Счетчики







Грузия восстановила военный потенциал

Фото e-vox.ru

За два прошедших с момента завершения операции по "принуждению Грузии к миру" года режим Саакашвили за счет помощи из-за рубежа восстановил военный потенциал Грузии. По информации ЦАМТО, на текущий момент военный потенциал Грузии существенно превышает уровень, имевшийся на момент начала агрессии против Южной Осетии.

Это связано, в основном, с тем, что мировое сообщество так и не приняло предложение России о введении международного эмбарго на поставки в Грузию вооружений и военной техники. Восстановление военного потенциала шло по трем основным направлениям. Это инфраструктура (базы и другие военные объекты), закупка военной техники для восполнения потерь и совершенствование обучения военнослужащих грузинской армии.

122-мм гаубица Д-30А. Фото А. Соколов

Закупка военной техник для восполнения потерь

На момент завершения конфликта потери в технике Вооруженных сил Грузии составили 6-8 самолетов, 16-20 танков, 14-18 БМП и БТР, 2-3 пусковых установки РСЗО и РЛС. По данным российских СМИ, на территории Южной Осетии было захвачено 65 грузинских танков. Из них 44 ОБТ были вывезены в Россию. Остальные танки были уничтожены на месте по причине неисправности, либо полной непригодности к эксплуатации.

Были также захвачено 5 ПУ ЗРК "Оса", 15 БМП-2, несколько 122-мм буксируемых гаубиц Д-30, а также 15 бронеавтомобилей "Хаммер". Значительное количество техники было захвачено на грузинских военных базах. Так, в Гори при отступлении грузинские войска оставили 15 танков T-72, несколько десятков бронированных машин и артиллерийских систем вместе с боеприпасами, часть которых была уничтожена или эвакуирована в Россию.

Большое количество стрелкового оружия было вывезено в качестве трофеев с базы в Сенаки. В ходе боевых действий было уничтожено или повреждено 15 ед. надводных кораблей, в том числе несколько патрульных катеров. Однако эти потери не столь значительны по сравнению с тем, что имелось на вооружении армии Грузии.

152-мм самоходная гаубица "Акация". Фото А. Соколов

По состоянию на 1 января 2008 г. на вооружении ВС Грузии имелись следующие виды вооружений. Бронетехника: 196 ОБТ Т-72, 62 ОБТ Т-55/АМ2, 60 БМП-1, 85 БМП-2, 2 БТР-60ПБ, 17 БТР-70, 27 БТР-80, 11 БРМ-1К, 51 бронемашина типа МТ-ЛБ. Артиллерийские системы: 100-мм орудия Т-12 – 40 ед., 122-мм орудия Д-30 – 83 ед., 152-мм орудия 2А36 – 3 ед., 152-мм орудия 2А65 – 11 ед., 152-мм САО 2С19 – 1 ед., 152-мм САО 2С3 "Акация" - 13 ед., 152-мм САО "Дана" - 24 ед., 203-мм САО 2С7 "Пион" - 6 ед. Минометы: 60-мм S6-210 – 30 ед., 82-мм M-69 – 25 ед., 100-мм M-57 – 50 ед., 120-мм М-43 – 31 ед., 120-мм УБМ-52 – 25 ед.

ПТУР: "Фагот" - 56 ед., "Конкурс" - 758 ед., "Комбат" - 400 ед. РСЗО: 122-мм RM-70 – 6 ед., 122-мм БМ-21 – 16 ед., 160-мм LAR – 4 ед., 262-мм M-87 "Оркан" - 4 ед. Учебно-бовые самолеты: L-39 "Альбатрос" - 8 ед., Су-25УБ – 1 ед., L-29 "Дельфин" - 9 ед. Штурмовики: Су-25 – 5 ед., Су-25К – 17 ед. Вертолеты: UН-1Н "Ирокез" - 7 ед., Ми-2 – 2 ед., Ми-8Т – 4 ед., Ми-24 – 9 ед. БЛА: "Гермес-450" - от 8 до 16 ед. ЗСУ и ЗУ: 23-мм ЗСУ-23-4 "Шилка" - 4 ед., ЗУ 23-мм ЗУ-23-2М – 12 ед.

Военно-морская техника: десантные катера – 4 ед., артиллерийские катера – 2 ед., патрульные катера – 34 ед., ракетные катера – 1 ед., минно-тральный корабль – 1 ед.  Средства ПВО: ПЗРК "Гром" - 30 ед., "Стрела-2М" - более 200 ед., ПУ ЗУР "Бук-М1" - 6 ед., "Круг" - 40 ед., "Оса-АКМ" - 4 ед., С-75/125 – 35 ед.

ЗРК "Бук-М1". Фото А. Соколов

К моменту агрессии против Южной Осетии, то есть за 7 месяцев 2008 г., по ряду видов военной техники были осуществлены очень значительные поставки. Следует отметить, что как до момента агрессии против Южной Осетии, так и после него наряду с декларированным экспортом вооружений в Грузию, многие страны практиковали с режимом Саакашвили так называемый "черный" и "серый" экспорт ВиВТ. Особенно это стало характерным в постконфликтный период.

Огромное количество вооружений было передано бесплатно, либо по демпинговым ценам. В основной своей массе вооружение поставлялось из наличия ВС соответствующих стран. Многие сделки осуществлялись секретно и нигде не декларировались. С точки зрения военно-технического сотрудничества в последние годы Грузию можно охарактеризовать как "черную дыру". В этой связи военный экспорт в Грузию в период после завершения конфликта и вплоть до настоящего времени полностью просчитать невозможно.

Тем не менее, определенная статистика имеется и постоянно пополняется, поскольку данные о многих реализованных контрактах становится известными значительно позднее после фактической передачи вооружений. На текущий момент ЦАМТО оценивает идентифицированный экспорт вооружений в Грузию в последние два года в пределах от 20% до 25% от его реального объема. Однако даже по идентифицированным поставкам, перечень которых приведен ниже, можно судить о том, что военный потенциал Грузии в части оснащения ВиВТ не только восстановлен, но и превышает довоенный уровень.

Вертолет Ми-8. Фото А. Соколов

Украина. Грузия выбрала Украину в качестве стратегического союзника в сфере поставок вооружений и военной техники. Активные поставки вооружений в Грузию Украина осуществляла вплоть до момента избрания президентом Виктора Януковича (то есть до февраля 2010 г.).

Согласно данным МО РФ, обнародованным вскоре после окончания конфликта, Украина планировала поставить Грузии 25 БТР-80, 20 БМП-2, 3 РСЗО «Смерч», 12 ед. 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 50 ПЗРК «Игла-1» и 400 ракет к ним, 10 боевых вертолетов, 300 снайперских винтовок СВД, 10 тыс. автоматов АК-74, 1 тыс. РПГ-7В, 60 млн. патронов 5,45x39, 30 млн. патронов 7,62x39, 5 тыс. выстрелов к РПГ-7В, противотанковые мины (25 т), противопехотные мины (70 т), 100 двигателей для танков Т-55.

Кроме того, "Укрспецэкспортом" были подготовлены документы на поставку в Грузию технических комплектов для штурмовиков Су-25. В четвертом квартале 2008 г. планировалось поставить в Грузию 12 новых ОБТ Т-84У «Оплот». Большая часть приведенных выше данных не поддается контролю и идентификации. Ниже приведены только идентифицированные поставки.

В 2009 г. Украина поставила Грузии 10 ОБТ Т-72, а также 3 БТР-80 из состава ВС (оценочная стоимость 3,3 млн. дол). В том же году был завершен контракт на поставку 25 БТР-70 (оценочно, в 2009 г. была поставлена последняя партия в 10 машин). Кроме того, в 2009 г. было поставлено 20 ПЗРК «Игла» из состава ВС (оценочно 1 млн. дол), 40 ед. ПЗРК «Стрела» из состава ВС (2 млн. дол) и очередная партия ПТУР «Комбат» (количество не известно).

До конфликта было поставлено 400 ПТУР данного типа. На 2008 г. была запланировано поставка 4 РЛС РЭР «Кольчуга-М» (ранее была поставлена одна станция). Возможно, не все РЛС РЭР в 2008 году были поставлены до августа. В этом случае часть поставок пришлась на конец 2008 г. В июле 2009 года бывший гендиректор госкомпании «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук заявил, что «Украина выполняла и продолжает выполнять заключенные ранее контракты по поставкам вооружения в Грузию».

С. Бондарчук подтвердил факт поставок в Грузию ЗРК «Оса», «Бук», РЛС РЭР «Кольгуга-М», вертолетов Ми-8 и Ми-24, БМП, стрелкового оружия (большая часть этих поставок была реализована до начала конфликта).

БЛА Hermes. Фото www.lenta.ru

Израиль. В 2006-2008 гг. Израиль осуществлял программу по модернизации 165 ОБТ Т-72 до уровня Т-72-SIM-1 (100 млн. дол). По имеющимся данным, до начала конфликта эта программа не была реализована полностью. То есть, вероятно, несколько десятков ОБТ (предположительно 35 ед.) могли быть модернизированы уже после завершения боевых действий. ВС Грузии в 2006 г. заказали 40 БЛА «Гермес-450» на сумму около 400 млн. дол.

В 2007-2008 гг. было поставлено от 8 до 16 БЛА. Остальные поставки рассчитаны на период 2009-2011 гг. (оценочно по 8 БЛА в год). По имеющимся данным, Израиль не ограничивался поставками Грузии беспилотных летательных аппаратов. В частности, Израиль планировал поставить для грузинской армии крупную партию стрелкового оружия и боеприпасов через болгарскую фирму "Арсенал" - 50 тыс. автоматов АКС-74, около 1 тыс. гранатометов РПГ-7 и почти 20 тыс. 40-мм гранат к ним, а также около 15 тыс. 5,56-мм штурмовых винтовок.

Инструктор США в Грузии. Фото evrazia.org

Болгария. В 2009 г. из состава ВС Болгарии для ВС Грузии было поставлено 12 ед. 122-мм орудий полевой артиллерии Д-20 (оценочно 2 млн. дол), а также 12 ед. 122-мм РСЗО RM-70 (оценочно 6 млн. дол).

Турция. В 2009 г. Турция передала ВС Грузии 70 БТР Ejder (40 млн. дол). В 2009 г. был завершен контракт на поставку 100 бронемашин «Кобра». Оценочно, в 2009 г. были поставлены последние 30 бронемашин «Кобра». Для Береговой охраны Грузии в 2009 году Турция поставила патрульный катер (тип не известен).

Франция. Летом 2010 г. компания «Еврокоптер» подписала с Грузией меморандум о намерении по закупке двух вертолетов AS-332 «Супер Пума» с поставкой в 2012 гг. (оценочно 30 млн дол).

США. В сентябре 2009 г. США предложили поставить Грузии крупную партию вооружений, военной техники и боеприпасов на сумму более 100 млн. дол. По имеющимся данным, в ответ на просьбу официального Тбилиси об оказании военной помощи, Грузии было направлено предложение по поставке комплексов ПВО, ПТРК, автоматического стрелкового оружия и боеприпасов к ним.

Предлагаемая номенклатура вооружений включала ЗРК «Пэтриот», ПЗРК «Стингер» и «Игла-3» в носимом и возимом вариантах, ПТРК «Джавелин» и «Хелфайр-2», а также большое количество патронов для стрелкового оружия. Достоверных данных о реализации всех или части этих поставок не имеется. Следует отметить, что наибольшие финансовые ресурсы в плане оказания военной помощи Грузии в постконфликтный период США сосредоточили не на поставках вооружений, а на восстановлении военной инфраструктуры и обучении личного состава армии Грузии.

В целом идентифицированный импорт вооружений Грузии в 2009 году составил 65 млн. дол против 85,2 млн. дол в 2006 г., 247,6 млн. дол в 2007 г. и 265,7 млн. дол в 2008 г. Это говорит о том, что поставки в постконфликтный период носили крайне закрытый характер.

Фото nato.blox.ua

Восстановление военной инфраструктуры. В ходе боевых действий наибольший материальный урон был нанесен военной инфраструктуре Грузии. Это военные базы, склады, аэродромы, порты и средства коммуникации. Послевоенное восстановление инфраструктуры ВС Грузии стало самым дорогостоящим мероприятием. Оно проводилось, преимущественно, за счет финансирования из внебюджетных источников. Это различного вида помощь, которую оказывали западные страны на «восстановление» экономики Грузии.

В частности, на восстановление инфраструктуры были направлены средства «военно-гуманитарной помощи» США и НАТО. В целом США зарезервировали на оказание военной помощи Грузии 1 млрд. дол. Часть этих средств уже израсходована в период после августа 2008 г. Аналогичную помощь оказывал Североатлантический альянс в рамках программ, направленных на укрепление обороны, экономики и безопасности Грузии.

Подготовка личного состава грузинской армии. Боеготовность и моральный дух грузинской армии были признаны по итогам конфликта крайне низкими. В этой связи США сосредоточили особое внимание на дальнейшей подготовке военнослужащих ВС Грузии. В январе 2009 г. между двумя странами была подписана «Хартия о стратегическом партнерстве», в соответствии с которой США взяли на себя обязательство по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны. При этом под термином «укрепление обороноспособности Грузии», подразумевалось, прежде всего, обучение и подготовка личного состава ВС Грузии, что было признано гораздо более важным, чем поставки вооружений.

В августе 2009 г. военные инструкторы США начали в Грузии 6-месячную программу подготовки военнослужащих, которые весной 2010 г. были направлены в Афганистан. Ротация грузинского батальона в Афганистане проходит один раз в полгода, поэтому в 2010 г. американские инструкторы подготовят в Грузии еще два батальона. Ротация контингента ВС Грузии в Афганистане является также удобным поводом для негласной передачи американских вооружений Грузии.

Отправка грузинского контингента и техники из Афганистана в Грузию осуществляется военно-транспортными самолетами США и никем не контролируется. То есть вместе с ротацией грузинского контингента не исключен вариант параллельной поставки вооружений, находившихся в эксплуатации в составе ВС США в Афганистане (прежде всего, легкая бронетехника, стрелковое оружие, средства связи). Следует отметить, что военная помощь западных стран осуществляется на фоне все большей «закрытости» военного бюджета Грузии.

В 2009 г., несмотря на то, что ВВП страны сократился более чем на 1 млрд. дол, на военные расходы первоначально было ассигновано 519 млн. дол. Однако, как показала практика последних лет, военный бюджет уже в ходе его исполнения неоднократно пересматривается, причем в сторону значительного увеличения. То есть итоговые данные по военному бюджету 2009 г. должны быть существенно выше. Оценка ситуации на текущий момент.

Подводя итоги двух лет, прошедших с момента окончания конфликта, следует отметить, что восстановление военного потенциала Грузии в столь короткое время серьезно осложнило военно-политическую обстановку на Кавказе и сделало вполне вероятным новый «рецидив» агрессии со стороны Грузии. Очевидно, что западным странам выгодно сохранять постоянный очаг напряженности на южных рубежах России. В этих условиях Россия вынуждена постоянно держать на кавказском направлении усиленную группировку сил и средств, поскольку только российское военное присутствие в Южной Осетии и Абхазии является сдерживающим фактором от попыток режима Саакашвили развязать новый масштабный конфликт на Кавказе.

Сайт создан в системе uCoz