Счетчики
Авиация живет кадрами
Один из самых "больных" вопросов для отечественной, особенно гражданской, авиации – недостаточное кадровое обеспечение. Это понимается давно и на всех уровнях, однако и поныне эта проблема не нашла своего решения. Дальнейшее промедление в самом ближайшем времени, по оценкам специалистов, может обернуться тем, что экипажи российских самолетов будут комплектоваться иностранными пилотами. Эта проблема поднята в интервью "Важно, чтобы ребята шли в авиацию", которое дал Виталий Селиванов, военный летчик-инструктор, заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник летной службы ФГУП "ЭМЗ им. В.М. Мясищева" журналу "Авипанорама" №5-2009 г., приведенное ниже.
«По моему мнению, подготовку к летной профессии следует начинать значительно раньше поступления в летное училище. Это вопрос государственного значения» Михаил Громов
О наступившем кадровом голоде в авиации (которую, кстати, «сверху» провозгласили приоритетной отраслью в стране!) говорят давно и с тревогой многие. Однако положение дел остается прежним: серьезное противоречие между необходимостью в высококвалифицированных кадрах для авиации России и возможностями государства по их профессиональной подготовке угрожающе нарастает. Более того, наши отечественные авиаперевозчики уже вслух мечтают о привлечении иностранных пилотов!
Необходимость создания системы подготовки профессиональных кадров в нужном количестве для обеспечения потребностей всех видов авиации очевидна. И решать вопросы современной профессиональной подготовки большого количества летчиков требуется сейчас: ведь за год-два летчика не «вырастишь»! Озабоченность кадровыми вопросами в авиации проявляют больше всего сами летчики. Они пытаются достучаться наверх, туда, где принимаются решения, откуда «спускаются» средства.
И сами разрабатывают концепции, понимая, что промедление смерти подобно. «Концепция подготовки авиационных лидерских кадров» разработана летчиками, братьями Селивановыми. Валерий Петрович, летчик-инспектор Дальней авиации, военный летчик 1-го класса, полковник, начальник отдела Авиации Общего назначения в центральном аппарате ГА, линейный пилот ГА, и Виталий Петрович, военный летчик-инструктор, заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник летной службы ФГУП «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», начали работать над этой концепцией пять лет назад. Журнал «Авиапанорама» обратился с вопросами к одному из авторов этой концепции.
Виталий Петрович, вами предлагается создание экспериментального авиационного кадетского корпуса (ЭАКК) с фундаментальной летной подготовкой для обучения и воспитания лидерных авиационных кадров из воспитанников в возрасте от 12 лет. Не слишком ли раннее начало для занятий авиацией?
При определении начального возраста обучения мы анализировали старую российскую систему, когда дворянских детей отдавали в кадетские корпуса с 12 лет. Концепция возникла не на ровном месте, для нее в истории российской авиации достаточно предпосылок. Начальный возраст летного обучения подсказал и опыт работы юношеских планерных школ, которых в 1970–1980-х годах было весьма много.
Вековой опыт подготовки авиационных кадров показывает, что для профессиональной надежности и гражданской ответственности летчиков раннее обучение искусству пилотирования наиболее эффективно. С 12-14 лет у подростка формируются способности к обучению пилотированию и профессионально важные качества летной деятельности. Именно в это время подросток нуждается в настоящем деле – важном, ответственном и престижном: таким делом могут стать полеты.
Мало звать в авиацию только рассказами о ней, необходимо привлекать ребят настоящими летательными аппаратами, и делать это должны лучшие наставники – инструкторы. В целом концепция соответствует нестареющему лозунгу ДОСААФ: «От модели – к планеру, с планера – на самолет».
Обеспечение летательными аппаратами, наверное, самый проблематичный вопрос в реализации вашей концепции?
При выборе ЛА для программы кадетского корпуса мы учитывали несколько критериев: историзм в освоении человеком «пятого океана», простота и безопасность освоения полета, минимальная стоимость ЛА при достаточной эффективности, желание подростков летать с раннего возраста. Начинать, например, следует с теплового аэростата: на нем можно познакомить с простейшим способом создания подъемной силы, показать красоту свободного полета.
Планируется последовательное обучение полетам на планерах, сверхлегких и спортивных самолетах. При этом нужно обеспечить максимум самостоятельности в освоении ЛА, минимум «провозок» и «натаскиваний» в контрольных полетах. Очень важно раннее обучение высшему пилотажу, освоение разнотипных ЛА, с элементами подготовки летчиков-испытателей, расширение кругозора в ознакомительных полетах на вертолетах, мотодельтапланах, гидросамолетах.
Найдутся ЛА для всех видов обучения пилотов, только нужен честный конкурс на разработку и постройку необходимой техники. Программа обучения составлена из расчета 300 часов общего налета для каждого выпускника ЭАКК, из них 175 часов – самостоятельно. Это в полтора раза больше, чем у выпускников летных училищ.
Все, как всегда, упирается в отсутствие финансов. Какова цена вопроса – реальна ли стоимость такого обучения?
А сколько сейчас расходуется средств для подготовки летчика? И насколько эффективно? По стоимости эти 300 часов равны восьми часам налета на Як-130 или двум часам на Су-27. Учебный налет вовсе не обязательно проводить на дорогостоящей боевой технике. Налетать 10 часов на более простой технике важнее, чем совершить всего один вылет на боевой. Выпускникам летных училищ сейчас из-за малой летной практики до летчиков-профессионалов очень далеко.
Те деньги, которые сейчас расходуются в ВВС на уже немолодых летчиков, чтобы «подогнать» их к 1-му классу перед уходом на пенсию (списанием с летной работы), можно потратить с гораздо большим эффектом на подростков, обеспечив им ранний выход на уровень первого класса, и тем самым увеличив период их активной службы (в 1-ом классе) в 3 раза.
Из комиссии по присвоению классной квалификации в ВВС сообщают, что средний возраст присвоения военному летчику первого класса составляет 37 лет! На подготовку летчика затрачиваются большие государственные деньги: на сравнительно недорогом истребителе МиГ-29 подготовка на первый класс обходится в 50 млн. рублей (или 93,4 кг золота!). Не успев получить первый класс, летчик уже отправляется на пенсию.
А если он списан по здоровью, то и в гражданскую авиацию его уже никто не возьмет. Получается, что расходуются огромные средства, а наши основные ударные силы – штыки (первоклассные летчики) – в армии почти не задерживаются. Готовим и списываем, опять готовим и опять списываем! И все это делается уже не один десяток лет.
Совершенно по-другому обстоит дело в США.Средний возраст палубных летчиков 25 лет, редко 30. У них нет училищ гражданской авиации, и при том же возрасте ухода с военной службы их летчики продолжают летную работу пилотами авиакомпаний до 65 лет. Так могут быть реально объединены интересы личности (летчика) и государства (ВВС и ГА).
Мы предлагаем прорыв в организации и методике летного обучения. Заблаговременно ознакомить и научить в подростковом возрасте фундаментальным основам летной профессии, отработать программы обучения, исходя из возможностей подростков, а не из возможностей, как всегда было, служб обеспечения.
По большому счету, планируется провести крупную практическую научно-исследовательскую работу. В итоге отработать лучшую (на мировом уровне) программу летного обучения, с использованием самой современной техники, и создать образцовое учебное заведение. По отдельным элементам система проверена и опробована и в Советском Союзе, и в Германии, но в целом о ней пока только мечтают. Даже американцы (Ричард Бах «Школа совершенства»).
И как продвигается ваша концепция в жизнь?
Пока только теоретически. Идея создания ЭАКК поддерживалась в комитетах Государственной Думы, руководством ВВС, службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил и ведущими учеными Российской академии образования (РАО) в области проблем человека в авиации и космонавтике. Пытались от Клуба Героев получить грант Общественной палаты, писали письмо Президенту. Россия должна остаться мировой авиационной державой. Именно из российских школ авиаторов выходили всемирно известные летчики, штурманы и инженеры.
Всем ясно, что большие средства, вкладываемые в подготовку летчика-профессионала, должны долго работать на государство и использоваться полностью до его выхода на пенсию по возрасту. Выстраивание такой перспективы для «человека летающего» позволит в итоге поднять конкурс в летные училища до 100 человек на место, повысить престиж летных профессий, резко повысить профессионализм и боевую готовность ВВС, профессионализм гражданских пилотов, развитие авиационных видов спорта.
С открытием ЭАКК появляется точка опоры для глубокого преобразования ВВС и российской авиации в целом. То есть создание ЭАКК могло бы стать прецедентом, который произвел бы поворот в сознании современных ребят? Конечно! Ведь ребятам так не хватает сейчас современного «образа положительного героя»!
В Москве уже открыты кадетские корпуса (есть и морской кадетский корпус, спецшколы), и Лужков собирался создать самый лучший кадетский корпус – авиационный. Но логичнее такому авиационному учебному центру, школе юных летчиков, аэроклубу, кадетскому корпусу – как ни назови – быть открытым в Жуковском! Для центра авиационной науки важно, чтобы ребята шли в авиацию. А для этого нужно, чтобы ребята были рядом с самолетом, могли его потрогать, ощутили чувство полета.
Беседу вела Ольга Карелина