Счетчики







Отечественное двигателестроение нуждается в долгосрочной программе своего развития

Виктор Чуйко (справа). Фото А. Соколов

Это мнение было высказано на пресс-конференции, посвященной предстоящему открытию 10 Международного Салона "Двигатели-2008", который состоится 15-19 апреля 2008 г. в Москве (ВВЦ, 57 павильон).

Виктор Чуйко (Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" – АССАД), отметив успехи предприятий и организаций АССАД, сказал, что "Сегодня главная нерешенная проблема – отсутствие четкой программы разработки и производства авиационных двигателей на долгосрочную перспективу". Это сказывается на стабильности и эффективности работы всех предприятий этой важнейшей отрасли современного машиностроения, являющейся своего рода показателем научно-технического прогресса любой развитой страны. По его словам принятие такой программы ожидается в этом году. В качестве других важных проблем для разработчиков и производителей авиационных двигателей сегодня является острая нехватка квалифицированных инженерно-технических работников (около 9 тыс.) и рабочих (более 21 тыс.), падение в последние 3 года рентабельности производства, что связано с непредсказуемым ростом продукции металлургии за этот же период времени почти в 3 раза (в структуре себестоимости двигателей эта составляющая повысилась с 30% до 60%) и падением курса доллара, в связи, с чем прямые убытки предприятий составили около 3 млрд. руб. только за прошлый год. В качестве положительного В. Чуйко отметил продолжающуюся реструктуризацию авиадвигателестроительных предприятий, которая должна улучшить условия и результаты их деятельности.

Владимир Скибин. Фото А. Соколов

В выступлении генерального директора ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" Владимира Скибина прозвучала большая озабоченность усиливающейся тенденцией по закупке авиационных двигателей (около 2,5 тыс. на 1 млрд. дол.) иностранного производства, а также возможным снижением тарифных пошлин практически на все двигатели, мощностью 500 л.с. и более. Это выгодно для эксплуатантов, но в конечном итоге, отвечая на свой же вопрос - что будет тогда в России, он сказал, "Получится из нее сырьевой придаток и ничего другого". Это он подтвердил тем, что авиационное двигателестроение является локомотивом развития более чем 30 направлений науки и техники (в США этот показатель составляет 57).

Двигатель ПС-90A2. Фото А. Соколов©

В. Скибин указал, что руководство страны это понимает и принимает чрезвычайные меры. С этой целью было разработано и представлено в Правительство несколько вариантов Стратегии развития авиадвигателестроения, на последний из которых уже есть заключение, которая может быть завершена уже к сентябрю 2008 г. Оба документа предполагаются ввести в действие с 2009 г. и 2010 г. соответственно. В частности, Стратегией предусматривается создание 2 типов двигателей нового поколения с самыми высокими параметрами, по одному для боевого истребителя и самолетов гражданской авиации. Как сказал В. Скибин, "В них должны быть сосредоточены все технологические достижения и решения. Решив эту задачу, мы будем способны создать любой двигатель, а государство будет авиационной державой". Предполагается, что Стратегия двигателестроения будет тесно взаимосвязана со Стратегией развития авиапрома и существующими ФЦП.

Подчеркнув, что мировой рынок авиадвигателестроения по прогнозам специалистов на период до 2025 г. оценивается в более чем 550 млрд. долл., В. Скибин сказал, что "В создании перспективных двигателей должно участвовать государство. Это подтверждает опыт ведущих стран Запада и США. Без этого ничего хорошего ждать не приходится".

Евгений Каблов. Фото А. Соколов

Генеральный директор ФГУП "ВИАМ" ГНЦ РФ Евгений Каблов остановился на некоторых вопросах, от решения которых зависит дальнейшее развитие отечественного двигателестроения в частности и авиационно-космической промышленности в целом. Важнейшим из них сегодня он считает четкое определение и управление государственным сектором науки. Отметив, что благодаря его наличию в СССР был создан мощный научно-технический задел, он сказал, "Сегодня мы не можем жить и развиваться на заделе, созданном в 80 гг., а для нового необходимы программы, финансирование и главное – решить, что такое госсектор науки. Государство должно оставить за собой то, что необходимо ему для выполнения своих конституционных обязанностей". По мнению Е. Каблова, государство не должно препятствовать развитию корпоративной науки, но и не давать ей преференций по отношению госсектора науки. Корпоративная наука создается и развивается для решения текущих проблем, а в перспективные проекты только государство может и обязано вкладывать необходимые средства. К госсектору науки следует, по словам Е. Каблова, относить "… не по форме собственности, а по функциям, которое выполняется предприятие в интересах государства".

По его словам, сегодня насчитывается почти 3000 предприятий и организаций, которые в той, или иной степени занимаются наукой, на которую выделяется достаточное количество средств. Однако при таком количестве и отсутствии четкого учета, эффективность от таких вложений ниже, чем следует ожидать. В качестве положительного примера он привел НАСА, которое в США является единственной структурой с широкими полномочиями и ежегодным бюджетом в 13 млрд. дол. Именно оно осуществляет дальнейшее распределение бюджетных средств путем привлечения разработчиков и производителей на конкурсной основе с конечным представлением действующего образца того или иного изделия. Как отметил Евгений Каблов, "Это первое что надо сделать, если не хотим потерять способность создавать газотурбинные двигатели. Сегодня они производятся всего 5 странами, куда пока входит и Россия. Но наш потенциал среди них уже уменьшился".

Пресс-конференция в ИТАР-ТАСС. Фото А. Соколов

В числе других проблем, требующих быстрого решения, генеральный директор ФГУП "ВИАМ" Евгений Каблов отметил технологическое переоборудование, особенно в области спецметаллургии, без чего наша продукция не будет конкурентоспособной, четкое определение объемов государственного заказа по двигателям и самолетам, а также срочное решение кадрового вопроса. Как считает Евгений Каблов, "Кадры – важнейший вопрос, без решения которого мы не будем в состоянии производить ни одно изделие. Сегодня рабочих надо учить как инженеров, а инженеров как ученых".

Выступая в поддержку необходимости длительной одноуровневой системы подготовки высококвалифированных специалистов, перечень которых был определен еще советской традиционной системой подготовки инженеров, он подтвердил целесообразность этого письмом президента США, которое было написано в 2006 г. американским конгрессменам. В нем было сказано о том, что проблемы авиационно-космической отрасли США обусловлены низким уровнем подготовки специалистов в области физики, химии и математики. В результате было понято решение о выделении 10 млрд. дол. на поднятие уровня подготовки школьников по этим предметам и длительной непрерывной специализированной подготовки в университетах специалистов авиакосмической направленности. Е. Каблов сказал, "Надо переходить к системе госзаказа на подготовку специалистов". Решению кадровой проблемы, по его мнению, будет способствовать также и то, что работу на оборонных предприятиях следует рассматривать в качестве альтернативной службы. В завершение Евгений Каблов сказал: "Пора начинать персональный спрос с каждого на своем посту".

Сайт создан в системе uCoz