Счетчики







О профессиональных образовательных стандартах

Фото "Авиапанорама"

Проект федерального закона "Об образовании" вызвал значительное оживление в соответствующих слоях российского общества. Свое мнение по проблеме разработки проекта федерального закона "Об образовании" высказывают Алина ГАЙДЕНКО (Комитет по развитию авиационно-космического комплекса ТПП РФ) и Сергей МАЛОВ (ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация") в статье "Профессиональные стандарты: быть или не быть?", опубликованной в журнале "Авиапанорама" №5-6 – 2010 г.

 

Суждение по проблеме в связи с разработкой проекта федерального закона «Об образовании». Будет ли определен правовой статус профессиональных стандартов, порядок их разработки, согласования, изменения и отмены (или признания утратившими силу)? Какой орган (или организация), будет утверждать (или принимать) их? Какой характер должны носить профессиональные стандарты: обязательный или рекомендательный? Каковы место и роль профессиональных стандартов в будущей системе образования? Как должны соотноситься профессиональные стандарты с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями?

 

Если профессиональные стандарты должны быть обязательными, какие требования должны быть первичными, базовыми, основными: требования государственных образовательных стандартов или требования профессиональных стандартов – другими словами, государственные образовательные стандарты должны разрабатываться на основании профессиональных стандартов или, наоборот, профессиональные стандарты должны разрабатываться на основании государственных образовательных стандартов?

 

Ответы на эти и другие вопросы надлежит искать в тексте проекта нового федерального закона «Об образовании» (далее – законопроект). Однако в указанном законопроекте таких ответов нет. Нет их и в действующем законодательстве. Исходя из этого, мы можем попытаться найти ответы на эти вопросы в тех разнонаправленных тенденциях, противоположных точках зрения, которые по данной проблематике высказывают различные эксперты. Как известно, главной целью нового разрабатываемого сейчас проекта федерального закона «Об образовании» является обеспечение комплексной модернизации законодательства России в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования; создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

 

Однако такая модернизация существующей системы образования, по мнению определенной части экспертов, невозможна без ее ориентации на «конечного потребителя» – работодателей и их объединения. В этих целях они считают не просто целесообразным, а необходимым дополнить законопроект понятием «профессиональный стандарт», определить место и роль профессиональных стандартов в системе образования, установить орган, уполномоченный их утверждать, урегулировать соотношение профессиональных стандартов с государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями. Конечно же, данным кругом вопросов проблема дополнения законодательства новым институтом не исчерпывается. Но начинать формализацию таких правоотношений нужно с этого.

 

Данное предложение обусловлено, в частности, нормой части 4 статьи 116 законопроекта, которая устанавливает, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (то есть Министерством образования и науки РФ), с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессиональных стандартов устанавливается перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, включая сроки обучения и присваиваемый по результатам профессионального обучения разряд (класс, категория).

 

Кроме того, в законопроекте встречаются отдельные, разрозненные упоминания неких «профессиональных стандартов». Разработчики проекта указывают на разнообразные «профессиональные стандарты»: в одном случае это «профессиональные (квалификационные) стандарты» (часть 9 статьи 18), в другом «профессиональные стандарты соответствующих отраслей и (или) видов деятельности» (часть 2 статьи 84, часть 4 статьи 116), в третьем случае речь идет о «квалификационной характеристике (профессиональном стандарте)» (часть 1 статьи 120). Однако совершенно очевидно, что в тексте нового законопроекта вышеуказанные нормы носят случайный и бессистемный характер. Что же касается имеющейся практики утверждения профессиональных стандартов, то об этом можно сказать следующее.

 

В настоящее время утверждено всего 20 профессиональных стандартов. Из них: в области авиастроения – 5, в области информационных технологий – 9, в индустрии гостеприимства – 2, в индустрии питания – 2, в сфере монтажа каркасно-обшивных конструкций – 1, в сфере управления организацией – 1. В частности, в авиастроении профессиональные стандарты утверждены в следующих областях профессиональной деятельности: послепродажное обслуживание авиационной техники, прочностные расчеты авиационных конструкций, проектирование и конструирование авиационной техники, проектирование и конструирование механических конструкций, систем и агрегатов ЛА (летательных аппаратов), разработка комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов.

 

Все 20 профессиональных стандартов утверждены одной организацией – Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» (АНО «НАРК»). Учредителями АНО «НАРК» являются Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей». Президентом РСПП утверждены Макет профессионального стандарта и Положение о профессиональном стандарте, в РСПП образована Комиссия по профессиональным стандартам (распоряжения от 28 июня 2007 г. № РП-46 и от 18 апреля 2008 г. № РП-57 соответственно). Комиссия по профессиональным стандартам РСПП «формируется для рассмотрения и принятия решений о введении в действие профессиональных стандартов, разработанных объединениями работодателей, профессиональными сообществами и отдельными организациями» (пункт 1.1 положения о Комиссии).

Фото "Авиапанорама"

АНО «НАРК» в 2008 г. утверждена Методика разработки профессиональных стандартов. В Методику полностью включен Макет профессионального стандарта. Методикой закреплено, что она является неотъемлемой частью пакета нормативных документов, регламентирующих общие правила разработки профессиональных стандартов, их структуру и содержание, закрепленные Положением о профессиональном стандарте и Макетом профессионального стандарта. Однако, несмотря на огромную проделанную работу, в данной сфере пока остается много проблем как чисто теоретического, так и практического порядка.

 

Одной из базовых проблем является отсутствие определения самого термина «профессиональный стандарт». В настоящее время единого определения понятия «профессиональный стандарт» нет. Так, например, во всех утвержденных АНО «НАРК» профессиональных стандартах в области авиастроения данное понятие определяется как многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

 

А в Положении о профессиональном стандарте (утвержденном Распоряжением Президента РСПП от 28 июня 2007 г. № РП-46), профессиональный стандарт определяется как многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям (пункт 1.2.1). Данное расхождение не единственное. Различные эксперты в данной области предлагают свои определения данного термина и обосновывают его. Очевидно, что выверенный, согласованный, непротиворечивый глоссарий является залогом успешного применения нормы закона.

 

Ведь, кажется, еще Аристотель говорил о том, что если бы люди вкладывали в одни и те же слова одно и то же значение, понимали их одинаково – половины войн в мире бы не было. Тем не менее, данная проблема – не единственная. На наш взгляд, второй, не менее важный вопрос, требующий своего разрешения, возникает при сопоставлении содержания уже утвержденных профессиональных стандартов с содержанием квалификационных требований. На федеральном уровне в настоящее время квалификационные требования в соответствии с федеральными законами и в пределах установленной сферы деятельности устанавливают Президент и Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Генеральная прокуратура и Центральный Банк Российской Федерации.

 

Утвержденные АНО «НАРК» профессиональные стандарты, также как и квалификационные требования, утвержденные, например, Президентом Российской Федерации и вышеуказанными органами и организациями, содержат требования к образованию, стажу или опыту работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. При этом фактически, по сравнению с квалификационными требованиями, профессиональные стандарты не содержат предметно-конкретизированных требований к профессиональным навыкам и умениям, и представляют собой лишь в некотором роде расширенные квалификационные требования путем включения в них (профессиональные стандарты) части должностных инструкций той или иной номенклатуры должности.

 

В отличие от квалификационных требований, профессиональные стандарты содержат описание некоторых действий, которые должен совершать представитель той или иной профессии. Причем описание умений и знаний, необходимых для выполнения указанных действий, профессиональные стандарты содержат не всегда. Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что проблема введения профессиональных стандартов в проект федерального закона «Об образовании» сама нуждается в широкой общественной дискуссии и осмыслении. А ответ на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, полностью зависит от результатов такого осмысления.

Вы можете купить бесплатные консультации по жилищному вопросу в нашей фирме.
Сайт создан в системе uCoz