Счетчики
Агни - I
Спецификация | |
Длина | 18.4 м |
Диаметр | 1.3 м |
Вес | 16 000 кг |
Дальность | 1500 км |
Число ступеней | Две твердотопливная/жидкостная |
Наведение | Инерциальное |
Нагрузка | До 1000 кг; доставляемая боеголовка имеет композитный карбон-карбоновый тепловой экран |
"Агни" на хинди это "огонь" и имя бога огня. Сейчас имеются несколько вопросов по эксплутационному статусу Агни-I. На протяжении многих лет программа Агни-I описывалась как "технологическая демонстрация", состоящая из нескольких испытываемых вариантов и применении двухступенчатых жидкостно/твердотопливных двигателей, неудобных для оперативного использования. Однако в августе 2000 появилась информация, что Индия имеет на вооружении 10 ракет Агни-I.
Разработка
Разработана Организацией по оборонным исследованиям г. Хайдарабада. Первая ракета из семейства была успешна запущена 22 мая 1989 года с полигона Чандипур, в 250 км юго-западнее Калькутты. Двухступенчатая ракета пролетела 800 км и упала в Бенгальском заливе. Агни-I испытывалась на максимальную дальность в 1400 км.
Первая ступень Агни-I базируется на космической ракете (SLV-3), применяющейся для запуска ИСЗ с 1979 года. Двигатель первой ступени имеет 10 метров в длину и способен обеспечить среднюю тягу в 45 тонн на протяжении 50 секунд. Вторая ступень - это укороченная версия двухкамерного ЖРД с Пришви. Управление вектором тяги второй ступени осуществляется за счет поворота его в карданном подвесе гидравлической системой.
Агни - II
Спецификация | |
Длина | 20 м |
Диаметр | 1.3 м |
Вес | 16 000 кг |
Дальность | 2500 - 3000 км |
Число ступеней | Две твердотопливные |
Наведение | Инерциальное |
Нагрузка | До 1000 кг; маневрирующая головная часть |
Ракета средней дальности Агни-II - первая стратегическая ракета (в индийском контексте) развернутая в Индии. Агни-II разрабатывалась мобильной. Изначально Агни-II создавалась для транспортировки по автодорогам, но ее развертывание началось с железнодорожной версии. Бесплатформенная инерциальная система наведения (с ограниченной степенью свобод) в будущем может быть заменена полноценной инерциальной системой. Боевая часть ракеты имеет оптическую систему наведения на конечном участке траектории, так же делаются предположения о возможном использовании в будущем внешней эталонной позиционной системы. Агни-II разрабатывалась на базе космической ракеты SLV-3 и технологий Агни-I. Опытные дорожные экземпляры Агни-II были введены в строй в 1999 году во время Каргильского конфликта. Стоимость ракеты составляет около 400 млн. рупий, производиться она совместно Организацией по оборонным исследованиям (ООИ) и Bharat Dynamics Limited (BDL) в Хайдарабаде.
Первый испытательный полет Агни-II состоялся в апреле 1999 на дальность 2300 км, второй тест - 17 января 2001 года, на дальность 2200 км. Когда ракеты будут введены в строй, Индия сможет наносить удары по целям на расстоянии до 2500 км.
В августе 2000 года министр обороны Джордж Фернандес заявил, что Агни-II "достигла операционной готовности". К этому моменту до полной боеготовности было доведено две опытные ракеты. Вслед за вторым успешным пуском 17 января 2001 научный советник министра обороны В. К. Атри заявил, что ракеты Агни-II могут быть введены в состав индийских ВВС к концу года. Это испытание было первым тестом Агни-II в окончательной боевой конфигурации. Совместные производственные мощности ООИ и BDL позволяют производить до 18 ракет в в год по цене около 8 млн. долл. за единицу.
Агни-II может быть запущена за 15 минут, в отличии от нескольких часов для Агни-I. Она использует гораздо более совершенное навигационное оборудование и создана как высокомобильная система с гибкими средствами монтирования на различные платформы.
Принимая во внимание дальность полета этих ракет и геополитическую ситуации вокруг Индии, большинство обозревателей сходятся во мнении, что Агни-II разработана как средство сдерживания Китая, так как дальность их полета намного перекрывает требуюмую для атаки Пакистана. В этом случае ракеты могут достигать городов Чэнду и Куньмин при базировании в центре плато Бихар. Однако даже при базировании на востоке, в Ассаме, города Шанхай и Пекин остаются вне досягаемости. Для этой цели Индия разрабатывает ракету Агни-III с дальностью свыше 3500 км.
Агни - III
На основе Агни-II разрабатывается вариант с дальностью полета 3500 - 5000 км и нагрузкой 1000 кг под названием Агни-III. Это ожидаемый последний вариант из семейства Агни. Согласно ООИ рассматриваются два варианта построения этой ракеты - увеличенние до 1.8 м в диаметре первой твердотопливной ступени с 36 тоннами топлива или добавление третьей ступени к существующей Агни-II.
Пришви
Спецификация | |
Длина | 9 м |
Диаметр | 1.1 м |
Вес | 4 000 кг |
Двигатель | Двухкамерный одноступенчатый, жидкостный, топливо - 50% ксилидина + 50% триэтиламина, окислитель - ингибированная дымящая азотная кислота |
Наведение | Инерциальное |
Дальность/Нагрузка | SS-150 (Пришви-1); Армейская версия - дальность 150 км, нагрузка 1000 кг |
Пришви (на хинди "земля") это одноступенчатая, мобильная ракета малого радиуса действия. Высококоррозионное ракетное топливо заливается непосредственно перед стартом, что представляет собой большой минус в полевых условиях. С другой стороны, возможность управления ЖРД, в частности изменение тяги и отключение его (сложное или невозможное для ТРД), дает ей большую гибкость в дальности и траектории, включая полетное маневрирование. Так же жидкое топливо обладает большей тягой, чем твердое, давая Пришви необычайно большую грузоподъемность для ее размеров и веса. Инерциальная система наведения обеспечивает среднее круговое вероятное отклонение в 0.01% от дальности полета или 15 м для сухопутной версии и 25 м для воздушной версий (это примерно соответствует КВО в 1.5 км для межконтинентальной ракеты). Ракета использует свои маневровые возможности для формирования до 6 различных траекторий для прорыва противоракетной обороны. Другая оборонная мера Пришви состоит в применении поглощающей радиоизлучение краски для уменьшения ее радиосигнатуры.
Ракета в наземном варианте перевозится на вездеходном тягаче. Для пуска она снимается с него и располагается на простой пусковой установке. Каждая батарея из четырех ракетовозов комплектуется краном для погрузки ракет, заправщиком и командным постом. К батареи могут дополнительно предаваться различные средства для поддержки ее в полевых условиях.
Пришви SS-150 серийно производилась Bharat Dynamics Limited с 1997 года, тестовая программа включала 12 испытательных полетов.
Вследствии ограниченного оперативного пространства Пакистана (все основные пакистанские города расположены в долине реки Инд недалеко от индийской границы) Пришви имеют значительное стратегическое значение даже несмотря на их небольшой радиус действия. При размещении их в Кашмире, Пенджабе, Гуджарате на границе с Пакистанам Пришви могут достичь Исламабада и основных городов - Лахора, Карачи, как и множества стратегических военных объектов.
После испытания в августе 2000 года пакистанской ракеты средней дальности Гхаури-III в Индии принято решение о производстве 300 ракет для всех родов войск общей стоимостью 200 млн. долл. В том числе: 150 Пришви с радиусом действия 150 км для армии, 100 ракет с такой же дальностью для флота и 50 ракет с увеличенным 250-км радиусом для ВВС.
Разработка
Пришви является наследником более ранней программы, известной как "Проект Сатана" - переконструировании советской жидкостной ракеты земля-воздух SA-2. Этот проект неудался и был закрыт в 1978 году, однако благодаря нему появился технический опыт, обеспечивший основу для Пришви.
Разработка Пришви была начата в 1983 году как часть программы по созданию управляемой ракеты под руководством д-ра Авила Пакира Джайнулабдина Абдул Калама, руководителя успешного проекта SLV-3. Предполагалось, что Пришви будет тактической ракетой с радиусом действия 150 км. Первое ее испытание состоялось 22 февраля 1988 года.
В октябре 1995 20 опытных экземпляров Пришви SS-150 были тайно доставлены в 333-й ракетный полк в Секандерабаде. К этому времени Пришви еще не были укомплектованы ядерными боеголовками. Первое развертывание ракет Пришви (числом менее дюжины) состоялось в Яландхаре, в 200-х километрах от пакистанской границы в мае 1997 до их официальной постановки на вооружение. Интеграция на них ядерных боеголовок была закончена в 1997 году. В декабре 1998 впервые с их ввода в строй армия испытала эти ракеты на больших учениях "Шив-Шахти". Согласно д-ру Санжаю Бадри-Махараджу во время Каргильской войны 1999 года были подготовлены 4 Пришви с ядерными головными частями для ответных ударов.
Четвертый испытательный полет ракеты SS-250 с увеличенной до 250 км дальностью состоялся 16 июня 2000 года на временном испытательном полигоне у Чандипура на восточном побережье Индии.
По материалам