Счетчики







МАКС-2009: Новое содержание, новое качество

Фото Анатолий Соколов

Как и большинство крупнейших мировых авиационно-космических салонов, МАКС в г. Жуковском выполняет и специальную, профессиональную, и широкую социально значимую функцию – атмосфера общенародного праздника укрепляет и демонстрирует единение граждан на основе взрыва интереса к авиации, вызывает стремление молодого поколения к летному труду, желание участвовать в создании летательных аппаратов. Поэтому в сегодняшних условиях кризиса в экономике, заметного торможения в развитии авиационно-космического комплекса, приходится слышать определенную тревогу относительно МАКС-2009 как со стороны профессионалов, так и от простых почитателей авиасалона в Жуковском. Естественно, что при этом точкой отсчета служит предыдущий салон – МАКС-2007 с его очевидными и неочевидными успехами и недостатками. О предстоящем салоне МАКС-2009 и его особенностях генеральный директор ОАО «Авиасалон» Владимир Борисов рассказал журналу «Авиапанорама»

Владимир Юрьевич, каков текущий прогноз представительности в предстоящем салоне традиционных участников МАКС, в чем отличие определившегося на сегодня состава участников МАКС-2009 от известного на аналогичный период состава МАКС-2007?

МАКС, являясь крупнейшей российской авиакосмической выставкой, уже получил высокое признание и на мировой арене, поэтому удивить чем-то очень сложно, т.к. в основном сформировался и представительский пул, и типовая программа работы, в рамках которой участники салона решают свои задачи. При этом от салона к салону какие-то коррективы вносятся. У нас подтверждают свое участие те основные фирмы и страны, которые уже традиционно участвовали в МАКС и в 2007 и в 2005 гг. Мы планируем по количественному и качественному составу тот же объем, что был в 2007 г. – и по количеству стран, и по количеству экспонентов.

Что отличительного предполагается на МАКС-2009? В нем, возможно, примут участие некоторые страны, которых раньше в Жуковском не было вообще. Например, Марокко и Румыния, которые уже дали свое согласие на участие в выставочной экспозиции. Теперь что касается отличия в работе деловой составляющей салона. Если раньше в этом отношении МАКС представлял собой площадку для обсуждения фьючерсных проектов, то в настоящее время будет больше, как мы сейчас видим из программы участия, обсуждения существующих, уже сложившихся проектов.

Фото Анатолий Соколов

После МАКС-2007 в отечественном авиационно-космическом комплексе происходят радикальные изменения: созданы Национальный центр авиастроения, «ТВК-Россия», «Вертолеты России», создаются единая ракетно-космическая корпорация и авиа-двигателестроительный холдинг. Вызывает ли это изменения в требованиях к организации и проведению МАКС-2009?

Вне всякого сомнения. Требования становятся не то чтобы более жесткими, а, скорее, более деловыми. И то, что сейчас созданы корпорации «Ростехнологии», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Оборонпром» и др., накладывает серьезный отпечаток, потому что на выставочную площадку МАКС выходят гораздо более сильные игроки, чем, например, в 2005 г. Их составляют организации и предприятия, когда-то самостоятельно участвовавшие в салонах. Теперь же все вместе выступают едиными сформировавшимися экспозициями, под едиными лозунгами, с определенной единой целью. Это, соответственно, накладывает серьезный отпечаток и на требования, которые мы должны представить в рамках организации их делового сотрудничества и работы на авиасалоне. В основном это касается выставочного пространства и его деловой составляющей, организации форумов. Это работа уже на более высоком уровне, а не просто выставка, объединяющая ряд разрозненных предприятий аэрокосмической сферы. Это крупные корпорации, которым нужно предоставить хорошую арену для общения друг с другом.

И вот здесь, еще более чем когда-либо, для организаторов проявляется противоречие. Ведь что такое аэрокосмический салон? Каждый раз – это попытка объединить две трудно совместимые задачи. С одной стороны, как я только что сказал, создавать все более представительный деловой форум для эффективной работы экспонентов. Но при этом мы не можем сокращать другую составляющую – лишать россиян традиционного праздника авиации, который с 1930 гг. с той или иной периодичностью проводится в стране. На самом деле, поначалу МАКС родился в начале 1990 гг. в продолжение последовательных шагов по возрождению авиационных праздников. Поэтому он и проводится в августе – 18 традиционно отмечался День авиации. Чтобы создать максимальную привлекательность для формирующихся корпораций в стране, и тех международных организаций, которым интересно было бы участвовать в рамках аэрокосмического бизнеса в России, и сохранить атмосферу народного праздника, мы принимаем целый ряд мер.

Фото "Авиапанорама"

Какие изменения выставочных сооружений и зон, а также правил участия и посещения выставочной экспозиции ожидают участников и посетителей МАКС-2009?

Что касается территории выставочного комплекса. Мы уже сейчас создали хороший задел. Есть еще целая серия новаций, которые хотим воплотить в жизнь. Во-первых, для бизнес-посетителей и экспонентов мы строим два новых блока комфортабельных, кондиционированных шале по 2200 кв.м. с верхними площадками для гостей. Думаю, что те люди, которые зарезервируют себе эти шале, будут очень довольны. Часть металлических павильонов, мы оставляем, т.к. в виду строительства ТВК (транспортно-выставочный комплекс) нерационально строить что-то долговременное, но в ближайшем будущем все выставочное пространство будет трансформировано в современный комплекс. В этом году решено организовать в центре экспозиции современную деловую зону, которая объединит конференц-залы, пресс-центр, офисное бюро, офис организатора, что обеспечит комфортное деловое общение представителей СМИ и бизнес-аудитории. Так же планируется на МАКС-2009 оформить все точки массового питания в едином стиле и собрать их в отдельную зону, чтобы они не перемешивались с выставочным комплексом и не нарушали общую гармонию авиационного праздника.

Самое главное, мы хотим сократить экспозицию статической стоянки, которая традиционно была длиной в 3 км. Сделаем ее как в Ле Бурже, более компактной. То есть разместим легкие самолеты на траве. Если мы уже заговорили о самолетах малой авиации, то многие из них, являясь жемчужинами творческой конструкторской мысли, оказывались ближе к дальнему краю статической стоянки, и мало кто из посетителей доходил до них. В случае сокращения статической стоянки, мы создадим для посетителей возможность осмотра всей экспозиции с меньшими энергозатратами, т.е. на меньшем пространстве – больше информации и впечатлений. На МАКС-2009 будет введен единый билет для всех посетителей с несколько разными категориями доступа и, естественно, с разной ценовой политикой. Цена на билет, я надеюсь, останется приемлемой. Небольшое по отношению к 2007 г. повышение оправданно, и, я думаю, оно не будет отпугивать массового посетителя. При этом детям до 14 лет с родителями – бесплатно.

Фото Анатолий Соколов

Теперь о правилах посещения салона

Мы по праву заявляем, что Международный авиационно-космический салон является уникальным событием в международном масштабе и, как правило, его открывает первое лицо страны. Мы надеемся, что эта традиция сохранится и в 2009 г. Поэтому есть все основания назвать первый день салона президентским. В связи с этим посещения в этот день на территории МАКСа будут строго ограничены и осуществляться по заранее утвержденным спискам. Не для того, чтобы оградить людей от президента, а для того, чтобы не создавать в этот день им дополнительных трудностей. 19 и 20 августа на МАКС-2009, в бизнес-дни, планируется присутствие только специалистов. А 21, 22 и 23 августа – в дни массовых посещений салона – «ворота» будут открыты для всех посетителей, которые смогут увидеть зрелищную, высокопрофессиональную летную программу в полном объеме.

Фото Анатолий Соколов

МАКС-2007 был насыщен важными научными мероприятиями, чем заметно отличался от предыдущих салонов. Что будет представлять собой научно-конференционная программа МАКС-2009?

Появятся два совершенно новых интересных момента: во-первых, в рамках МАКС-2009 мы будем проводить второй Международный транспортный конгресс (первый прошел в Берлине, на ILA 2008). Надеемся, что открытие конгресса будет проходить в присутствии представителей самых верхних эшелонов власти. И, во-вторых, планируется проведение парламентского дня с участием представителей Европарламента. Подобного мероприятия еще не было и это тоже является отличительной чертой МАКС-2009.

Высшее руководство страны постоянно призывает восстанавливать кадровый потенциал авиационно-космического комплекса. 29 января в МАИ прошел круглый стол на тему кадров, организованный Госдумой, ОАК и Минобрнауки. Поступают ли в Оргкомитет какие-либо рекомендации по корректировке в этом отношении программы МАКС-2009?

Сейчас эта тема особенно остра. Мы все прекрасно знаем, что авиационные кадры, подготовленные в советские времена, практически завершают свою трудовую деятельность, поэтому в рамках деловой программы МАКС-2009 планируется реализовать проект по поиску вакансий, работы для студентов и возможности стажировки молодых выпускников профильных ВУЗов. Продолжается работа по организации тематической экспозиции «Вузовская наука». В этом году она должна стать еще разнообразней и глубже по своим деловым составляющим – проведению научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, а скоро пройдет организационное совещание по экспозиции «Вузовская наука», и я смогу уже подробно рассказать, какие приняты решения, что планируется на эту тему.

Самолет X-12 Sintal. Фото Анатолий Соколов

МАКС-2007 запомнился интересной программой для детей и юношества. Судя по тому, что на МАКС-2009 дети до 14 лет будут пропускаться бесплатно, Оргкомитет развивает это направление. Что можно сказать о детско-юношеской программе МАКС-2009?

Прошлым летом я побывал на салоне в американском Ошкоше и удивился тому, какое большое развитие там имеет патриотическое воспитание детей и молодежи. Подростков обучают строить самолеты, дают возможность делать первые шаги в воздухе. Я считаю, что такой опыт не стыдно перенять. В настоящее время запускается механизм большого конкурса детского творчества, который будет проходить в течение нескольких месяцев, его лауреаты и призеры выставят свои работы в детском павильоне а заключительный этап пройдет в рамках МАКС-2009.

Ту-144 в начале экспозиции авиасалона являлся на МАКС-2007 своего рода апофеозом отечественного авиастроения. Возможно ли, по-Вашему, сделать этот самолет традиционным историческим экспонатом МАКС, его символом?

Свою трудовую деятельность я начинал именно на этом самолете и он для меня был и остается путевкой в авиационную жизнь. Чтобы разместить Ту-144 на МАКС-2009, необходимо будет выполнить определенный объем работ. В этом году на совещании попечительского совета было принято решение привести машину в достойное состояние и, я думаю, этот самолет будет вновь открывать экспозицию статической стоянки. Потому что… Давайте, как говорится, снимем шляпу перед этим творением рук человеческих!

Фото "Авиапанорама"

Наиболее притягательна для массового посетителя МАКС программа демонстрационных и показательных полетов на авиасалоне. Как она будет организована на МАКС-2009 и что смогут увидеть в воздухе присутствующие на салоне?

В первые три дня это будут, по большей части, демонстрационно-презентационные полеты. Мы ожидаем полетов самолета «Сухой Суперджет-100». Поднимутся в воздух и некоторые образцы боевой техники. Но при всем этом, какой же МАКС без «Русских витязей» и «Стрижей»! В связи с этим была проведена встреча с начальником Центра показа авиационной техники в Кубинке Игорем Ткаченко, где обсуждался и этот вопрос. Конечно, они будут принимать участие, а для этого необходимо согласовать условия в штабе ВВС. Уже получено согласие на участие от пилотажной группы «Патруль де Франс».

МАКС-2007 прошел под флагом Китая, а 2009 и 2010 гг. объявлены нашими правительствами годами России во Франции и Франции в России. Итак, МАКС-2009 в один из дней будет проходить под флагом Франции. Французская сторона уже пригласила наших «Русских витязей» и «Стрижей» к себе для участия в празднествах. Все же прекрасно понимают, что пилотажные группы украшают не только авиасалон, но и многие праздники, но на сегодня подтверждения от Министерства обороны еще не получено. Несмотря на кризис, который, конечно, накладывает свой отпечаток, мы не имеем права лишить людей праздника авиации и приложим все силы, чтобы сделать летную программу максимально насыщенной и красочной. Замечу, что во вторые три дня на салоне будет много сопутствующих мероприятий и в авиационно-космическом, и в других направлениях, которые будут интересны массовому посетителю. Ближе к началу МАКС-2009 мы дадим их анонс.

Фото "Авиапанорама"

Много критики в СМИ раздается по поводу организации проезда участников и посетителей в г. Жуковский и на территорию ЛИИ, а также процедуры прохождения контроля на территории выставочного комплекса. Что нового в этом плане предусматривается на МАКС-2009?

В связи с сокращением длины статической стоянки, будет организовано дополнительное КПП-3 с восточной стороны и трансформированы существующие КПП-1 и КПП-2. Идет активная работа с силовыми структурами. Решаем, как максимально сократить время прохода, хотя не все в наших руках. Салон, как известно, проходит на территории Летно-исследовательского института и в промзоне, через которую люди попадают на выставку, есть целый ряд ограничений. Что касается ограниченных пропускных возможностей автодорог, то здесь тоже не все в наших силах. Нужна большая работа не только дирекции авиасалона, как устроителя, но и администрации города, области. Создан оргкомитет области, который возглавляет министр транспорта Московской области Петр Кацыв. Мы уже собирали два совещания с представителями правоохранительных органов, дорожных служб. У нас есть несколько предложений. Например, по реконструкции дополнительной дороги от фабрики «Спартак» до нижней дороги.

То есть мы прекрасно понимаем, что это беда нашего салона. Но, к сожалению, инфраструктура в свое время закладывалась без учета будущих массовых мероприятий. Могу сказать, что в рамках строительства Транспортно-выставочного комплекса вся необходимая дополнительная дорожная сеть предусмотрена, и сейчас ведется серьезная аналитическая работа. Будут новые подъездные пути, будут новые дороги. Планируется изменить даже точку въезда на выставочный комплекс – с западной на восточную. Но все это проекты будущего, а если говорить о МАКС-2009, мы можем идти только неким экстенсивным путем, выбирая те возможности, которые еще не были реализованы до нас. Как, например, упомянутая организация КПП-3. Кстати, попасть на него можно будет только через Егорьевское шоссе или вдоль железной дороги, в объезд города. Таким образом, мы попытаемся развести транспортные потоки. Идет рутинная ежедневная работа по поиску путей решения и согласования.

По материалам журнала "Авиапанорама" №1-2009

Сайт создан в системе uCoz