Счетчики







Стратегическая термоядерная авиабомба B-83



Последовательность фотографий сброса B-83 с бомбардировщика B-1B Lancer.

Бомба мегатонного класса B-83 - самая современная ядерная бомба в арсенале США. По мощности, это второе находящееся сейчас в США оружие. Имеет возможность изменять величину заряда.

Особенности конструкции.
Двухступенчатая схема радиационной имплозии.
Мощная стратегическая бомба с изменяемым зарядом (DAY - "наборный заряд") и гибкими возможностями по доставке и применению. Разработана для высокоскоростного несения на внешних подвесах и низковысотного применения. Заменила массу менее гибкого оружия: B-28, B-43 и, частично, B-53.

B-83 была первым американским оружием, поступившим на разработку с требованием применения нечувствительной к действию огня взрывчатки.
Может существовать одновременно в базовом варианте и Mod-1.
Главной возможностью конструкции B-83 является способность к точному, низковысотному сверхзвуковому бомбометанию (до 1.4 Мах) против укрепленных целей (шахты МБР, бункера и т.п.). Таким образом, оружие проектировалось для относительно сильных ударов по нестандартным железобетонным поверхностям. Мощный стальной корпус бомбы разделен тремя внутренними переборками. Она оснащена полым амортизирующим стальным носом с концентрическими сминаемыми кольцами для предотвращения рикошета или скольжения. Боевая часть монтируется спереди бомбы, в первом отсеке, для придания ей носового утяжеления. В середине размещаются схемы управления взрывателем и пуском, для защиты окруженные стеклопластиковыми сотами. Эти первые два отсека нуждаются в защите от ударов. Последнее отделение бомбы несет взводящие схемы, тепловые батареи, и, позади них, хвостовую часть с парашютной системой. На изображении выше показаны в сборе первая и средняя части, разобраны оконечный и хвостовой отсеки.
B-83 имеет 46-футовый кевларо-нейлоновый ленточный парашют (купол выполнен из лент), удерживаемый 60-ю кевларовыми тросами и развертываемый тремя 4-футовыми вытяжными парашютами. 82-килограмовая парашютная система способна снизить скорость бомбы с 0.93 Маха до 80 км/ч за несколько секунд.

Материалы.
Предположительный дизайн:
  • Первичный делящийся материал - плутоний;
  • ядро деления окружено бериллиевым рефлектором;
  • дейтериево-тритиевое усиление;
  • термоядерное горючие - дейтерид лития (95% обогащения по Li-6);
  • в термоядерной ступени применяется высокообогащенный уран;
  • химическое взрывчатое вещество - LX-17 нечувствительное к огню ВВ на основе TATB.


  • Способы доставки.
    Полный набор способов доставки: на большой или маленькой скорости (до 2 Мах), на высокой и низкой высоте (минимальная высота сброса 50 м). Бомбу способно нести большинство американских самолетов:
  • B-52
  • B-1
  • B-2
  • F-16
  • F/A-18
  • A-6
  • A-7
  • A/V-8A


  • Особенности оснастки и обеспечения безопасности.
  • Категория D PAL (линии разрешения доступа);
  • пассивная команда блокировки (отключает оружие при помощи разрушения важных компонентов);
  • считывающий траекторию генератор сигналов;
  • генераторы сигналов слабой связи-сильной связи;
  • одноточечное предохраняющее исполнение;
  • нечувствительное ВВ;
  • огнеупорная сборка ядра;


  • Способы детонации.
    взрывателя:
      воздушный в свободнопадающем режиме (только с большой высоты);
      воздушный со снижением на парашюте (большая или средняя высоты);
      контактный свободнопадающий взрыв (метание с больших или средних высот);
      контактный парашютный взрыв (с больших или средних высот);
      поверхностный отложенный взрыв со снижением на парашюте.
    Точность бомбометания < 200 м.

    Разработка.
    Разработана Ливерморской национальной лабораторией им. Лоренца.
    Происхождение B-83 восходит к более ранней программе B-77, которая была отменена в связи со стоимостью, сложностью и весом средств доставки для нее. Боевая часть бомбы в основном одинакова для обоих проектов, различия касаются лишь корпуса и носителя.
    Испытания боеголовки по большей части закончились к 31 марта 1976, когда вступил в силу Договор об ограничении ядерных испытаний, хотя была и последующая фаза маломощных взрывов в 1978 году.
    Боевые части B-77/B-83 испытывались на Невадском полигоне в ходе операции Anvil в серии мощных тестов:
      Kasseri - 28 октября 1975 (14:30 UCT), 1200 кт (полная мощность B-77/B-83)
      Muenster - 3 января 1976 (19:15:00.2 UCT), 800 кт
      Fontina - 12 февраля 1976 (14:45:00.2 UCT), 900 кт
      Colby - 14 мая 1976 (12:30:00.2 UCT), 800 кт
     
    Хронометраж создания B-83:

    Май 1974

    Началась разработка B-77 (дизайн боевой части B-83 восходит к нему).

    Январь 1979

    Началась разработка TX-83.

    Сентябрь 1980

    Началась разработка технологии производства.

    Июнь 1983

    Произведены первые экземпляры.

    Сентябрь 1983

    Началось массовое производство.

    15 декабря 1984

    Триггер B-83 прошел контрольное испытание в тесте Grenadier Tierra (Невадский полигон 14:45.00.0 UCT).



    Развертывание.
    Первое производство - июнь 1983.
    Первоначальное развертывание в 1983.
    Изготовлено 650 бомб B-83. Некоторые модифицированы в альтернативный 904-й вариант. Пока, эти бомбы будут находиться неопределенно долго в арсенале США как активная часть "постоянного резерва", хотя часть их может перейти на консервацию (но останется в действующем состоянии). Электронные весы всегда в наличии - Лабораторные весы.
    Сайт создан в системе uCoz