Счетчики







Владимир ПОПОВ: Чтобы иметь шанс и спасти

Владимир Попов

В приведенной ниже статье, кандидат технических наук, генерал-майор Владимир Попов рассматривает роль и значение системы обеспечения безопасности полетов в современных условиях, ее состояние и существующие проблемы, высказывает свое мнение о некоторых причинах, мешающих своевременному проведению поисково-спасательных мероприятий и оказанию помощи людям, терпящим бедствие.

17 октября 2008 г. в 10.40 по московскому времени в Забайкалье при выполнении плановых полетов по техническим причинам потерпел аварию самолет МиГ-29, пилоту которого удалось благополучно катапультироваться. Уже в 10.45 с одного из читинских аэродромов в воздух поднялся вертолет Ми-8 поисково-спасательных сил для обнаружения и эвакуации потерпевшего бедствие летчика. Через 41 минуту после взлета вертолета потерпевший бедствие летчик был доставлен на аэродром постоянного базирования. Можно считать, что в этот день поисково-спасательная работа была успешной. Но всегда ли так эффективно и оперативно работает система…

Авиакатастрофа. Фото www.rambler.ru

Полеты воздушных судов (ВС) и обеспечение их безопасности – вопрос, который задается на протяжении всей истории развития и становления авиации. И волнует он не только авиационных специалистов, но и тех, кто использует этот современный вид транспорта. В действительности обеспечению безопасности полетов изначально придавалось большое значение. Обеспечение безопасности полетов это всегда означало, прежде всего, создание техники, которую можно использовать в соответствии с предназначением при высокой степени эксплуатационной надежности на земле и в воздухе. Кроме того, всегда особое внимание уделялось процессам обеспечения этого вида деятельности вообще. Следует отметить, что именно такой подход к делу признан мировым сообществом. Всестороннее обеспечение позволяет значительно повышать степень безопасности полетов авиации, а в случае возникновения критических ситуаций в полете – способствует уменьшению отрицательных последствий аварийных ситуаций.

Современная система обеспечения безопасности полетов в обязательном порядке включает в себя аварийные и поисково-спасательные мероприятия, как при организации и осуществления полетов, так и при создании воздушных судов, предусматривая технические решения и технологические процедуры, направленные на спасение и сохранение жизни экипажа и пассажиров в экстремальных ситуациях.

Таблица. Фото "Авиапанорама"

Как свидетельствует статистика, в настоящее время в США ежегодно происходит более 4000 аварийных ситуаций при полетах воздушных судов (ВС), из них 3000 авиационных происшествий бывает в районе аэродромов, которые не требуют проведения полномасштабных поисковых работ. Почти 200 происшествий происходит вблизи дорог с почти немедленной фиксацией места аварии ВС на земле. Однако остальные аварийные происшествия в воздухе все же требуют организации поиска потерпевших бедствие, оказания им своевременной помощи, особенно – медицинской, а также проведения срочных эвакуационных мероприятий.

В России условия проведения поисково-спасательных работ (ПСР) осуществлять значительно труднее. При поисково-спасательном обеспечении полетов российской авиации в последние годы приходилось часто разворачивать полномасштабные работы в чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями и катастрофами гражданских и военных самолетов и вертолетов. Данные последних лет полномасштабных ПСР в России в обобщенном виде представлены в таблице.

Авиакатастрофа. Фото images.yandex.ru

Всего же за последние 25 лет в мире произошло более 40 крупных авиакатастроф, в каждой из которых погибало одновременно по 100 и более человек из состава экипажа, пассажиров и пострадавших на земле от падения воздушного судна и его обломков.

При поиске пропавших самолетов и вертолетов вероятность нахождения еще живыми потерпевших бедствие уменьшается с каждым часом. Исследования показывают, что до 60% всех пострадавших в авиационном происшествии могут получить ранения различной степени тяжести, при этом после первых суток пребывания их в аварийной ситуации только 20–25% из всех раненых еще остаются живыми, если им не было оказано первой медицинской и доврачебной помощи. Вероятность обнаружить живыми тех, кто получил травмы, через трое суток без оказания им адекватной помощи извне – вообще крайне мала.

Авиакатастрофа. Фото ekabu.ru

Статистика поиска и спасания говорит о том, что из 100 человек, потерпевших бедствие, 35–40 могут пострадать в результате удара воздушного судна о подстилающую поверхность, например, при вынужденной посадке вне аэродрома. Из них более 20 пострадавших будут иметь серьезные травмы и ранения, при этом по истечении первых суток могут остаться в живых только 4–5 человек из числа раненых. Эти данные подтверждают вывод о том, что поисково-спасательному и эвакуационному обеспечению полетов в современных условиях необходимо уделять должное внимание при организации и проведении полетов. Особое внимание следует обратить на оперативность принятия решения и эффективность мероприятий, направленных на поиск и обнаружение терпящих бедствие, чтобы иметь шанс найти и спасти еще оставшихся в живых членов экипажа и пассажиров.

В центере посика и спасания. Фото В. Попов

Сегодня поиск и спасание является значимым социально-экономическим явлением. Дело в том, что летная деятельность, к сожалению, связана с возможностью внезапного возникновения нештатных ситуаций из-за различных отказов техники на основных этапах полета, а большое количество перевозимых пассажиров требует немедленного реагирования от систем управления и обеспечения полетов. Вообще авиационный поиск и спасание является важной составляющей организации и обеспечения в целом безопасности полетов авиации. Поисково-спасательное обеспечение полетов организуется над сухопутной территорией силами и средствами авиационных частей, подразделений и организаций, над морем – силами флота совместно с авиацией.

Поисково-спасательная группа. Фото В. Попов

В поисково-спасательном отношении вся территория России разделена на зоны и районы ответственности. В каждой из них несут круглосуточное дежурство поисково-спасательные подразделения и формирования, включая поисковые вертолеты и самолеты, в составе экипажей которых находятся спасательные парашютно-десантные группы, медицинский персонал и авиационные спасатели. Обязательно задействуются расчеты командных пунктов и пунктов управления полетами, определенные радиотехнические и радиосвязные средства управления полетами, передачи аварийных сигналов и другой необходимой информации. Для осуществления наземного поиска организуется дежурство подготовленных наземных аварийных и поисково-спасательных команд.

Посиково-спасательный вертолет. Фото "Авиапнорама"

В настоящее время в системе ПСО полетов в России ежесуточно несут дежурство 130-150 воздушных судов (около 30 самолетов и 100–120 вертолетов, 25% от ВВС, около 60% от гражданской авиации и 15% других ведомств), которые располагаются на 90–95 аэродромах и площадках. За период с 1977 года (с момента образования ЕГАПСС СССР) по 01.01.2007 года было проведено 3879 поисково-спасательных работ по воздушным судам, потерпевшим бедствие. При этом было спасено 9917 человек, в том числе 5562 членов летных экипажей. С 2000 по 2005 годы среднее количество таких работ, а следовательно, и авиационных происшествий в России уменьшилось в 5,5 раз, но количество погибших снизилось только в 2,5 раза.

Это говорит о том, что тяжесть авиационных происшествий сохраняется, а значение каждой поисково-спасательной и эвакуационной операции повышается. При этом количество длительно проводимых ПСР (с налетом поисковых воздушных судов 100 и более часов на одно происшествие) не сокращается. К сожалению, за последние десятилетия авиационных поисковиков-спасателей страны преследовали и серьезные неудачи, когда в ходе поисковых мероприятий не удавалось обнаружить некоторые потерпевшие бедствие самолеты и вертолеты.

Совместные учения с зарубежными коллегами. Фото В. Попов

При сохранении серьезности ситуации, в последние 10-15 лет произошло значительное сокращение поисково-спасательных подразделений, команд и специальных воздушных судов. В результате это неизбежно привело к тому, что прикрытие территории России поисковыми самолетами составляет около 70%, а вертолетами – 25-30% от необходимых потребностей. Конечно, при крайней необходимости, к этим работам могут быть привлечены дополнительные нештатные экипажи. Но, как показывает практика, они не имеют достаточного опыта и навыков в поисково-эвакуационных операциях, что непосредственно сказывается на качественных показателях поиска и спасания.

Прошлые успехи отечественного поисково-спасательного обеспечения полетов авиации и космических объектов безоговорочно принимались мировым сообществом авиационных спасателей как эталон организации и осуществления этого вида деятельности, направленного на обеспечение всесторонней безопасности полетов. Но сегодня остается только надеяться, что авиационно-космический поиск и спасание в нашем государстве сохранит свой статус важнейшей составляющей организации и обеспечения авиационной безопасности полетов в современных военно-экономических условиях развития, несмотря на ошибки, допущенные при реформировании системы за прошедшие два года.

Вертолет поисково-спасательной службы. Фото "Авиапанорама"

При этом необходимо учесть и отрицательный опыт поисково-спасательных мероприятий в последних военных конфликтах, а также при обслуживании регулярных полетов воздушных судов в современных условиях. Это во многом поможет образумить многих, кто с позиций только экономии сил и средств, а также выполнения, как считалось, не свойственных задач, рассматривал существующую и надежно работающую систему поиска и спасания, которая функционировала до недавнего времени при Минобороны России. А эта система, как показал прошлый опыт, обеспечивала безопасность полетов всей авиации в российском воздушном пространстве, проявляя, при этом, заботу о престиже и безопасности государства.

По материалам журнала «Авиапанорама» №5-2008

Сайт создан в системе uCoz