из дерева, а рули и хвостовая часть фюзеляжа частично обшиты тонкой листовой нержавеющей сталью. Этот аппарат и стал основой для проекта высотного ракетоплана-лаборатории.
После включения в конце 1935 г. этой темы в план института (РНИИ) в короткий срок Королев вместе с инженером Евгением Щетинковым закончил разработку эскизного проекта и 2 февраля 1936 г. вынес на обсуждение руководства РНИИ. В первоначальном проекте ракетоплан имел обозначение "РП-218" (или "Объект-218" , что означало 2 отдел, 18 тема).
В качестве нагрузки ракетоплан должен был нести экипаж из 2 человек в скафандрах с парашютами и кислородными аппаратами. Основные характеристики аппарата предполагали его полет на максимальной высоте до 25000 м, максимальную скорость горизонтального полета на высоте около 3000 м до 300 м/сек, посадочную скорость с пустыми баками не более 160 км/час, продолжительность горизонтального полета с ракетными двигателями до 400 с.
По замыслу конструктора взлет ракетоплана мог осуществляться тремя способами: путем подъема РП до высоты 8-10 тыс. м на самолете с высотными моторами, путем буксировки РП самолетом до высоты 4-5 тыс. м или путем самостоятельного взлета с земли.
В РНИИ рассматривались несколько вариантов ракетоплана. Вначале выбор остановился на проекте двухместного самолета-моноплана "СК-10" нормальной схемы с низким расположением трапециевидного крыла малого удлинения. В передней части фюзеляжа размещалась герметическая кабина с последовательно расположенными летчиком-испытателем и инженером-испытателем (лицом назад). За кабиной - цилиндрический топливный бак с баллонами сжатого газа в качестве аккумулятора давления. В хвостовой части размещалась связка из трех азотно-кислотно-керосиновых двигателей "ОРМ-65" конструкции Валентина Глушко.
Ракетный самолет (стартовый вес 1600 кг, скорость 850 км/ч, потолок 9 км) предполагалось использовать для исследования динамики полета пилотируемого ракетного летательного аппарата на больших скоростях. Проект был утвержден на техническом совещании в РНИИ. В качестве предварительного шага предполагалось создание более простого ракетоплана - лаборатории "РП-218-1" на базе планерлета "СК-9" с двигателем небольшой тяги.
Вскоре началась разработка рабочих чертежей и оборудования планера "СК-9" под ЖРД "ОРМ-65", наиболее отработанный азотно-кислотно-керосиновый двигатель того времени. Пуск двигателя с пиротехническим зажиганием осуществлялся вручную или автоматически.
К 1936 г. "ОРМ-65" прошел цикл стендовых испытаний и доказал свою работоспособность. В сентябре 1937 г. двигательную установку смонтировали на планере, а 3 декабря начались огневые испытания. В 1938 г. ракетоплан "218-1" стал обозначаться "РП-318-1". Тогда же Королев выдвинул и обосновал идею создания истребителя-перехватчика с ракетным двигателем.
Вскоре была создана модель "СК-10", проведены ее продувки в аэродинамической трубе, началось изготовление отдельных узлов натурного образца. Но постройка его в целом приостановилась в связи с отработкой ракетоплана "РП-318-1", которая велась при постоянном и непосредственном участии Королева, готовившегося совершить первые полеты на ракетоплане-лаборатории с работающим ЖРД.
Однако дальнейшим планам помешала волна репрессий, набиравшая силу в стране и затронувшая ракетчиков. Были арестованы и погибли в застенках начальник РНИИ Иван Клейменов и главный инженер РНИИ Георгий Лангемак. В марте 1938 г. по ложному доносу арестовали конструктора двигателей Валентина Глушко. Арестованный 27 июня 1938 г. Сергей Королев был обвинен в различных надуманных преступлениях и через три месяца после ареста Военной коллегией Верховного суда СССР под председательством Ульриха приговорен к 10 годам тюремного заключения.
Ведущим конструктором по "РП-318-1" после ареста Королева был назначен инженер Щербаков, ведущим конструктором по двигательной установке - инженер Арвид Палло. На ракетоплан установили азотно-кислотно-керосиновый двигатель "РДА-1-150" конструкции Леонида Дедушкина и в феврале 1939 г. начались его наземные огневые испытания. К октябрю состоялось свыше 100 пусков, а летчик-испытатель Владимир Павлович Федоров осваивал приемы пуска и управления работой двигателя.
В январе 1940 г. на одном из подмосковных аэродромов были проведены последние свободные полеты ракетоплана и пять наземных огневых испытаний ЖРД прямо на планере. Специальная комиссия постановила допустить машину к ракетному полету.
В окончательном виде "РП-318-1" имел следующие характеристики: полный стартовый вес - 636,8 кг, вес двигательной установки - 136,8 кг, вес топлива - 75 кг, вес пилота с парашютом - 80 кг, длина - 7,44 м, размах крыла - 17 м. В связи с изношенностью планера максимальная скорость была ограничена до 160 км/ч. После ее достижения полет должен был производиться с набором высоты.
Исторический полет ракетоплана "РП-318-1" состоялся 28 февраля 1940 г. Самолет-буксировщик "Р-5", после нескольких рулежек по взлетному полю для подготовки взлетной дорожки в глубоком снегу, в 17 часов 28 минут пошел на взлет. На высоте 2800 м ракетоплан отцепился от буксировщика и Федоров включил ракетный двигатель. Наблюдавшие увидели за ракетопланом вначале серое облачко от зажигательной пирошашки, затем бурый дым и наконец огненную струю длиной около метра. Ракетоплан начал быстрый набор скорости и перешел в полет с набором высоты.
В отчете Федоров отметил нормальную работу всех систем в запланированном режиме. Он писал: "После включения РД нарастание скорости происходило очень плавно. На всем протяжении работы РД никакого влияния на управляемость РП-318 мною замечено не было. Планер вел себя нормально - вибраций не ощущалось. Нарастание скорости от работающего РД и использование ее для набора высоты у меня, как у летчика, оставило очень приятное ощущение. После выключения спуск происходил нормально. Во время спуска был произведен ряд глубоких спиралей, боевых разворотов на скоростях от 100 до 165 км/ч. Расчет и посадка - нормальные".
10 и 19 марта 1940 г. состоялись еще два успешных полета Они убедительно подтвердили то, что техника ракетного двигателестроения в Советском Союзе достигла такого уровня, когда строительство ракетопланов с ЖРД могло стать вполне будничным делом. Однако история распорядилась иначе...
Сколько стоит пожарный аудит.