Счетчики







"Варяг", бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг.

Варяг. Фото 1sea.ru

     Корпус крейсера был выполнен с полубаком, что улучшало его боевые и ходовые характеристики в штормовом море. Основой корпуса являлся киль, заключенный между бронзовыми штевнями. На настиле второго дна на специально подготовленных площадках устанавливались фундаменты для 30 котлов Никлосса. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м.
     Все жизненно важные механизмы, машины, котлы и погреба прикрывались броневой палубой из «экстрамягкой никелевой стали», протянувшейся от штевня к штевню на высоте 6,48 м от основной линии. Над машинным отделением палуба поднималась до высоты 7,1 м; к бортам ее скосы спускались ниже ватерлинии примерно на 1,1 м.
     Броня была склепана из 19-мм и 38-мм плит; общая толщина горизонталь­ной палубы и скосов составляла соответственно 38 и 76 мм. Вязкость материала брони заставляла снаряд при попадании в нее под острым углом рикошетировать. В середине палубы вдоль диаметральной плоскости над котельными отделениями были устроены отверстия под дымоходы, над машинными отделениями — под световой люк.
     Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котельных отделений, располагались угольные ямы.
Вооружение


Схема Варяга. Фото abitura.com

      «Варяг» был укомплектован многочисленным вооружением. В отличие от других крейсеров, на нем все торпедные аппараты размещались над водой. Крупная артиллерия крейсера (152-мм и 75-мм орудия) объединялась в три батареи.
     В первую входило 6 152-мм орудий, расположенных в носовой части, во вторую — 6 кормовых 152-мм орудий; в третью — 12 75-мм пушек.
     Все орудия крейсера, включая и мелкокалиберные, имели сквозную нумерацию, причем по правому борту шли нечетные номера, а по левому — четные. Нумерация — с носа на корму:
• 152-мм орудия Канэ образца 1891 года. На полубаке — № 1 и № 2. На верхней палубе — орудия № 3 — № 12;
• 75-мм орудия Канэ образца 1891 года на станках Меллера. На верхней палубе — № 13 — № 22; на жилой палубе в салоне командира — № 23 и № 24;
• 47-мм орудия Гочкиса образца 1896 года. На полубаке на спонсоне орудий № 5 и № 6 — орудия № 27 и № 28. Орудия № 25 и № 26 были установлены на съемных станках, предназначенных для паровых катеров, № 29 и № 30 — на марсе фок-мачты, а № 31 и № 32 — на марсе грот-мачты;
• 37-мм орудия Гочкиса образца 1896 года. Оба орудия № 33 и № 34 устанавливались на площадке за кормовым мостиком;
• 63,5-мм десантные пушки Барановского образца 1882 года. Орудия № 35 и № 36 находились на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты для них хранились отдельно — под носовым мостиком за боевой рубкой;
• пулеметы устанавливались на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки.
     Все торпедные аппараты на крейсере были надводные. Два из них располагались в штевнях в оконечностях корабля в неподвижном положении; четыре — по бортам: два в помещении корабельной церкви и два в кают-компании.
Экипаж и жилые помещения


Варяг в Порт-Артуре. Фото warships.ru

     На крейсере «Варяг», перед уходом корабля в Россию на нем находились 19 офицеров, священник, 5 кондукторов и 537 нижних чинов. В бою 27 января 1904 года участвовали 558 человек: 21 офицер, священник, 4 кондуктора, 529 нижних чинов и 3 вольнонаемных. Жилые помещения команды располагались под полубаком на жилой палубе, и в кормовой части на броневой палубе. От 72-го шп. в сторону кормы шли каюты офицеров и командования корабля.
     Каюты офицеров были одноместные, площадью по 6 м2; каюты старшего офицера, инженера-механика и старшего штурмана — по 10 м2. Помещения в сторону кормы на длине 12,5 м занимал командир. К ним примыкала кают-компания площадью 92 м2. На жилой палубе находились лазарет, аптека, камбуз, баня (25 м2) и корабельная церковь. На жи­лой палубе все двери, кроме водонепроницаемых, были сдвижными.
Главные механизмы


Варяг во Владивостоке. Фото warships.ru

     Паровые машины тройного расширения мощностью 20 000 л.с. располагались в двух смежных машинных отделениях и имели высоту вместе с фундаментом 4,5 м. В трех котельных отделениях крейсера размещались 30 водотрубных котлов Никлосса: в носовом 10; в среднем — 8 и в кормовом — 12. Высота каждого котла с фундаментом — 3 м, из них 2 м занимал коллектор с трубками.
     Каждый котел имел три топки, облицованные кирпичом. Все котлы объединялись в четыре группы, каждая имела свою дымовую трубу. К котельным отделениям примыкали угольные ямы. Уголь из них забирался через специальные горловины, находившиеся в котельном отделении. К топкам он подвозился по рельсам в вагонетках.
Основные этапы службы корабля


Затопленный Варяг. Фото warhistory.ru

В 1901 г. вступил в строй.
До 1904 г. находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле;
27 января 1904 г. капитан «Варяга» получил ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На основании этого было принято решение затопить корабль.
В 1905 г. «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя».
В 1916 г. выкуплен Россией и включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана под прежним названием.
В феврале 1917 г. ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами.
В 1920 г. перепродан германским фирмам на слом.
В 1925 г. при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.
На месте гибели крейсера возле шотландского населённого пункта Лендалфут 30 июля 2006 года установлена памятная доска.
8 сентября 2007 года там же установлен памятник.
Основные характеристики


• Водоизмещение - 6604 тонны
• Длина - 129,5 м.
• Ширина - 15,8 м.
• Осадка - 6,3 м.
• Силовая установка - Двухвальная, вертикальные паровые машины тройного расширения, паровые котлы Никлосса
• Скорость - 23 узла (43 км/ч)
• Экипаж - 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров
• Артиллерия - 4 пулемёта, 8х47-мм орудий, 2х64-мм орудия(десантных), 12х75-мм орудий, 12х152-мм орудий.
• Торпедно-минное вооружение - 6 торпедных аппаратов
Сайт создан в системе uCoz