Счетчики







Россия чтит академика Глушко

В. Глушко. Фото ru.wikipedia.org

2 сентября в России отметили 100 лет со дня рождения академика Валентина Глушко, выдающегося российского изобретателя, внесшего неоценимый вклад в развитие отечественное двигателе- и ракетостроение. По мнению ведущих специалистов, в том числе и генерального конструктора НПО "Энергомаш" академика Бориса Каторгина, «Все однозначно отмечают, что Глушко безусловно внес совершенно выдающийся вклад в развитие отечественного ракетного двигетелестроения и ракетостроения вообще». По его словам «Решения, придуманные им, позволили нашей стране сделать в послевоенные годы такой скачок, что она стала лидером в освоении космического пространства и вообще заняла лидирующее место в ракетно-космической промышленности». В конечном итоге это позволило достичь паритета с США в военной и в космической областях.

ЖРД РД-1Х3 констрerwbb В.Глушко. Фото lori.ru

Многие ракетные двигатели, созданные Глушко, до настоящего времени находятся в эксплуатации. В их числе РД-107 и РД-108, которые стоят на ракете-носителе «Союз». Именно с ее помощью был запущен первый спутник, впервые полетел человек в космос, а также реализуются все пилотируемые программы. Только за период до 1988 г. под руководством В.Глушко было создано более 50 самых совершенных жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД), используемых на 17 боевых и космических ракетах-носителях. Под его непосредственным руководством была создана космическая система многоразового использования «Энергия-Буран» и многомодульная обитаемая орбитальная космическая станция «Мир». Под его руководством проходили работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», а также разработке кораблей «Союз-Т», «Союза-ТМ», грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют». Он участвовал, также, в реализации программы пилотируемых космических полетов, в т.ч. и международных.

Академик В. Глушко. Фото www.buran.ru

Однако не меньшая заслуга Валентина Глушко состоит в создании мощной отечественной школы двигателестроителей, которая с достоинством продолжает его традиции. Это наглядно доказывает научно-производственное объединение (НПО) «Энергомаш» имени Валентина Петровича Глушко. И сегодня, по мнению многих конструкторов и продолжателей дела великого ученого, трудно переоценить вклад в отечественное двигателестроение Валентин Глушко, посвятившего этому всю свою жизнь.

Валентин Петрович Глушко родился 2.09.1908 г. в Одессе, украинец. С 1919 г. по 1924 г. обучался в IV Профтехшколе «Металл» им.Троцкого. В училище руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения (РОЛМ). С 1920 г. по 1922 г. занимался в консерватории по классу скрипки у проф.Столярова, а затем в Одесской музыкальной академии. С 1923 по 1930 гг. состоял в переписке с К.Э.Циолковским. Кроме того, он занимался сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях с целью доказательства необходимости завоевания мирового пространства. По окончании IV Профтехшколы проходил практику на Арматурном заводе «Электрометалл» им. В.И.Ленина. В это же время В. Глушко закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», в газетах и журналах публикует научно-популярные статьи о космических полетах.

ЖРД РД-170 разработки НПО "Энергия". Фото А. Соколов

По путевке Наркомпроса УССР в 1925 г. направляется на учебу в Ленинградский государственный университет, 1 курс которого прослушал как вольнослушатель. В 1926 г. зачисляется на II курс физического отделения физико-математического факультета. В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, В.Глушко предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. 18.04.1929 г. третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием «Металл как взрывчатое вещество» сдается в отдел при Комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные. В начале мая 1929 г. В. Глушко было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения.

15.05.1929 г. В.Глушко зачислен в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. В 1930 г. разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. В 1930 г. в качестве компонентов ракетных топлив В.Глушко предлагает азотную кислоту, растворы в ней азотного тетроксида, перекись водорода и др. Разработано и испытано профилированное сопло, теплоизоляция камеры ракетного двигателя двуокисью циркония и другими составами (патент получен в 1931 г.). В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ работает консультантом в Отделе лабораторий Путиловского завода. За время работы в ГДЛ разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 ... ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе, а также разработал конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100. В январе 1934 г. В.Глушко переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны.

ЖРД РД-180 разработки НПО "Энергия". Фото А. Соколов

В 1933-1934 гг. им прочитаны два курса лекций: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД» в Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского, а в 1935 г. заведует и преподает на Реактивных курсах по переквалификации инженеров при ЦС Осоавиахима. В декабре 1935 г. вышла в свет книга «Ракеты их устройство и применение» под редакцией Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. В марте 1936 г. опубликована работа В.П.Глушко «Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей» (курс лекций). В 1936 г. Глушко получил звание главного конструктора ЖРД. 5.11.1936 г. проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева, а 16.12.1936 г. - первое огневое наземное испытание ЖРД ОРМ-65 на ракетоплане РП-318 конструкции С.П.Королева. 27.08.1937 г. проведены официальные стендовые испытания первого отечественного газогенератора ГГ-1, работавшего на азотной кислоте и керосине со вспрыском воды. В 1937 г. опубликовано 7 статей в сборниках научных работ РНИИ «Ракетная техника». Член научно-технического совета.

В марте 1938 г. В.Глушко был необоснованно репрессирован и по август 1939 г. находился под следствием, осужден Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет, впоследствии оставлен для работы в техбюро. До 1940 г. он работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. За это время были разработаны проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7. В 1940 г. Глушко был переведен в Казань на завод №27, где продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4 Спецотдела НКВД при Казанском заводе №16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.

С.П.Королев  (слева) и В.П.Глушко (справа). Фото kosmobaik.ru

27.08.1944 г. решением Президиума Верховного Совета был досрочно освобожден со снятием судимости, а в декабре 1944 г. назначен главным конструктором ОКБ-СД. С 1944 по 1945 гг. проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. Разрабатывается трехкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг., проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием. В 1945 г. Глушко назначен заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. С июля по декабрь 1945 г. и с мая по декабрь 1946 г. находился в служебной командировке в Германии по изучению трофейной немецкой ракетной техники. 3 июля 1946 г. приказом МАП был перепрофилирован авиазавод в Химках под производство жидкостных ракетных двигателей с перебазировкой коллектива ОКБ-СД из Казани, а В.П. Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456.

29 сентября 1946 г. распоряжением Правительства СССР ОКБ-СД во главе с В.П. Глушко переведено из Казани в Химки. Под руководством В.П. Глушко в 1947 г. проведены государственные стендовые испытания двигателя РД-2 для самолетов. На этом работы над ЖРД малой тяги были завершены и ОКБ переключается на воспроизведение ЖРД РД-100. Первый пуск ракеты Р-1 произведен 17.09.1948 г., а 10.10.1948 г. произведен успешный пуск ракеты Р-1 с ЖРД-100. Продолжаются работы над модификацией двигателя РД-100: РД-101, РД-103, в результате чего 19.04.1953 г. осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 с ЖРД-103.

В.Глушко в Петропавловске-Камчатском. Фото faki.fizteh.ru

Наряду с основной работой с 1947 по 1954 гг. В.П. Глушко читал курс лекций на Высших Инженерных курсах при МВТУ им. Н.Э.Баумана, которые были изданы в 1948 г. под названием «Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе». 23.10.1953 г. В.П. Глушко избран член-корреспондентом АН СССР, а 26.10.1957 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии ему присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР. С 1965 по 1989 гг. председатель Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР, главный редактор энциклопедии «Космонавтика» 1968, 1971 и 1985 гг., с 1969 г. председатель научно-методического совета по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества «Знание». Научный руководитель и ответственный редактор справочника «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания».

Ракетный ЖРБ РД-253 разработки НПО "Энергия". Фото А. Соколов

Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. было создано более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах. 22.05.1974 г. В.П.Глушко назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», в состав которого входило и КБ энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. В результате изменения в схеме управления НПО «Энергия» за В.П.Глушко была сохранена должность генерального конструктора. По его проекту и под его непосредственным руководством создается многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир». Кроме того, он возглавляет работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных.

Юбилейная монета, посвященная 100 летию со дня рождения В.П. Глушко. Серебро, 2 рубля, 2008 г. Фото wikipedia.org

За многолетнюю плодотворную деятельность В.П. Глушко был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий, депутат Верховного Совета 7-11 созывов. Был членом КПСС с 1956 г., избирался делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и членом ЦК КПСС с 1976 г. В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено кратеру на видимой заповедной стороне Луны.

Умер Валенитин Петрович Глушко 10.01.1989 г. в возрасте 80 лет.

Сайт создан в системе uCoz