Счетчики







Памяти испытателя

Мельников Сергей Николаевич. Фото "Сухой"

Компания "Сухой" с прискорбием сообщает, что после тяжелой и продолжительной болезни скончался известный летчик-испытатель Сергей Николаевич Мельников. Об этом сообщила пресс-служба компании. 

Мельников С.Н. родился в городе Жуковский Московской области 7 июля 1959 г., на летной работе с 1976 г. После окончания Ейского высшего авиационного училища летчиков проходил службу в Военно-воздушных силах. В 1985 г. поступил в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности, после окончания которой в 1987 г. получил квалификацию летчика-испытателя 3 класса и был направлен в "ОКБ Сухого". За время летной работы Мельников С.Н. освоил более 40 типов летательных аппаратов. Имел налет более 2900 часов, из них 2000 часов -испытательные. В 1989 г. без отрыва от основной работы закончил Московский авиационный институт.

В "ОКБ Сухого" зарекомендовал себя как высококвалифицированный летчик, талантливый инженер, активно участвующий в создании новых образцов авиационной техники, как на этапе проектирования, так и доводки ее в процессе летных испытаний. Выполнял программу испытаний первой категории сложности самолетов Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, а также многофункционального истребителя корабельного базирования Су-33. Мельников С.Н. летал смело, уверенно и с большим желанием. Техника пилотирования и самолетовождения отличные. Летал днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

В сложной воздушной обстановке действовал спокойно, уверенно, что не раз помогало ему благополучно завершить полет и предоставить конструкторам и инженерам бесценную информацию о возникших неисправностях и отказах самолета. Особая заслуга принадлежит Мельникову С.Н. в проведении испытаний и сдаче на вооружение самолета палубного базирования Су-33. В 1989 г. он был включен в группу летчиков-испытателей "ОКБ Сухого", направленных в г. Саки на наземный взлетно-посадочный комплекс для проведения наземных испытаний по трамплинному взлету и посадке с торможением аэрофинишером с зацеплением за трос самолета Су-27К (Су-33).

Летчик-испытатель Мельников С.Н. отработал всю программу испытаний, возложенную на него, выполнив более 500 посадок на аэрофинишер с различными вариантами заправок топливом и подвесок вооружения. Материалы, полученные по результатам проведения испытаний на наземном взлетно-посадочном комплексе, были использованы при проектировании и создании первого тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) "Адмирал Кузнецов".

После постройки крейсера "Адмирал Кузнецов" Мельников С.Н. приступил к испытанию и доводке самолета Су-33 в условиях открытого моря. Он одним из первых летчиков страны выполнил посадку на палубу авианесущего крейсера. В дальнейшем он произвел более 500 посадок на корабль в условиях продольной и поперечной качки, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Мельников С.Н. в совершенстве овладел искусством пилотирования корабельным истребителем Су-33 и стал одним из первых инструкторов палубных летчиков.

Им была разработана специальная методика подготовки летчиков авиации ВМФ. После перебазирования авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" из акватории Черного в Баренцево море на Мельникова С.Н. была возложена ответственность за проведение дальнейших испытаний самолета Су-33 и подготовку летчиков 279 Отдельного Корабельного истребительного авиационного полка ВВС Северного Флота. Особое мужество и отвагу проявил Мельников С.Н. во время подготовки к боевому походу ТАКР "Адмирал Кузнецов" с самолетами Су-33 на борту.

В октябре 1995 г., при отработке складывания крыла в режиме предельных ветровых нагрузок на палубе авианосца, был поврежден левый крыльевой топливный бак самолета Су-33, что потребовало ремонта исключительно в заводских условиях. Впервые в мировой практике палубной авиации Мельников С.Н. осуществил взлет на самолете с вытекающим из крыла топливом с палубы стоящего у причала крейсера.

В штатных условиях взлет истребителя может проводиться с палубы только движущегося с определенной скоростью корабля. В результате проведенной беспрецедентной операции самолет в аварийном состоянии в сложных метеоусловиях практически при отсутствии видимости был перебазирован из бухты Ведяево на аэродром города Североморска, а после устранения течи - в город Жуковский для ремонта.

В конце 1995 - начале 1996 г. Мельников С.Н. в качестве летчика-испытателя принимал участие в четырехмесячном автономном первом боевом походе "Адмирала Кузнецова", где провел испытания систем вооружения, применяемых на истребителе Су-33, и подтвердил широкие боевые возможности. В условиях боевого похода ТАКР "Адмирал Кузнецов" в 1995-1996 гг. в Северном, Норвежском, Средиземном морях, Атлантическом океане Мельников С.Н. провел большой объем испытаний самолета Су-33 в сложной гидрометеообстановке при шторме до 6 баллов и предельно допустимой качке корабля, что позволило в дальнейшем обеспечить полеты строевым летчикам Морской авиации ВМФ.

Как одному из лучших летчиков России Мельникову С.Н. поручалось первым подниматься в воздух на самолете Су-33 на боевое дежурство в открытом океане для выполнения автономных полетов на предельные расстояния от авианосца без запасных аэродромов, в условиях радиомолчания, независимо от метеоусловий. Отсутствие запасных аэродромов предполагало катапультирование летчика при возникновении серьезных аварийных отказов техники.

Однако в экстремальных условиях Мельников С.Н. сумел избежать покидания самолета и сохранил дорогостоящий истребитель, осуществив уникальную посадку на палубу авианесущего крейсера в открытом море при обрыве трех приемных тросов аэрофинишера из четырех штатных и невозможности быстрой замены тросов на палубе корабля в темное время суток. В Средиземном море Мельников С.Н. неоднократно вылетал на перехват американских и израильских самолетов, стремящихся приблизиться к авианосцу "Адмирал Кузнецов".

Своими умелыми действиями и маневрами завязывал учебный воздушный бой, вынуждая иностранных летчиков удалиться от места проведения учебно-тренировочных полетов строевых российских летчиков, осваивавших взлет и посадку на палубу корабля. Мельников С.Н. личным примером и мужеством, методической подготовкой в значительной степени помог летному составу Морской авиации ВМФ в освоении корабельного самолета Су-33 и принятии его на вооружение ВВС РФ в 1998 г.

В августе 1999 г. Мельников С.Н. совместно с летчиком-испытателем Пугачевым В.Г. впервые поднял в воздух опытный учебно-боевой истребитель корабельного базирования, являющийся модификацией самолета Су-33 и прообразом самолета пятого поколения для морской авиации. Первый полет, имевший беспрецедентную длительность 45 минут вместо обычных 10-15 минут, благодаря мужеству и отваге высокопрофессиональных летчиков-испытателей, подтвердил многие характеристики самолета в широком диапазоне применения.

При этом работа была выполнена в присутствии высшего командования ВМФ и многочисленных представителей средств массовой информации. В 2003 г., являясь опытнейшим летчиком по морской тематике, в том числе инструктором, Мельников С.Н. выполнил сопровождение от ОКБ Сухого подготовку летчиков авиации Северного Флота, в том числе молодых, впервые готовящихся к корабельным взлетам и посадкам, в Крыму на комплексе "НИТКА" и на палубе авианосца "Адмирал Кузнецов".

С 2001 г., как заместитель начальника летной службы летно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого и руководитель полетов, С.Н. Мельников провел большую работу по организации проведения летных испытаний многочисленных опытных образцов боевой авиационной техники марки "Су" и омоложению летного состава. Наряду с этим внес большой личный вклад в отработку новейших авиационных комплексов в качестве летчика-испытателя высокого класса.

В 2005-2007 гг. С.Н. Мельников периодически привлекался для подготовки летчиков и облета самолетов и корабельного оборудования после длительных перерывов в работе авиации Северного Флота. В 2003-2009 гг., являясь ответственным руководителем от ОКБ Сухого, занимался непосредственной подготовкой летных экипажей и проведением авиасалонов "МАКС", а также международных выставок в Ле Бурже (Франция), Ланкави (Малайзия) и Джухае (КНР).

Участвовал в испытаниях самолетов Су-30 и его модификаций, авиационных комплексов Су-24М и Су-34. В 2007-2008 гг. проводил в составе группы летчиков-испытателей ОКБ Сухого обучение летчиков военно-воздушных сил Алжира и Малайзии для самолетов семейства Су-30МКИ в рамках военно-технического сотрудничества. В 2008 г. впервые, а затем в 2009 г., в качестве командира экипажа самолетов Су-30МКМ и Су-30МК2, провел уникальные испытания по дозаправке наших истребителей в воздухе от танкера НАТО КС-130 "Геркулес" с новым унифицированным подвесным агрегатом заправки (УПАЗ) в неисследованном до этого диапазоне скоростей.

В ноябре 2008 г., на завершающем этапе подготовки авиагруппы ВВС Северного Флота к выполнению задач боевой службы на ТАКР "Адмирал Кузнецов", Мельников С.Н. вновь проявил высочайший профессионализм, мужество и отвагу, лично перебазировав на авианесущий крейсер палубные истребители Су-33 в условиях полярной ночи, чем обеспечил в дальнейшем успешное выполнение особо важного мероприятия.

В 2009 г., в рамках военно-технического сотрудничества с Индонезией, направлялся в длительную зарубежную командировку для обучения летного состава инозаказчика полетам на сверхманевренном истребителе семейства Су-30МКИ. За героизм и мужество, проявленные при испытании при испытаниях авиационной техники, Мельникову С.Н. были присвоены звания Героя Российской Федерации и заслуженного летчика-испытателя РФ, он также был награжден орденом Почета и медалями.

Память о Сергее Николаевиче Мельникове навсегда сохранится в наших сердцах.

Сайт создан в системе uCoz