Счетчики







ЦАМТО: потери России могут составить 11-13 млрд. долларов

Потери России в результате отказа от военно-технического сотрудничества (ВТС) с Ираном могут составить от 11 до 13 млрд. долларов. Об этом сообщил директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко. Этот объем включает как поставки по уже подписанным контрактам, так и упущенную выгоду от сворачивания программ по перспективным проектам.

По закупкам вооружений Иран является вполне платежеспособной страной, ВВП которого с 2001 по 2008 гг. увеличился со 115,4 млрд. дол. до 265,1 млрд. дол. Иранские военные расходы за тот же период выросли с 2,61 млрд. до 11 млрд. дол. По данным ЦАМТО, в 2001 г. Тегеран приступил к реализации 25-летней программы перевооружения национальных вооруженных сил, предусматривающая в основном ориентацию на закупку вооружения и военной техники (ВиВТ) российского производства, общий объем финансирования которой оценивается в 25 млрд. дол.

Российские производители в период 2000-2025 гг., как считают эксперты ЦАМТО, могли рассчитывать как минимум на половину этой суммы, то есть на 12-13 млрд. долларов.

ЗРК "Бук-М1-2". Фото А. Соколов

Одним из наиболее перспективных сегментов ВТС России и Ирана является тематика ПВО. В конце 2007 г. был заключен контракт на поставку Тегерану пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ1 на сумму около 800 млн. долларов. При аннулировании этого соглашения Москва будет вынуждена выплатить Ирану штрафные санкции за нарушение взятых обязательств, которые могут составить до 10% от стоимости контракта. Таким образом, общие потери РФ из-за аннулирования контракта на поставку ЗРС С-300 можно оценить в пределах 900 млн. долларов.

В перспективе Иран рассматривался как возможный заказчик ЗРК среднего радиуса действия "Бук-М2Э" для создания эшелонированной системы ПВО страны. Перспективный объем закупок можно оценить в пределах от 18 до 36 таких ЗРК. По данному сегменту упущенная выгода оценивается в 250-500 млн. долларов.

Стелок-зенитчик с ПЗРК "Игла". Фото А. Соколов

В январе 2007 г. Россия полностью завершила поставку в Иран 29 ЗРК малой дальности "Тор-М1" на 700 млн. дол. Сейчас ЗРК "Тор-М1" развернуты для прикрытия от ударов с воздуха важнейших иранских государственных и военных объектов. Потери российской стороны в случае отказа поставлять запчасти и ракеты для ЗРК "Тор-М1" можно приблизительно оценить в 50-80 млн. долларов.

Ранее Тегеран высказывал на намерение приобрести до 1000 российских ПЗРК "Игла", что оценивается в 500 млн. дол.

Иранская сторона проявляла интерес и к закупке радиолокационных станций "Гамма-ДЕ", "Каста-2Е2" (ориентировочные потери - 100-200 млн. дол.).

Таким образом, общие потери России от замораживания ВТС с Ираном только в сегменте вооружений ПВО можно оценить в пределах от 1,8 млрд. до 2,2 млрд. дол.

Субмарина пр.636

По военно-морской технике Иран рассматривался как вероятный покупатель ракетных и патрульных катеров, корветов, а также ДКВП "Мурена" и "Зубр". Общие перспективные контракты в этой области можно оценить в сумме около 1 млрд. дол.

После завершения ремонта первой иранской ДЭПЛ пр.877ЭКМ, велись переговоры по модернизации еще двух субмарин этого проекта, находящихся на вооружении иранских ВМС. Речь шла о модернизации двух ДЭПЛ на российских верфях, что косвенно указывает на то, что на них планировалось установить ракетный комплекс "Клаб-С" с противокорабельной ракетой 3М-54Э. Не исключено, что в дальнейшем и на первую субмарину мог быть установлен именно этот комплекс. Стоимость данной программы можно оценить в сумму 200 млн. дол.

Иран рассматривался и как перспективный заказчик на поставку новых субмарин пр.636 "Кило". Прогнозируемая потребность ВМС Ирана в этих ДЭПЛ оценивается в 3-6 единиц, а сумма возможного заказа – от 1 до 2 млрд. дол. Итого, упущенная выгода России от прекращения сотрудничества с Ираном по военно-морской тематике оценивается в пределах 2,2-3,2 млрд. долларов.

МиГ-29M OВT. Фото А. Соколов

Наиболее острую потребность Тегеран испытывает в ударной сверхзвуковой тактической авиации. В этой связи Иран рассматривался российской стороной как кандидат на закупку новых истребителей Су-30МК (до 24 ед., 1 млрд. дол.) и МиГ-29СМТ (до 50 ед., 1,5 млрд. дол.). Общая стоимость этих перспективных контрактов могла составить до 2,5 млрд. дол.

В качестве перспективных направлений ВТС между двумя странами рассматривались также модернизация имеющегося у Ирана парка российской боевой авиатехники (МиГ-29 и Су-24) и строительство технического центра по обслуживанию указанных самолетов. По разным оценкам, на вооружении иранских ВВС состоят от 30 до 48 истребителей МиГ-29. Их возможная модернизация до уровня МиГ-29СМТ оценивается в сумму от 300 до 500 млн. дол.

По данным ЦАМТО, контракт на модернизацию 24 Су-24 (300 млн. дол.) входил в пакетное соглашение стоимостью 1,4 млрд. дол., подписанное в декабре 2005 г. Основной объем работ по этой программе планировалось выполнить в период 2009-2010 гг. Предположительно, эта программа на текущий момент реализована на 50%. Если это соответствует действительности, с учетом сворачивания работ по данной программе потери России могут составить 160-180 млн. дол. (с учетом штрафных санкций).

Двигатель РД-33. Фото А. Соколов

Тегеран проявил также заинтересованность в дальнейших закупках штурмовиков Су-25УБК. Возможный объем закупки оценивается в 12 ед. (100-120 млн. дол.).

С Ираном шли переговоры по поставке до 50 двигателей РД-33 на сумму около 150 млн. дол. для установки на серийные истребители "Азарахш". Кроме того, велись переговоры по поставке небольшой партии двигателей РД-5000 для установки на опытный иранский самолет "Шафак". В случае реализации данных контрактов, в дальнейшем могло последовать их продолжение. Общий прогнозируемый объем в данном сегменте мог составить 300-400 млн. дол.

В целом по авиационной тематике объем упущенной выгоды России по перспективным соглашениям и контрактам с Ираном, находящимся в стадии реализации, оценивается в сумму 3,4-3,7 млрд. дол.

T-72M1. Фото А. Соколов

Первоочередной задачей иранских Сухопутных войск является модернизация парка ОБТ Т-72 до уровня Т-72М1. Количество пригодных к модернизации машин оценивается в 400-500 ед. Общий объем программы модернизации мог составить 200-250 млн. дол. Тегеран высказал также заинтересованность в приобретении ОБТ Т-90С. Возможная потребность Ирана в ОБТ Т-90С оценивается в 350 ед. (875-945 млн. дол.).

Дополнительные потребности СВ Ирана в БМП-2 оцениваются в 700-1000 машин (140-200 млн. дол.). В перспективе в Иран возможны поставки БМП-3 и БМП-3Ф (около 200 млн. дол.). Перспективным направлением является и поставка Ирану ряда артиллерийских систем, в частности буксируемых 120-мм артиллерийских орудий "Нона-К". Общий прогнозируемый объем поставок по сегменту артиллерийских систем оценивается в 50-80 млн. дол.

122-мм орудие Д-30. Фото А. Соколов

Иранская сторона проявляла заинтересованность в закупках противотанковых ракетных комплексов и ОТРК "Искандер-Э". Этот сегмент по стоимостному объему просчитать сложно. Предположительно, он мог составить до 300 млн. дол.

Перспективным направлением по сухопутной тематике является также лицензионное производство в Иране ряда систем вооружений. Ранее по российской лицензии в Исламской Республике Иран было произведено 100 ед. 122-мм орудий Д-30, 1400 ПТУР "Конкурс", 2250 ПТУР "Малютка" и 15 тыс. ПТУР "Фагот". Объем новых лицензионных программ по сухопутной тематике можно оценить в пределах 300-500 млн. дол.

В целом по сухопутным вооружениям объем контрактных обязательств с Ираном (с учетом перспективных проектов) можно оценить в сумму 2,1-2,5 млрд. дол.

Вертолет Mи-35M. Фото А. Соколов

Крупные проекты планировалось реализовать в области поставки военных вертолетов. Иран уже имеет на вооружении более 50 вертолетов Ми-171Ш. Перспективные потребности в машинах этого типа оцениваются приблизительно в 50 ед. (750 млн. дол.). Кроме того, Тегеран заинтересован в приобретении ударных вертолетов. Прогнозируемый объем закупок в данном сегменте оценивается в 12 машин (Ми-35М или Ми-28Н) на сумму около 200 млн. дол.

Потребность в закупке машин тяжелого класса (типа Ми-26) оценивается в 3 ед. (90 млн. дол.). С учетом поставленной задачи обеспечения надежного контроля в зоне Ормузского пролива, не исключался также вариант закупки нескольких противолодочных вертолетов Ка-27/Ка-28 на сумму 30-50 млн. дол. В целом по вертолетной тематике объем потенциальных контрактов мог составить около 1,1 млрд. дол.

Сворачивание сотрудничества с Ираном в сегменте разработки космических систем связи и наблюдения за земной поверхностью оценивается в 200 млн. дол.

Ежегодный объем поставок запчастей, сервисного обслуживания и текущего ремонта по поставленной ранее военной технике с Ираном оценивается в сумму 20-25 млн. дол. В случае реализации новых контрактов, ежегодный объем работ по данному сегменту мог составить 35-40 млн. дол.. Если считать на перспективу 5-6 лет, потери России в данном сегменте составят 200-250 млн. дол.

В целом потери Российской Федерации по всем вышеперечисленным видам военной техники составляют от 11 до 13 млрд. дол. Вполне вероятно, что в случае подписания контрактов хотя бы по некоторым из вышеперечисленных проектов, Иран мог бы войти в лидирующую тройку крупнейших импортеров российского оружия.

Сайт создан в системе uCoz