Счетчики







Межконтинентальная баллистическая ракета Minuteman III

Масса:

35 400 кг

Длина:

18.22 м

Диаметр (1-я ступень):

1.68 м

Диаметр (2-я ступень):

1.32 м

Диаметр (3-я ступень):

1.32 м

Радиус действия:

Mk-12: 13 000 км
Mk-12a: 11 300 км

Скорость:

24,000 км/ч; 6.7 км/с

Потолок:

1 130 км

Масса боевой части:

1 150 кг

Точность:

Mk-12: 280 м;
Mk-12a: 220 м, увеличена до 110 м

Двигатели:

Первая ступень:

Тяга 933 000 кН, твердотопливный двигатель Thiokol M-55e

Вторая ступень:

Тяга 268 000 кН, твердотопливный двигатель Aerojet General

Третья ступень:

Тяга 153 000 кН, твердотопливный двигатель Thiokol 73-AJ-1

Корректирующие двигатели:

Тяга 1 400 кН, жидкостный, допускающий перезапуск двигатель Rocketdyne RS-14, топливо - монометилгидразин и тетроксид азота (1:1.6)

Minuteman III исторически первая в мире ракета-носитель, несущая блок разделяющихся боеголовок (3 шт.). Каждая из боеголовок, установленная на нем способна самостоятельно наводиться на индивидуальную цель. В настоящее время планируется, что ракеты Minuteman III будут находиться в эксплуатации до 2020 года, 50 лет со времен начала развертывания и 65 лет со времени начала программы Minuteman (немногие из людей, участвовавшие в ранних стадиях программы все еще будут живы при ее завершении).

Вооружение.
На 1998 год развернуто:
300 ракет с тремя БЧ 335 кт W-78/Mk-12a на каждой;
200 ракет с тремя БЧ 170 кт W-62/Mk-12 на каждой.
Каждая ракета снабжена набором ложных целей для прорыва ПРО противника - дипольными отражателями, радиоэлектронными ловушками.

Система наведения.
Усовершенствованная инерциальная система наведения NS-20 (INS-20), производства Autonetics Division, Rockwell International. Полет шасси с боеголовками после прекращения работы третьей ступени корректируется десятью вспомогательными двигателями. В текущих планах модернизация системы управления на AIRS (усовершенствованная инерциальная опорная сфера), разработанная для ракет Peacekeeper (MX). Это позволит увеличить точность до +/- 110 м, сделав ее сравнимой с Peacekeeper.

Подрядчики.
Генеральный: Boeing Aerospace Co.
Спускаемое шасси: General Electric
Система наведения: Autonetics Division, Rockwell International
Наземное электрооборудование: GTE Sylvania
Двигатель (1-я и 3-я ступени): Thiokol Chemical Corp.
Двигатель (2-я ступень): Aerojet General
Двигатель (корректирующий): Rocketdyne

Развертывание.
В укрепленных шахтах более чем 25-ти метровой глубины с изолированным от ударов уровнем, системой сбора мусора и защитой от электро-магнитного импульса. Укрепление от ударной волны с давлением более 2000 фунтов/кв. дюйм.
Центр контроля пуска модернизирован пультом REACT (быстрое исполнение и определение целей для удара). До этого Командный буфер данных требовал 25 минут для перенацеливания одного Minuteman и 10 часов для всех ракетных сил. Запуск также может производиться с воздушного Центра контроля пуска.
С полным снятием сил Minuteman II, оставшиеся ракеты Minuteman сконцентрировались на трех базах. Ракеты были удалены из Garnd Forks AFB и к концу 1998 развернуты в:
200 - Malmstrom AFB, Montana
150 - Minot AFB, North Dakota
150 - F.E. Warren AFB, Wyoming

История создания.
Minuteman III - прямой потомок первых в мире твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет. Проектное обоснование такого оружия началось в середине пятидесятых, а реальная разработка Minuteman'ов началась летом 1957 года. Программа была впервые анонсирована 27 февраля 1958 года. Первой развернутой версией Минитмэна была Minuteman Ia, которая достигла начальной стадии готовности в декабре 1962 (20 ракет) и полной к 28 февраля 1963. Немного улучшенная версия ракеты, Minuteman Ib, поступила к 30 сентября 1963. Minuteman I первоначально планировался для мобильного базирования, что наложило серьезные ограничения на его технические характеристики. В результате, скоро начали разрабатываться следующие версии.
Minuteman II имел улучшенную вторую ступень, впечатляюще модернизированную систему наведения (КВО составлял всего 1/5 от Minuteman I), и содержал микроэлектронную начинку, взамен дискретных компонентов. Это была первая ракета, использовавшая микросхемы совместно с новой очень точной управляющей системой, в результате возникли проблемы с надежностью, что отодвинуло ее начальное внедрение. Первый запуск произведен 24 сентября 1964 года, первоначальное развертывание - 31 октября 1965, Grand Forks AFB. Тысячная (и последняя) шахта Minuteman построена (Malmstrom AFB) 21 апреля 1967 и последняя ракета была поставлена 2 июля 1969 (заменяя устаревшие Minuteman I).
Идея осуществления управления боеголовками на конечном участке траектории, так что несколько целей могут поражаться одной ракетой, зародилась в ряде кругов в начале 1960-х. В 1964 году North American Rockwell Autonetics и Rocketdyne начали совместную разработку такой системы для Minuteman'а, которая стала основой Minuteman III - ракеты, проектировавшейся с 1966 года. Minuteman III имел увеличенную третью ступень и полностью новый блок боеголовок, называемый автобусом. Автобус размещала на себе систему наведения, собственные жидкостные ракетные двигатели и три боеголовки. Три боеголовки W-62 по 170 кт представляли в общей сложности менее половины мощности заряда W-56 (1.2 Мт) Minuteman II, но по эффективному мегатоннажу (который скорректирован по площади разрушений для степенного закона с показателем 2/3) они на 82% мощнее. Так как большинство целей не требуют взрыва силой в 1 мегатонну, разделяющиеся боеголовки позволяют атаковать много больше целей, эффективно умножая разрушительную мощь ракеты, даже при сокращении общего заряда.
Первый полет Minuteman III состоялся 16 августа 1968 года. Первая готовая к применению ракета была помещена в шахту 17 апреля 1970 с Minot AFB, первое подразделение вступило на дежурство 29 декабря 1970. В то время как поступали Minuteman III, последние Minuteman I удалялись (последний Minuteman Ib снят с дежурства 27 сентября 1974 года). Развертывание Minuteman III закончилось 11 июля 1976 с поступлением 550-й ракеты на Malmstrom AFB. Производство Minuteman'ов закончилось с завершением последней ракеты 14 января 1977.
Еще до окончания поставок Minuteman III, планировалось увеличение его атакующей способности в отношении укрепленных целей, главным образом ракетных шахт. Это было достигнуто путем улучшения оборудования и программного обеспечения инерциальной навигационной системы (INS-20) и заменой комбинации боеголовка/ боевая часть W-62/Mk-12 на W-78/M-12a. W-78/M-12a имеет в два раза большую силу взрыва (335 кт) и большую точность (КВО 220 м). В единицах эквивалентных мегатонн три W-78 имеют на 128% большую мощность, чем W-56. Усовершенствования INS-20 испытывались в июле 1976 и доведены до готовности в июле 1979. Разработка W-78 началась в июле 1974 и производством первых экземпляров в августе 1979; производство продолжалось до октября 1982 года.
Новая боеголовка и боевая часть W-78/Mk-12a сильно повлияли на характеристики ракеты. Новая комбинация оказалась на 16 кг тяжелее, чем W-62/Mk-12 и поэтому сильно снизила дальность полета. Это сокращение вывело некоторые южные районы Советского Союза, включая ракетные комплексы, из зоны досягаемости. По этой причине 200 ракет продолжали эксплуатироваться со старыми боеголовками W-62.
МБР Minuteman III конструктивно состоит из трех последовательно расположенных маршевых ступеней и пристыкованной к ним РГЧ с обтекателем. Первая ступень состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека и по конструкции аналогична соответствующей ступени МБР Minuteman II. Корпус двигателя изготовлен из высокопрочной стали. В нижней части установлены четыре отклоняемых сопла, обеспечивающих управление вектором тяги при работе РДТТ на активном участке траектории. Заряд смесевого топлива скреплен с корпусом. Внешняя поверхность ступени покрыта теплозащитным покрытием из пробкового материала.
Вторая ступень состоит из маршевого двигателя и соединительного отсека. Корпус РДТТ изготавливался из листов титанового сплава. Ракетный двигатель имеет одно фиксированное сопло. Управление вектором тяги на участке полета второй ступени по тангажу и рысканию осуществляется за счет впрыскивания жидкого фреона в закритическую часть сопла через четыре группы отверстий, расположенных в плоскостях стабилизации ракеты. Управление по крену реализуется с помощью автономной газогенераторной системы с четырьмя неподвижными управляющими соплами, закрепленной на сопловом блоке.
На третьей ступени установлен новый двигатель SR-73, имеющий более высокие энергетические характеристики и разработанный для этой ракеты. Корпус РДТТ изготовлен из стеклопластика. В нижней части установлено одно неподвижное сопло, частично утопленное в камеру сгорания. На передней крышке корпуса проделаны шесть отверстий для сопел отсечки тяги. Масса топлива на ступени почти в два раза превосходит массу топлива аналогичной ступени ракеты Minuteman II. Управление полетом - такое же, как и на второй ступени.
Новая система управления марки NS-20 предназначена для управления полетом на активном участке траектории, расчета параметров траектории в соответствии с записанным в запоминающее устройство трехканальной бортовой вычислительной машины полетным заданием (всего рассчитывалось четыре полетных задания на каждую ракету), управления программой разведения боевых блоков при наведении их на цели, осуществления самоконтроля и контроля функционирования всех бортовых и наземных систем в процессе боевого дежурства и предстартовой подготовки. Система управления обеспечивает КВО точек падения в пределах 400 м. Значительно повышена ее стойкость к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва.
Головная часть Мк12 имеет три ядерных боевых блока мощностью по 170 кт каждый и двигательную установку, обеспечивавшую их разведение. Кроме того, для преодоления системы противоракетной обороны установлены дипольные отражатели. На головной части установлена автономная система управления, обеспечивающая управление полетом РГЧ и разведение боевых блоков. Время их разведения составляет приблизительно минуту. После отделения последнего блока срабатывает система ликвидации корпуса головной части. Его осколки служат дополнительными ложными целями для радиолокаторов системы ПРО противника. По замыслу разработчиков Minuteman III должна была быть способна поражать все существовавшие в Советском Союзе стартовые комплексы МБР.
С окончанием холодной войны, планы развертывания Minuteman III подверглись значительным изменениям. Решено было сократить общее количество ракет на 50 (до 500 ед.) и с полным снятием с вооружения Minuteman II, оставшиеся ракеты сосредоточить на трех базах, взамен четырех.
После подписания договора СНВ-2 Minuteman III должны быть переделаны для несения лишь одной боеголовки, а ракеты Peacekeeper (MX) должны быть уничтожены. Однако в настоящее время это находится под большим вопросом. В текущих планах переставить 500 W-87/Mk-21 боеголовок/БЧ, находящихся на ракетах Peacekeeper на Minuteman. W-87 немного меньше по мощности, чем W-78 (300 кт против 335 кт), тяжелее, но обладает более современными механизмами безопасности и более точна. Также ее заряд в принципе может быть увеличен до 475 кт. Так как ракета будет нести только одну боеголовку, исчезнут вышеупомянутые ограничения по дальности.
Между 1998 и 2002 годами, 625 новых модулей управления (от ракет Peacekeeper - AIRS - усовершенствованная инерциальная опорная сфера) были закуплены и помещены в существующие ракеты Minuteman III, дав им точность, сравнимую с точностью Peacekeeper'а (КВО 110 м).
Для продления эксплуатации ракет Minuteman III до 2020 года, 200 снятых с вооружения Minuteman II были модифицированы в Minuteman III для обеспечения дополнительными ракетами при учебно-боевых стрельбах (для гарантирования надежности проводящихся каждый год). При старении топлива первой и второй ступеней, оно "переотливается" с использованием нового ракетного топлива, третья ступень изготовляется заново. Эта модернизация и продление срока эксплуатации Minuteman'ов будет стоить более 5 млрд. $.
Стоимость изготовления одной ракеты Minuteman 4.84 млн. $ или 7.88 млн. $, если включить стоимость остальных программ (2.63 млн. $ за развернутую боеголовку, не учитывая фактическую стоимость боеголовки).

По материалам The High Energy Weapons Archive
По материалам Энциклопедия вооружения
Ремонт автокондиционеров. Диагностика и запах в салоне автомобиля замена шлангов и труб. . Смесители сантехника для ванной комнаты и душа. Ванны акриловые купить поддон для душа раковины.
Сайт создан в системе uCoz