Счетчики







Минобороны РФ о системе военной подготовки

Николай Панков. Фото sacramento.russianamerica.com

«Мы наработали предложения по созданию десяти достаточно крупных системообразующих военных учебных заведений. При этом очень важно подчеркнуть, что на данном этапе мы не предполагаем сокращения каких-либо вузов. Все военно-учебные заведения остаются, но они, условно говоря, подводятся под крышу как раз системообразущих вузов», - заявил журналистам статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков.

«Будет военный учебный научный центр - Военно-морская академия. Все существующие институты и училища военно-морского профиля станут структурными подразделениями Военно-морской академии», - пояснил он это на примере военно-морских вузов.

Академия Генерального штаба ВС РФ. Фото А. Соколов

Он отметил, что это, наряду с другими, позволит также решить и некоторые социальные вопросы профессорско-преподавательского состава, поскольку «сейчас идет достаточно активная работа по модернизации вооруженных сил». По его словам, уже сейчас вооруженные силы реально сокращены до 1 млн. 100 тысяч человек, а в течение короткого времени армия будет сокращена до 1 млн. человек, что приведет к сокращению и кадрового заказа на подготовку офицерских кадров. В этих условиях, Минобороны просто обязано «своевременно реагировать и на существующую сеть военно-учебных заведений».

Ранее о проведении радикальных изменений в системе военного образования РФ заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. «Сегодня мы имеем 65 вузов, в том числе 15 академий, 4 военных университета, 46 военных училищ и военных институтов. Вместо этого мы хотим создать 10 системообразующих вузов». По его словам, учебно-материальная база военных вузов в значительной степени устарела, но не может своевременно обновляться из-за бюджетных трудностей. Он сообщил о планах военного ведомства готовить специалистов для себя в гражданских вузах.

Пушка 18 века. Фото А. Соколов

Комментарий справочника «Оружие России»

Необходимость проведения определенных изменений в системе военного образования объективна и обусловлена, в первую очередь, сокращением Вооруженных сил и, как следствие, потребностью в офицерских кадрах. Это не вызывает сомнения, как и то, что реформирование устоявшейся в настоящее время системы военного образования является серьезной проблемой, от эффективности решения которой зависит боеготовность армии. По мнению военных ученых и специалистов, путь создания крупных системообразующих военно-учебных заведений является одним из оптимальных при решении этой проблемы. Однако следует иметь в виду то, что при всех сопутствующих изменениях в обязательном порядке должны быть учтены ряд основополагающих моментов.

Слушатели на занятиях по оперативно-стратегической дисциплине. Фото "Оружие России"

Первый из них и, по сути своей, главный – в обязательном порядке должен быть сохранен кадровый научно-педагогический потенциал, имеющийся в настоящее время в военных академиях и училищах. Военная наука имеет много специфики и требует ее учета при подготовке военных ученых и педагогов, а в ряде случаев, и не традиционных подходов. При этом следует учитывать то, что в процессе подготовки военных научно-педагогических кадров очень большую роль играет личный опыт, который приходит с годами службы в армии. Не допустима ситуация, особенно в военных академиях, когда при проведении занятий по оперативно-тактическим и оперативно-стратегическим дисциплинам слушатели, по опыту службы в войсках и занимаемым в них должностям, превосходят преподавателя.

Слушатели в учебной аудитории. Фото "Оружие России"

Второй, не менее важный момент, требующий особого подхода - отбор кандидатов для работы в системе военной подготовки. Здесь основным принципом должен быть персональный подход. Из практики известно, что кроме войскового опыта будущий преподаватель должен иметь определенные наклонности к педагогической деятельности. Это можно определить еще на стадии его службы в войсках. Однако полноценным и соответствующим занимаемой должности может считаться, как правило, тот преподаватель, который параллельно с педагогической занимается военно-научной и исследовательской работой. Это способствует росту его военного научно-педагогического мастерства, придает ему уверенности и, соответственно, повышает качество его работы. Другими словами, военные педагоги являются «штучным товаром», от уровня специальной подготовки которого зависит уровень подготовки кадров для войск.

Индивидуальная работа со слушателем (сидит). Фото "Оружие России"

То есть, хороший военный педагог сегодня - это специалист в своей области с определенным войсковым опытом и педагогическими наклонностями, активно занимающийся военной наукой, имеющий научную степень и звание доцента (профессора). Поэтому здесь недопустимы случаи, когда на военно-педагогическую работу силовым решением назначают офицеров, которые по различным причинам не могут служить в войсках. Недопустимы и такие случаи, когда отвечающих выше приведенным требованиям военных педагогов увольняют с занимаемой должности из-за достижения ими предельного возраста состояния на военной службе и им не находится места в военно-учебном заведении, где он мог бы продолжать полодтворную деятельность. Нередки случаи, когда несмотря на достаточно солидный возраст педагог вполне трудоспособен и в состоянии продолжать обучение военных кадров.

Третий важный момент – не способствует укреплению потенциала военно-педагогических кадров положение, когда денежное содержание военного педагога, как правило, уступает этому показателю офицерам, проходящим службу в войсках. В этом случае опытный офицер, который может быть приглашен для работы в военно-учебном заведении, просто не согласится на такой переход и в, конечном итоге, армия больше потеряет, нежели выиграет.

Практические занятия со слушателями ВАГШ на аэродроме Кубинка. Фото "Оружие России"

И еще один момент, от которого также зависит качество обучения и подготовки военных кадров. Это современная материальная база военно-научных заведений. Она должна соответствовать современным требованиям и обеспечивать обучение военных специалистов требуемого уровня. И совсем недопустимы случаи, когда в ходе реформирования будут утрачена уже имеющаяся военно-учебная база, которую можно совершенствовать, но не создавать заново. Здесь затронуты лишь отдельные и далеко не последние специфические моменты системы военного обучения. Но уже по инм можно судить о том, насколько сложна система военного обучения и как внимательно следует подходить к ее совершенствованию и реформированию. 

В подтверждение важности сказанного можно привести такой пример. В свое время Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, было запрещено иметь свои вооруженные силы. Однако она смогла сохранить систему подготовки военных кадров, которые в последующем возродили немецкую армию, добившейся заметных успехов в период Второй мировой войны.

Сайт создан в системе uCoz