Счетчики







Итоги деятельности Министерства обороны Российской Федерации в 2008 году и задачи на 2009 год

Анатолий Сердюков. Фото armstass.su

Доклад Министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации «Об итогах деятельности Министерства обороны Российской Федерации в 2008 году с учётом результатов финансово-экономической работы и задачах на 2009 год»

Деятельность Вооруженных Сил в 2008 г. планировалась и осуществлялась исходя из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Основные усилия были направлены на сдерживание угроз военной безопасности государства, создания условий для его экономического развития и повышения авторитета на международной арене. Военно-политическая обстановка характеризовалась стремлением руководства США к достижению глобального лидерства, расширением и наращиванием военного присутствия Соединенных штатов и их союзников по НАТО в регионах, сопредельных с Россией. Устремления американской стороны были нацелены на получение доступа к сырьевым, энергетическим и другим ресурсам стран СНГ. Активно поддерживались процессы, направленные на вытеснение России из пространства её традиционных интересов.

На военно-политическую обстановку оказывали серьёзное влияние международный терроризм и религиозный экстремизм, незаконная торговля оружием. Они всё чаще проявлялись в странах, граничащих с Россией. Непосредственной угрозой национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации стало нападение Грузии на Южную Осетию. Эта попытка урегулировать конфликт силовым путем была направлена, в первую очередь, на дестабилизацию обстановки на Кавказе. В целом анализ военно-политической обстановки позволяет сделать вывод о возрастании вероятности вооруженных конфликтов и их потенциальной опасности для нашего государства.

Старт МБР "Тополь". Фото Плесецк

Уважаемые товарищи! Для реализации возложенных функций, с учетом сложившейся внешнеполитической ситуации, Министерству обороны в 2008 г. были увеличены объемы ассигнований на двадцать шесть процентов по сравнению с 2007 г. Выделенные средства были распределены по следующим основным стратегическим задачам.

Первая. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности и интересам Российской Федерации. Около 16% ассигнований Министерства обороны были направлены на поддержание и развитие стратегических сил сдерживания. Реализованы меры по развитию стратегических ядерных сил, контроля космического пространства, наращиванию возможностей систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны. Назову некоторые из них:

Элементы ЗРС С-400

• поставлено на боевое дежурство три дивизиона подвижных грунтовых ракетных комплексов и две шахтные пусковые установки «Тополь-М». К 2016 г. эти комплексы составят основу всей группировки;

• осуществлялись регулярные полеты стратегической авиации в районах судоходства и экономической зоны России. Стратегические самолеты патрулировали акватории Мирового океана, провели пуски крылатых ракет на северных полигонах. Были совершены полеты двух Ту-160 в Республику Венесуэла;

• в рамках реализации программы по оснащению Военно-Морского Флота новыми подводными атомными стратегическими лодками проекта «Борей», оснащенными ракетным комплексом «Булава», начаты швартовые испытания головного ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий»;

• увеличена на 14% орбитальная группировка космических аппаратов;

• поставлена на опытно-боевое дежурство новая радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» в г. Армавире;

• продолжается опытная эксплуатация РЛС «Воронеж-М» в поселке Лехтуси (Ленинградская область);

• поставлен на боевое дежурство второй полк, оснащенный зенитными ракетными системами С-400 «Триумф».

Фото Анатолий Соколов

Вторая задача. Повышение потенциала сил общего назначения. На эти цели было выделено около 29% ассигнований. В 2008 г. удалось достичь стабильного проведения запланированных мероприятий боевой и оперативной подготовки, обеспеченных денежными и материальными ресурсами. Всего было проведено более пятидесяти таких мероприятий. Они были подчинены единому замыслу. Во-первых, это отработка взаимодействия и боевого слаживания группировок разнородных сил и средств. Во-вторых, проведение крупномасштабных учений в условиях максимально приближенных к боевым. Конечной целью являлась подготовка Вооруженных Сил к отражению возможной агрессии против Российской Федерации.

Наиболее значимым стало стратегическое командно-штабное учение «Стабильность-2008». К учениям привлекались: четыре общевойсковые армии, три флота, две воздушные армии, отдельная армия ракетно-космической обороны, ракетная армия, а также группировки тылового и технического обеспечения. Всего было задействовано 150 самолетов, 11 подводных лодок, 28 надводных кораблей, около 86 тыс. человек личного состава и 1750 единиц вооружения и военной техники.

На завершающем этапе учения «Центр-2008» под управлением Верховного Главнокомандующего было осуществлено 17 пусков межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, а также крылатых ракет со стратегических бомбардировщиков. Кроме того, состоялись оперативные учения с объединениями Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота. В 2008 году проведено восемь совместных учений с вооруженными силами иностранных государств: Казахстана, Армении и Монголии. В том числе по линии ОДКБ –командно-штабное учение с вооруженными силами Армении «Рубеж-2008».

В Южной Осетии. Фото www.stapravda.ru

Уважаемые товарищи! Предметом серьезного анализа являются события августа 2008 года. По решению Верховного Главнокомандующего проведена операция по принуждению Грузии к миру. Грузинские вооруженные силы понесли значительные потери и были деморализованы. В период проведения операции проявились: слаженность действий личного состава при выполнении боевых задач; хорошая подготовка подразделений и воинских частей в ходе совершения марша; стремительная переброска группировки войск на территории Южной Осетии, в том числе при преодолении барьерного рубежа – Рокского тоннеля; мужество и высокий боевой дух солдат и офицеров.

Вместе с тем данный вооруженный конфликт явился для нас поводом для серьезного анализа. Мы обобщили полученный опыт, сделали выводы. На их основании внесены уточнения в Государственную программу вооружения, Государственный оборонный заказ. Утверждена Концепция развития системы управления Вооруженных Сил на период до 2025 г. Ею предусматривается создание перспективной системы управления на основе использования последних достижений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Мы планируем обеспечить пункты управления группировок войск на всех стратегических направлениях современной техникой. В первую очередь – в Северо-Кавказском военном округе.

Корабли в походе на Кубу. Фото www.vesti.ru

В 2008 г. было уделено значительное внимание вопросам организации боевой подготовки и материально-технического обеспечения Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота. Выделенные на эти цели ассигнования позволили увеличить количество вылетов боевой авиации, а также выходов в море кораблей и судов ВМФ. Выполнено 27 дальних походов на боевую службу во все акватории Мирового океана. В море выходили 49 кораблей и судов обеспечения Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов. Всего к выполнению задач привлекалось почти 6000 человек личного состава. Мероприятия такого масштаба не проводились с 1986 г. Российские военные моряки участвовали в шести международных учениях.

Так, силы Черноморского флота совместно с военно-морскими силами Турецкой Республики в рамках учения «Черноморская гармония» осуществляли задачи по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения в Черном море. Кораблями и судами ВМФ выполнено 54 зарубежных визита и деловых захода. В том числе был обеспечен официальный визит Президента Российской Федерации в Республику Венесуэла. С октября 2008 г. по настоящее время Военно-Морской Флот участвует в мероприятиях по борьбе с морским пиратством в районе Африканского рога.

Фото www.lenta.ru

Третья задача – мобилизационная и допризывная подготовка граждан. Получила дальнейшее развитие практика проведения региональных командно-штабных мобилизационных учений и мобилизационных сборов. В прошедшем году было проведено 74 таких учения. На сборах было подготовлено 77,5 тыс. граждан, пребывающих в запасе. В 2008 г. осуществлен переход к одногодичному сроку военной службы по призыву. В связи с этим особые требования предъявляются к подготовке допризывной молодежи. К сожалению, нас не удовлетворяет качество подготовки, осуществляемой по линии РОСТО. Мы планируем готовить специалистов по основным военно-учетным специальностям в структуре Вооруженных Сил. Возможности такой подготовки были продемонстрированы Верховному Главнокомандующему в ходе посещения в феврале 2009 г. 212 учебного центра Сибирского военного округа.

ЗРК "Бук-М1-2". Фото Анатолий Соколов

Четвертая задача – техническое оснащение армии и флота. В общем объеме ассигнований на эти цели приходится около 19%. Эти расходы определены в соответствии с параметрами финансирования Государственной программы вооружения на 2007-2015 гг. Приоритет отдается закупке новых вооружений, военной и специальной техники. Уровень оснащенности Вооруженных Сил основными видами вооружения и военной техники в настоящее время составляет от 60 до 100%. Но большая их часть физически и морально устарела, а естественная убыль не компенсируется закупками. Как следствие – доля современных образцов вооружения и военной техники составляет около 10%. Вместе с тем в связи с корректировкой параметров федерального бюджета, в том числе в части расходов на национальную оборону, военное ведомство было вынуждено перенести сроки реализации ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом более 80% выделенных на НИОКР средств будут направлены на создание финальных образцов вооружения и военной техники.

Жилье для армии. Фото www.gazetanews.ru

Пятая задача – развитие потенциала системы обеспечения Вооруженных Сил. Расходы на эти цели в 2008 г. в среднем составили более 30% ассигнований Министерства обороны. Продолжалось совершенствование финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил. Финансирование войск было переведено на трехуровневую систему, что позволило оптимизировать денежные потоки. С целью усиления контроля за финансово-экономической деятельностью в Министерстве обороны завершено создание вертикали контрольных органов. Утверждена Концепция ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах.

В 2008 г. была разработана и начала реализовываться Стратегия социального развития Вооруженных Сил. Достигнуты конкретные успехи. За счет введения новой системы оплаты труда вырос размер заработной платы гражданского персонала в среднем на 30%. Дважды была проведена индексация денежного довольствия военнослужащих. На 40-50% было увеличено денежное довольствие плавсостава и военнослужащих, совершающих прыжки с парашютом. По инициативе Министерства обороны, поддержанной Президентом Российской Федерации, по итогам 2008 г. более 30 тыс. офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, ежемесячно награждается деньгами в размере от 35 до 150 тыс. рублей. Разрабатывается проект федерального закона по реформированию структуры денежного довольствия военнослужащих. С учетом этого будет пересмотрена система пенсионного обеспечения.

Продолжая тему социальной защиты военнослужащих, хочу подчеркнуть, что вопрос обеспечения их жильем по-прежнему остается одним из основных в нашей работе. C октября 2008 г. значительно увеличился размер денежной компенсации за наём жилых помещений. Тем не менее это не позволило в полной мере покрыть затраты военнослужащих, вынужденных снимать жилье. Продолжается обеспечение военнослужащих жильем путем предоставления государственных жилищных сертификатов. По решению Президента Российской Федерации в 2008 г. норматив стоимости одного квадратного метра по сравнению с 2007 г. был увеличен с 22,4 до 28,6 тыс. рублей. Налажено постоянное взаимодействие с федеральными округами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по приобретению квартир для военнослужащих.

Фото nvo.ng.ru

Для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации по обеспечению бесквартирных военнослужащих постоянным жильём, в 2009 г. за счёт всех источников предусматривается получить 44,8 тыс. квартир для постоянного проживания. Наращивается накопление средств на именных счетах участников военной ипотеки. На 1 марта 2009 г. в неё вступили 54 тысячи 200 военнослужащих, на счета которых начислено более 9,5млрд. рублей. С целью повышения эффективности использования бюджетных средств проводилась оптимизация системы тылового обеспечения. Эти вопросы решались на основе территориального принципа. Заключались договоры с государственными организациями и коммерческими структурами. В результате значительно сократилось привлечение военнослужащих к выполнению несвойственных им функций. В 2008 г. введены новые нормы продовольственных пайков, отвечающие требованиям сбалансированного питания. Разработана новая военная форма. В настоящее время проводятся её опытные испытания. Начата работа по созданию в военных округах и на флотах комплексных баз материально-технического обеспечения. Это позволит оптимизировать складскую инфраструктуру Вооруженных Сил и снизить логистические расходы.

Серьезно меняется система сервисного обслуживания Вооруженных Сил. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Министерством обороны проводятся мероприятия по созданию открытого акционерного общества «Оборонсервис», 100% акций которого сохраняются в федеральной собственности. «Оборонсервис» объединил в своем составе предприятия и организации Минобороны по различным направлениям деятельности. Среди которых: ремонт и обслуживание вооружения и военной техники; строительство, эксплуатация объектов и энергетических систем; торгово-бытовое обслуживание, гостиничные услуги; информационно-издательская деятельность; производство сельскохозяйственной продукции. Все несвойственные Минобороны России функции по материально-техническому обеспечению передаются этому акционерному обществу.

Фото www.ros-expo.com

Уважаемые товарищи! Существенным аспектом деятельности Минобороны являлось соблюдение правопорядка. В качестве позитивного итога 2008 г. можно отметить общее сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем состояние дел с дисциплиной нас не удовлетворяет. Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему остается высоким уровень правонарушений, совершаемых офицерами. Причины роста офицерской преступности мы рассмотрим в ближайшее время на заседании совместной Коллегии с Главной военной прокуратурой. Определим порядок взаимодействия и необходимый комплекс мер по профилактике правонарушений. Среди военнослужащих по контракту отмечаем такие виды преступлений как уклонение от прохождения военной службы и нарушение уставных правил взаимоотношений. К сожалению, не удалось снизить уровень небоевых потерь в Вооруженных Силах. Это следствие нездоровой морально-психологической обстановки в отдельных воинских коллективах. В 2008 г. такие потери составили 471 человек. С целью исправления ситуации планируется внести изменения в программы подготовки офицеров и сержантов, больше времени уделять обучению формам и методам работы с подчиненными.

Здание Генштаба. Фото www.visualrian.ru

Уважаемые товарищи! Важным итогом деятельности Министерства обороны следует считать разработку перспективного облика Вооруженных Сил. В 2008 г. основные усилия были сосредоточены на подготовительной и организационной работе на долгосрочную перспективу. 15 сентября 2008 г. Президентом Российской Федерации утверждены параметры основного боевого состава Вооруженных Сил до 2020 г. Поставлены задачи, которые должны быть поэтапно решены: перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности; повышение эффективности системы управления Вооружёнными Силами; оснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения и военной техники; совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки; обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, постоянным и служебным жильём.

Основной боевой состав Вооружённых Сил разработан с учётом сохранения окружного руководства войсками на стратегических направлениях и не предполагает изменения существующей общей структуры. Они будут состоять из трёх видов – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот и трёх родов войск – Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Космические войска. Планируется создание соответствующей перспективному составу Вооружённых Сил трехзвенной системы управления: военный округ – оперативное командование – бригада. На каждом стратегическом направлении создаются группировки войск, способные локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени.

Фото rumol.ru

На необходимом и достаточном уровне сохранится потенциал стратегических ядерных сил и в целом стратегических сил сдерживания. В перспективном составе Вооружённых Сил предполагается содержание только соединений и воинских частей постоянной готовности, полностью укомплектованных личным составом, вооружением, военной и специальной техникой. Они должны быть способны выполнить боевые задачи без доукомплектования и проведения боевого слаживания. Кроме того, предусматривается иметь необходимую мобилизационную составляющую в виде баз хранения и ремонта вооружения и техники, а также подвижные средства ремонта. При этом вопросы мобилизационного развёртывания передаются в военные округа, главные командования, главные и центральные управления Минобороны.

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. установлена штатная численность военнослужащих в один миллион человек. Планируется привести количество офицерских должностей к уровню пятнадцати процентов от штатной численности военнослужащих. При этом устранить дисбаланс в соотношении различных категорий военнослужащих в войсковом звене и в центральном аппарате. В рядах Вооруженных Сил должны быть сохранены лучшие, наиболее профессионально подготовленные и мотивированные на военную службу кадры. В настоящее время в армии и на флоте проводится аттестация военнослужащих. Именно её результаты станут базой для определения дальнейшего служебного предназначения каждого офицера. Этой работе уделено первостепенное внимание.

Академия генерального штаба. Фото Анатолий Соколов

Планируем продолжить перевооружение армии. К 2015 г. доля современных образцов будет доведена до 30%, а к 2020 г. – до 70%. Основным условием реализации этой задачи является ежегодное финансирование государственной программы вооружения в установленных объёмах с учетом инфляции. Наши усилия будут направлены не на отдельные поставки вооружения и военной техники, а на перевооружение соединений и воинских частей.

В системе военного образования продолжится поэтапная оптимизация. В настоящее время сеть военно-учебных заведений приводится в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах. На основании решения Президента Российской Федерации к 2013 г. будут созданы 10 системообразующих вузов. На правах обособленных структурных подразделений в их состав войдут ныне существующие военные училища и институты. Прорабатывается вопрос подготовки в военно-учебных заведениях сержантов контрактной службы с получением профессионального образования по программам начального или среднего специального образования.

Кроме того, проводится целенаправленная работа по совершенствованию деятельности суворовских военных училищ и кадетских корпусов. С 2009 г. училища перейдут на семилетний срок обучения. Один из вариантов развития и современного оснащения довузовского военного учебного заведения был продемонстрирован Президенту Российской Федерации в Нахимовском военно-морском училище. Уже сегодня там реализуются новые образовательные программы, расширен перечень учебных дисциплин. Оснащены современным оборудованием учебные аудитории. В 2008 году произведен первый набор в Пансион воспитанниц Министерства обороны. В нем начали обучение дочери военнослужащих из отдаленных гарнизонов Вооруженных сил.

Фото www.lenta.ru

Уважаемые товарищи! В соответствии с поставленными задачами считаем необходимым в 2009 г. основные усилия сосредоточить на проведении первоочередных мероприятий по выходу на перспективный облик Вооруженных Сил. До 1 декабря этого года должны быть завершены организационные мероприятия по переводу на новый облик соединений и воинских частей, в том числе требующих передислокации. Финансирование этих мероприятий планируется проводить за счет средств, выделяемых на текущее содержание армии и флота, а также за счет привлечения средств от реализации военного имущества.

Особо хочу сказать о задаче, связанной с принятым 4 февраля 2009 г. решением президентов государств-членов ОДКБ о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Уже на сентябрь 2009 г. запланированы совместные тактические учения Коллективных сил на территории Республики Казахстан. Предполагается оснастить эти силы современным вооружением и военной техникой, специально разработанной формой одежды и экипировкой. С российской стороны в состав Коллективных Сил войдут воздушно-десантная дивизия и отдельная воздушно-десантная бригада. Также значимым мероприятием Вооруженных Сил в этом году будет оперативно-стратегическое учение «Запад-2009». Оно планируется совместно с вооруженными силами Республики Беларусь. Прорабатывается вопрос участия в этих учениях вооруженных сил Республики Казахстан.

Фото www.rusnord.ru

Уважаемые товарищи! В связи с мировым экономическим кризисом возможности государства по финансированию Вооруженных Сил ограничены. В этих условиях усилия руководства Минобороны России направлены на повышение эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов. Приоритетными направлениями финансирования останутся расходы на оснащение Вооруженных Сил новыми образцами вооружения и военной техники, а также на социальное обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Подводя итог, необходимо сказать. Задачи, поставленные перед Вооруженными Силами в 2008 году, в целом выполнены. На сегодняшний день есть четкое понимание перспектив развития армии и флота. Верховным Главнокомандующим сформулированы задачи Вооруженным Силам на ближайшую и долгосрочную перспективы. Качественное выполнение этих сложных и масштабных задач будет зависеть от слаженной, каждодневной, кропотливой работы, ответственности и инициативы высшего командного состава армии и флота.

Сайт создан в системе uCoz