Счетчики







Россия – в числе лидеров по продажам истребителей

Фото А. Соколов

На мировом рынке новых многофункциональных истребителей в период 2010-2013 гг. ожидается существенный рост по количественному (около 68%) и стоимостному параметрам (около 91%) в сравнении в предыдущим 4-летним периодом (2006-2009 гг.). Об этом сообщил 21 июля директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.

По данным ЦАМТО, всего с 2006 г. по 2013 г. в мире будет продано не менее 1589 многоцелевых истребителей на сумму 82,586 млрд. долл. Из этого количества новых самолетов будет не менее 1276 машин при стоимости 80,707 млрд. долл. или 80,3% от общего количества и 97,7% от стоимости общемировых поставок.

В 2006-2009 гг. объем продаж новых истребителей составил 476 машин стоимостью 27,699 млрд. долл. В 2010-2013 гг. рост поставок может составить около 800 самолетов на сумму 53,009 млрд. долл. или 168,1% в количественном выражении (191,4% в стоимостном). В 2006-2009 гг. средняя потребность в новых истребителях составила около 119 машин в год. В 2010-2013 гг., согласно имеющемуся портфелю заказов, намерений по прямой поставке, лицензионным программам и тендерам ежегодная потребность составит около 200 единиц в год.

Некоторую коррекцию в меньшую сторону по прогнозируемым закупкам может оказать мировой экономический кризис, что связано с возможным переносом по срокам ряда программ. Существенную коррекцию в распределение крупнейших игроков на мировом рынке многофункциональных истребителей в 2010-2013 гг. внесут результаты проводящихся в настоящее время тендеров, итоги которых пока не подведены. При соблюдении графика их проведения объем поставок в 2010-2013 гг. прогнозируется количестве 147 истребителей на сумму 12,76 млрд. долл.

В настоящее время первое место занимают США (442 истребителей на сумму 34,294 млрд. долл.). В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 225 американских истребителей стоимостью 15,047 млрд. долл., в 2010-2013 гг., согласно имеющемуся портфелю заказов и намерениям по прямой закупке, объем поставок из США составит 217 новых машин на сумму более 19,247 млрд. долл.

Второе место в рейтинге поставщиков новых истребителей занимает Россия (377 машин на сумму 16,321 млрд. долл.) с достаточно стабильным пакетом заказов: в 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 159 самолетов стоимостью 6,763 млрд. долл., в 2010-2013 гг. текущий портфель заказов и намерений составляет 218 новых машин на сумму 9,558 млрд. долл.

Третье место в основном за счет контракта на поставку Пакистану 150 истребителей JF-17 "Тандер" занял Китай (143 машины на сумму около 3,064 млрд. долл.). В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 18 китайских боевых самолетов стоимостью 287,5 млн. долл., в 2010-2013 гг. объем поставок составит до 125 истребителей на сумму более 2,776 млрд. долл.

На четвертом месте Великобритания (91 истребитель на сумму около 9,876 млрд. долл.). В 2006-2009 гг. Великобритания обеспечила себе портфель заказов лицензионным производством в Индии самолетов "Ягуар" и началом поставок истребителей EF-2000 "Тайфун" Австрии и Саудовской Аравии (всего 35 машин стоимостью 2,984 млрд. долл.). В 2010-2013 гг. основные поставки будут обеспечены производством истребителей EF-2000 "Тайфун" для Саудовской Аравии. Всего в этот период на экспорт планируется поставить 56 машин на сумму 6,891 млрд. долл.

Пятое место с истребителем JAS-39 "Грипен" занимает Швеция (49 машин на сумму 3,215 млрд. долл.). В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 24 самолета стоимостью 2,616 млрд. долл. На 2010-2013 гг. портфель заказов пока составляет 25 машин на сумму 1,599 млрд. долл.

Шестое место с истребителем "Мираж-2000", который компания "Дассо" уже сняла с производства, занимает Франция (15 истребителей на сумму 1 млрд. долл. в 2006-2009 гг.). Франция пока не имеет портфеля заказов на поставку боевых самолетов на период 2010-2013 гг. Основные надежды "Дассо" связывает с возможным дебютным экспортом нового истребителя "Рафаль" в ОАЭ. Не исключено также, что "Рафаль" одержит победу в тендере ВВС Бразилии. Основные проблемы "Дассо" связаны с высокой стоимостью самолета.

В прогнозе ЦАМТО учитываются поставки новых многофункциональных истребителей, а также поставки самолетов из состава вооруженных сил стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых истребителей четвертого поколения с продленным сроком эксплуатации и стоимостью не менее 20 млн. долл. за ед.

Поставки подержанных многофункциональных истребителей, а также программы модернизации по меньшей стоимости не учитываются. Неучтенный сегмент по этим категориям составляет менее 3% от стоимости общемировых поставок многофункциональных истребителей.

Сайт создан в системе uCoz