Счетчики







Важно, чтобы процесс был отстроен и у руля стоял грамотный менеджер

Сергей Чемезов

Совсем недавно, согласно указу президента РФ, 15 самарских предприятий оборонного комплекса вошли в состав государственной корпорации «Ростехнологии». Если добавить к этому, что флагман губернской промышленности ОАО «АВТОВАЗ» вошел в нее чуть раньше, становится понятен масштаб влияния госкорпорации на самарскую экономику. С руководителем «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым побеседовал корреспондент «Волжской коммуны».

- Сергей Викторович, президентский указ о передаче «Ростехнологиям» активов более 400 предприятий машиностроительного комплекса получил достаточно большой резонанс и в стране, и у нас в Самарской области. Хотелось бы услышать, какие цели преследует такая консолидация?

- На эту тему можно рассуждать очень долго, потому что целей и задач перед корпорацией стоит много. Постараюсь выделить главное. Мы должны, причем в самые сжатые сроки, переломить ситуацию в отечественном машиностроении. Именно переломить, потому что тенденция в отрасли печальная, и если сейчас не предпринять радикальных усилий по ее оздоровлению, процесс может стать необратимым.

- Все так серьезно?

- Все очень серьезно. Процессы, которые начались в стране в девяностые годы, больнее всего ударили именно по высокотехнологичным отраслям. Они оказались не готовы к переходу на рыночные рельсы, к конкуренции с мировыми лидерами. Предприятия нуждались в техническом перевооружении, в новых управленческих подходах, в системной государственной политике, направленной на их поддержку. Ничего этого они не получили и наше машиностроение в значительной своей массе пришло в упадок. Оборудование безнадежно устарело, средств в обновление производства ни государство, ни частные собственники предприятий в достаточной мере не вкладывали, научные разработки в отрасли практически не финансировались. Некоторые направления, такие как СВЧ-вакуумную электронику, электронное материаловедение, специальное машиностроение и аналитическое приборостроение, мы потеряли вовсе. Исчезли лидеры отрасли: «НИИ Микроприборов», выпускавший электронику для космоса, МЭЛЗ (электровакуумная техника), солнечногорский ЭМЗ (спецэлектроника), на грани выживания «Пульсар» и «Исток».

- Это похоже даже не на системный кризис, а на агонию. А можно ли ее остановить, или десятилетие коллапса не отыгрывается в современных рыночных реалиях?

- Ситуация критическая по очень многим позициям, но не безнадежная. У государства сегодня есть и понимание, и желание, и воля. И самое главное – возможности ее исправить.

- Вы уже можете оценить, хотя бы приблизительно, объем средств, который потребуется для этого?

- Чтобы ответить на ваш вопрос, нам еще предстоит провести детальный анализ состояния нескольких сотен предприятий. Эта работа уже началась, но вы только представьте, насколько колоссален ее объем. Да и состояние предприятий разное. Около 40 процентов из них не имеет собственных оборотных средств. Их совокупная кредиторская задолженность составляет 160 миллиардов рублей. Самые предварительные и общие оценки показывают, что потребуется порядка 100-150 миллиардов долларов инвестиций, чтобы сделать эти предприятия конкурентоспособными. В одиночку государство, конечно, такую нагрузку не потянет. Поэтому основная ставка будет сделана на привлечение частных инвесторов, в том числе и зарубежных.

- А как вы будете управлять такой махиной?

- Мы предполагаем создать интегрированную структуру с тремя десятками холдингов, часть из них будут сугубо оборонные, часть – гражданские, а часть – двойного назначения. Надо разобраться с собственностью предприятий, не секрет, что некоторые из них в разное время подвергались рейдерским атакам. Необходимо провести финансовый аудит, выстроить грамотное управление. Только после этого можно будет привлекать инвестиции. Вне зависимости от того – государственные они будут или частные.

- Что вы можете сказать о состоянии самарских предприятий, вошедших в «Ростехнологии»?

- В Самарской области представлен практически весь спектр оборонной промышленности: в регионе работают предприятия радиоэлектронной, авиакосмической промышленности, производят боеприпасы. Потенциал огромный, его можно и необходимо развивать. В госкорпорацию «Ростехнологии» передаются госпакеты 15 самарских предприятий. Это такие известные производители и разработчики оборонной продукции, как ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Моторостроитель», ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Гидроавтоматика», ОАО «Полимер» и другие.

Проблемы многих из них типичны для всего оборонно-промышленного комплекса России. Прежде всего, это снижение оборонного заказа в 90-е годы, которое привело, в частности, к высоким задолженностям по налогам и сборам. Я бы хотел поблагодарить Правительство Самарской области, по инициативе которого проведена реструктуризация  долгов таких предприятий. В результате чего заметно улучшилось их финансовое положение, а значит и социальная ситуация в области.

В целом, если выстроить грамотную программу оздоровления проблемных предприятий и обеспечить их стабильным госзаказом, они имеют очень хорошие перспективы для развития. Но научно-производственный потенциал этих предприятий также  может быть широко использован в гражданской сфере, где «Ростехнологии» активно работают. Для этого мы готовы привлекать инвестиции на техническое перевооружение, а также обеспечить рынки сбыта.

Я уверен, что вхождение «самарского куста» в «Ростехнологии» поможет им обеспечить поступательное развитие.  В конечном итоге это даст области не только существенные налоговые отчисления, но и новые рабочие места для жителей губернии, создаст условия для дальнейшего развития высокотехнологичных производств, необходимых экономике страны в целом.

Потихоньку, шаг за шагом, разберемся со всеми проблемами

- Какая проблема оборонных предприятий представляется самой сложной?

- Да все они сложные, какую ни возьми. Задача номер один – техническое перевооружение. Многие предприятия работают на оборудовании, произведенном еще в советский период, используют технологии и управленческие подходы, рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Нельзя сказать, что ничего в этом направлении не делается. Но темпы такие, что если их сохранить, то процесс растянется на … сто лет. Другая проблема – дефицит кадров. Катастрофически не хватает специалистов, людей, готовых работать, а не ищущих что же где стащить. Третья проблема – перекос в рентабельности добывающих и обрабатывающих отраслей. Если в металлургии рентабельность доходит до 40 процентов, в сырьевых отраслях – 25 процентов, в машиностроении, в лучшем случае, 3-4 процента. Какой частник согласится вложить деньги в предприятия с такой рентабельностью? Вот и скажите, какая из этих проблем главная? Они все так переплетены, что решить одну без другой невозможно.

-Звучит впечатляюще. Как вы со всем этим планируете управиться?

- Я верю в поступательность развития. Потихоньку, шаг за шагом, разберемся со всеми проблемами, все выстроим. Другого пути в общем-то нет. Если этим не заняться сейчас, завтра может быть поздно, можно потерять отрасль… А работать мы умеем. У нас отличная команда, наработанная еще в «Рособоронэкспорте». За последние годы объем ВВП в оружейной сфере мы удвоили. Все предприятия, вошедшие в корпорацию, смогут пользоваться нашим опытом, нашими наработками, в том числе и в области маркетинга, возможностями наших представительств в стране и за рубежом. Причем наши успехи   родом не только из оборонки, есть опыт работы и в «мирном» машиностроении.

- Вы имеете в виду АВТОВАЗ?

- Конечно. За три неполных года мы превратили завод в современное предприятие, продукция которого востребована на рынке. Двадцать пять процентов акций продали концерну Renault-Nissan за миллиард долларов. После недавнего собрания акционеров, на котором мы приняли решение о выплате дивидендов и рассказали о своих планах, акции за неделю выросли на 20 процентов. Это уже оценка рынка. Причем произошло это на фоне общей стагнации.  Вот цена прозрачности и предсказуемости.

Работа, требующая твердости и принципиальности в подходах и методах

- АВТОВАЗ, оборонка, «Крылья Советов», которые вы спонсируете. Губернатор Владимир Артяков является выходцем из «Рособоронэкспорта». К Самарской области у вас особое отношение?

- Самарская область – один из стратегически важных регионов России. Здесь сосредоточен мощнейший промышленный потенциал. Здесь крупнейший в стране автозавод – отраслеобразующее предприятие. Здесь космическая промышленность. Здесь серьезный оборонный куст. Плюс стратегически важный транспортный узел - все дороги, идущие в Европу и Азию, проходят через Самарскую область. Добавьте к этому Волгу, собственную нефть и живописную природу. В то же время возможности региона, я считаю, не раскрыты даже наполовину.

- Вы готовы помочь в этом?

- Дело далеко не в моих личных устремлениях. Я человек государственный. Гораздо важнее, что особое значение региона для России хорошо понимают и в администрации президента, и в правительстве. Что такое для страны было потерять АВТОВАЗ? Это банкротство тысяч предприятий в десятках регионах. Это сотни тысяч безработных. Это миллионы людей, если считать вместе с семьями, которые лишились бы средств к существованию. Поэтому наше появление на ВАЗе было вынужденной, но необходимой мерой, слишком уж нехорошие сигналы оттуда поступали. Надо было срочно разрывать этот порочный круг, когда гигантское предприятие, по сути, национальное достояние, работало на кучку криминальных элементов. Это уже не было частным делом самарского губернатора Титова или, скажем, группы СОК, это была реальная угроза национальной безопасности России.

- А почему эта работа была поручена именно «Рособоронэкспорту»?

- Наверно потому, что у нас есть опыт работы  по отстаиванию государственных интересов на мировом рынке вооружений. Это сложная работа, требующая твердости и принципиальности в подходах и методах, а иногда и жесткости.

- Скажите, а сценарий с последующим переходом Владимира Владимировича Артякова с АВТОВАЗа в губернаторское кресло существовал заранее или появился, так сказать, по ходу пьесы?

- Я думаю, предложение возглавить регион стало оценкой руководством страны его действий на автозаводе. А оценки обычно выставляют после сданного экзамена, а не до.

- Сегодня, когда уже несколько выходцев из «Рособоронэкспорта» возглавили регионы, можно ли назвать это тенденцией? Если да, то какой?

- Это можно назвать тенденцией прихода к управлению государством людей подготовленных, людей политически и экономически зрелых, прошедших школу работы в различных государственных органах и организациях. И когда эти люди меняют губернаторов первой волны и начинают знакомиться с доставшимся в наследство хозяйством, то многое становится очевидным. Только удивляться приходится, чем эти люди занимались столько лет, чем руководствовались и как принимали решения, если оставили после себя так много проблем.

- Это ремарка в адрес Самарской области?

- Увы, не только. Это типичная ситуация для большинства регионов, с состоянием которых мне довелось познакомиться не из пиар-источников.

- В последнее время у нас было много разговоров и публикаций о возможном отъезде Владимира Артякова в Москву, «на  повышение». Вы ничего не знаете о существовании таких планов?

- Все эти разговоры лишний раз подтверждают, что этот выбор был сделан правильно. Отрадно, что мой бывший коллега меньше чем за год работы так себя зарекомендовал. Я хорошо знаю Владимира Владимировича. Если он за что-то берется, то доводит порученное дело до конца.

- Вас с Владимиром Артяковым связывали чисто служебные отношения?

- Конечно, нет. Ведь мы проработали вместе более 10 лет. Такой срок, согласитесь, о чем-то говорит. Да и сегодня мы стараемся находить время для встреч. Недавно удалось вместе порыбачить.

- Удачно?

- Да, замечательная получилась рыбалка. Губернатор вытянул крупного жереха. Мои успехи скромнее, но я в следующий раз наверстаю (смеется).

- То есть планов отъезда у губернатора  нет?

- Нет. Он уже живет областью. А если кто-то активно пытается его «проводить», то видно кому-то здесь он здорово мешает.

- Появление в вашей команде известного самарского предпринимателя Владимира Аветисяна породило массу слухов о его возвращении на областную политическую сцену…

- Как говорится, земля слухами полнится… Я уже наслышан, что здесь это одна из местных особенностей, пришедшая из прошлого политического периода. Что касается Владимира Аветисяна, то он известен как опытный топ-менеджер, успешно реализующий масштабные бизнес-проекты. Ему было предложено заняться созданием холдинга по производству современных автокомпонентов для всего российского автопрома. Он согласился. Проект пока на начальной стадии, но работа идет достаточно интенсивно.

Управление регионами – это  не бизнес «Ростехнологий»

- Скажите, а управление российскими регионами – это тоже бизнес?

- Я думаю, что деловой подход должен присутствовать и в управлении регионами тоже. Но он в первую очередь должен сочетаться с социальной ответственностью. Тогда власть станет понятной, эффективной, будет помогать развиваться тем, кто способен это делать, и защищать тех, кто в этой защите нуждается. Но управление регионами – это, конечно же, не «бизнес» «Ростехнологий» или любой другой корпорации. Это, прежде всего, наша общая социальная ответственность. Поэтому мы и живем проблемами этих не чуждых нам регионов.

- «Крылья Советов» - это социальная ответственность?

- По большому счету, да. Когда мы узнали, сколько людей в Самарской области, да и в соседних регионах, боготворят эту команду, мы решили принять участие в ее судьбе. Сильный регион должен иметь сильный футбольный клуб. Тем более, как убедил меня Владимир Владимирович, это только вершина айсберга и профессиональный футбольный клуб должен стать локомотивом для развития детского футбола в регионе. И это, возможно, даже важнее, чем то, какое место займет команда мастеров в этом сезоне. Гораздо полезнее, что местные мальчишки имеют возможность наблюдать за игрой Тихонова, Коллера, Ярошика и пойдут заниматься в секции, а не курить в подворотню.

- Насколько вы амбициозны, как спонсор футбольного клуба? Лигу чемпионов выиграть не мечтаете?

- Я думаю, придут времена, когда нам будет по силам замахнуться и на Лигу, но для этого нужно пройти определенный путь развития вместе со всей областью. Построить новый стадион. Открыть спортивные школы. Растить своих звезд. Последнее «Евро» показало всем, что играть мы умеем, важно чтобы процесс был отстроен и у руля стоял грамотный менеджер. И результат придет. Надо просто работать.

Источник: "Волжская коммуна" Лаборатория буровых растворов от компании миррико.
Сайт создан в системе uCoz