Счетчики







Сотрудничали во имя Победы

Сергей Цыганцев. Фото А. Соколов

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута усилиями всей страны и каждого человека в отдельности. Несомненно и то, что последнюю точку в борьбе с немецкой военной машиной поставила Красная армия на фронтах Великой Отечественной войны усилиями человека "с ружьем".

Своевременное и максимально полное оснащение войск необходимым вооружением, особенно в первый, наиболее трагический период военных действий, стало главной задачей руководства СССР, в выполнении которой решающую роль сыграло военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами.

Однако сегодня лишь небольшой круг специалистов и историков знают о роли и значении ВТС в деле разгрома фашистской армии. По просьбе редакции Интернет-портала "Оружие России" этот вопрос, который и сегодня остается малоизвестным широкому кругу читателей, прокомментировал Сергей Васильевич Цыганцев - заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

Сергей Васильевич, значительную роль в оснащении Красной армии необходимым вооружением, особенно в первый, наиболее тяжелый период войны, сыграло военно-техническое сотрудничество. С кем и по каким направлениям оно осуществлялось в тот период?

В годы Великой Отечественной войны Советский Союз осуществлял планомерное и целенаправленное военно-техническое сотрудничество в основном с государствами-союзниками: США, Великобританией и Канадой, а на заключительном этапе военных действий и по их окончании – с Албанией, Австралией, Болгарией, Ираном, Венгрией, Индией, Китаем, Монголией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией и другими странами. Первоочередной задачей было получение военной техники и вооружения, а также стратегического сырья.

Вместе с тем в рамках ВТС осуществлялся взаимный обмен с союзниками военно-технической информацией, трофейными образцами военной техники и вооружения и опытом их уничтожения в ходе боевых действий, новыми образцами своих боевых средств. Союзникам оказывалась практическая помощь при проведении ими конкретных боевых операций.

На заключительном этапе войны осуществлялись поставки военной техники по репарации из Венгрии и Германии, ремонт советских боевых кораблей и судов обеспечения в Финляндии и экспорт военной техники и вооружения в страны народной демократии Восточной Европы.

Студебеккер. Фото www.ellf.ru

Как в СССР было организовано военно-техническое сотрудничество и какие структуры осуществляли его в тот период?

ВТС между союзниками было организовано на основе целого ряда документов и соглашений. Первыми межправительственными соглашениями о взаимной помощи в борьбе с фашистской Германией стали соглашения между СССР и Великобританией "О совместных действиях в войне против Германии" и "Товарообороте, кредите и клиринге", заключенные в июле – августе 1941 года. В конце сентября 1941 года в г. Москве состоялось совещание высокопоставленных представителей СССР, Великобритании и США, на котором было принято решение начать поставки в Советский Союз военной техники, вооружения и стратегического сырья с осени 1941 года.

Первый (Московский) протокол о союзнических поставках предусматривал поставку военной техники и вооружения в период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. В последующем были подписаны: второй (Вашингтонский) от 10 ноября 1942 г., третий (Лондонский) от 19 октября 1943 г. и четвертый (Оттавский) от 17 апреля 1945 г. протоколы, обеспечившие поставку союзниками военной техники, вооружения и стратегического сырья в СССР в соответствующие сроки.

Знаменитый "Виллис". Фото images.yandex.ru

7 ноября 1941 г. законодательные органы США включили СССР в зону действия ленд-лиза, закона, который был принят в США 11 марта 1941 г. в целях оказания помощи Великобритании и другим странам, воевавшим с Германией. Официально советско-американское соглашение о поставках по ленд-лизу было подписано летом 1942 года.

До этого поставки осуществлялись на основе советско-американского торгового соглашения 1937 г. (продленного в августе 1941 г.), ноябрьского 1941 г. кредитного соглашения и Соглашения между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессора от 11 июня 1942 года. В последующем важными документами для продолжения ВТС стали: решения Тегеранской (1943 года), Ялтинской и Потсдамской (1945 года) конференций глав государств-союзников.

Положения основных документов дополнялись конкретными решениями заседаний военных секций упомянутых конференций и решениями, выработанными представителями военных миссий союзников в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Первая британская и американская военная техника поступила в СССР уже в сентябре – декабре 1941 г., в самый тяжелый для Советского Союза период боевых действий. С октября 1943 года начались поставки военной техники из Канады.

Организацией работы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в тот период занимался инженерный отдел, а с 27 апреля 1942 г. – инженерное управление Наркомата внешней торговли (НКВТ) Советского Союза.

Инженерное управление НКВТ (штат около 200 сотрудников) состояло из ряда оперативных отделов: авиационного, танкового, артиллерии и боеприпасов, связи, морских заказов, учетно-экономического, а также отдела кадров и бухгалтерии. В портах Мурманска, Архангельска, Молотовска, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Хабаровска, Комсомольска–на–Амуре, Находки, Владивостока, Баку и Одессы были созданы аппараты уполномоченных инженерного управления НКВТ СССР.

С 1942 года в Вашингтоне стала функционировать Правительственная закупочная комиссия СССР, которая занималась ведением переговоров с американскими партнерами и оформлением контрактов на поставку в Советский Союз американских военной техники и вооружения. Военная техника принималась и отгружалась в портах под контролем уполномоченных Правительственной закупочной  комиссии по портам западного и восточного побережий США и Канады.

На заводах фирм "Норд-Америкэн" (Канзас-Сити), "Белл" (Буффало), "Дуглас" (Лос-Анджелес и Талс) были прикомандированы советские военные представители. В этот же период в Фербенксе (Аляска) в августе-сентябре 1942 г. была создана советская авиабаза, сотрудники которой осуществляли подготовку и отправку в СССР американских военных самолетов по знаменитой трассе "Алсиб".

Самолеты "КингКобра", поставляемые в СССР. Фото www.wio.ru

Организацией поставок военной техники и вооружения из Великобритании и Канады занимались сотрудники инженерного управления Торгового представительства СССР и аппарата советника по торговым делам Посольства СССР соответственно.

Для поставок британской и американской военной техники с южного направления в Иране с января 1942 г., помимо сотрудников Посольства и Торгпредства СССР, были привлечены работники объединений "Ирансовнефть", "Ирансовтранс" Советского транспортного управления и аппарата уполномоченного Наркомата внешней торговли СССР, который курировал основные ирано-иракские порты и базы, куда прибывали военные грузы для последующей отправки в Советский Союз.

Самолеты, прибывавшие в г. Абадан, собирались с участием представителей Наркомата авиационной промышленности СССР.

Танк типа "Валентайн". Фото www.carstock.ru

Сергей Васильевич, запросы в какой военной технике, необходимой для Красной армии в первую очередь, удовлетворялись благодаря военно-техническому сотрудничеству и поставкам по ленд-лизу, и не было ли это "улицей с односторонним движением"?

Как исторический факт следует подчеркнуть, что благодаря самоотверженным усилиям сотрудников инженерного управления Наркомата внешней торговли поступившие в СССР на десятки миллиардов рублей военная техника, вооружение и стратегическое сырье внесли значительную лепту в победу Советского народа над фашистской Германией.

Среди поступившей в СССР техники и вооружения особо следует выделить самолеты, танки, корабли, бронемашины (последние в Советском Союзе в тот период времени вообще не производились), орудия различного калибра и назначения, автомобили, паровозы, радиостанции, радиолокаторы, радиопеленгаторы, гидроакустическую аппаратуру, авиационные моторы.

BM-13 "Катюша" на "Студебеккере". Фото www.carstock.ru

Поставки зенитных установок, радиостанций, радиолокаторов, радиопеленгаторов, гидроакустической аппаратуры позволили повысить эффективность и результативность действий наших артиллеристов, летчиков, моряков, разведчиков, улучшить качество управления войсками в целом.

Знаменитые "Катюши" (в связи с дефицитом отечественных транспортных средств) устанавливались на американских "Студебеккерах". Английские ("Харрикейн" МКII) и американские (Р-39 "Аэрокобра", Р-63 "Кингкобра") истребители имели хорошую репутацию у советских асов, а американские танки "Шерман" (с учетом их боевых и эксплуатационных качеств) своевременно восполняли недостающие на фронтах танки "Т-34" советского производства.

Летом 1943 года британские танки "Черчилль" принимали участие в Курской битве, а при проведении Висло-Одерской операции в составе 2-ой гвардейской танковой армии действовал 1 механизированный корпус, полностью укомплектованный танками типа "Валентайн" и "Шерман". Последняя партия танков "Шерман" поступила летом 1945 г. и в составе 9-го гвардейского механизированного корпуса 6-ой гвардейской танковой армии участвовала в разгроме японской Квантунской армии.

Истребитель "Аэрокобра" Р-39. Фото airaces.narod.ru

Особую важность приобрела поставка импортных порохов и высокооктанового бензина, поскольку отечественная промышленность не обеспечивала в тот период времени потребности фронта в этом сырье. Следует отметить, что ВТС между СССР, Великобританией и США не было "улицей с односторонним движением".

Немалую пользу от взаимодействия с нами получали и наши союзники. Так, для оказания помощи в дозаправке, пополнении боекомплекта и отдыха экипажей бомбардировочной авиации США и Великобритании при нанесении воздушных ударов по объектам Германии на территории СССР в городах Миргород и Пирятин (нынешняя Украина) были созданы специальные аэродромы (базы).

Специалисты американской фирмы "Белл" с помощью советского летного и авиационно-технического персонала изучали опыт эксплуатации своих самолетов (Р-39, Р-63) в боевых условиях советско-германского фронта. Советские летчики-испытатели и авиационные инженеры направлялись на авиационные заводы США, где помогали американским специалистам совершенствовать производимую ими авиационную технику.

Танк М24 "Чаффи". Фото www.historywar.org

Уже в конце 1941 года новые созданные и производимые на заводах Советского Союза танки "Т-34" и "КВ" были переданы специалистам США для испытаний в условиях использования передовых технологий. В то же время союзники для испытаний в реальных боевых условиях поставили в СССР свои новые разработки – американские танки М5, М24 "Чаффи", М26 "Першинг" и САУ М18, а также английский танк "Кромвель".

Значительную помощь при подготовке высадки союзных войск в Нормандии оказала информация и отдельные образцы нового трофейного артиллерийского и минометного вооружения вермахта, которые по просьбе британского военного командования советское руководство предоставило своим союзникам. В Вашингтон и Лондон были направлены образцы германских торпед высотного торпедирования "45-36 АВА", 130-мм дистанционной гранаты, акустическая торпеда с потопленной в 1944 году немецкой ПЛ "U-250" и т.д.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны и сразу по ее окончании инженерное управление Наркомата внешней торговли СССР занималось поставками военной техники и вооружения для нужд воинских частей Албании, Болгарии, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии.

Монумент в Фербенксе. Фото www.statehistory.ru

Известно, что безымянных побед не бывает. Накануне знаменательной даты о ком из тех, кто внес значительный вклад в организацию и осуществление ВТС с союзниками в годы Великой Отечественной войны, Вы считаете необходимым вспомнить?

В тяжелые годы войны лозунг "Все для фронта, все для Победы" превратился из призыва руководства государства в образ жизни подавляющей массы нашего народа. И каждый человек на своем рабочем месте в рамках своих обязанностей отдавал все для реализации этого призыва. В полной мере это относится и к людям, осуществлявшим в то время военно-техническое сотрудничество в интересах максимально полного и своевременного обеспечения действующей армии.

Очень хорошо и полно о конкретных сотрудниках инженерного управления НКВТ рассказано в книге "Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами", изданной в 2003 году, посвященной ветеранам этого достаточно сложного и ответственного направления деятельности.

Анастас Микоян. Фото www.menqhayenq.am

Как уже было отмечено выше, организацией работы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами занималось инженерное управление Наркомата внешней торговли СССР во главе с генерал-майором инженерно-технических войск И.Ф. Семичастновым, одновременно являвшимся заместителем наркома внешней торговли А.И.Микояна.

Заместителем И.Ф. Семичастнова был активный участник гражданской войны полковник Ю.В. Сорокин.

Илья Мазурук. Фото www.statehistory.ru

Правительственную закупочную комиссию (ПЗК) СССР в США возглавлял генерал-майор В.И.Беляев, а с декабря 1943 г. - генерал-лейтенант авиации Л.Г.Руденко. В составе комиссии активно работали начальниками отдела ПЗК капитаны 1 ранга М.А.Питерский и И.М.Сендик.

Первым начальником советской авиабазы в Фербенксе (Аляска) был полковник, впоследствии Герой Советского Союза генерал-майор авиации М.Г.Мачин, а с лета 1944 г. - генерал-майор авиации И.А.Образков (до этого советский представитель на американской авиасборочной базе в иранском городе Абадан).

Перегоняли самолеты летчики 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии во главе с прославленным полярным асом Героем Советского Союза полковником И.П.Мазуруком, а с июня 1944 г. - полковником А.Г.Мельниковым.

Командование 1 перегонной авиадивизии: слева Пушкарский А, Мельников А.Г, Мазурук И.П., Пряничников И.Я. Фото Д. Дебабов

Поставками вооружения, боевой техники и морского оборудования из Великобритании занималось Инженерное управление торгпредства СССР под руководством инженер-капитана 1 ранга Соловьева. В Канаде аппарат советника по торговым делам Посольства СССР возглавлял И.И.Кротов.

В Иране аппаратом уполномоченного НКВТ руководил инженер-полковник И.С. Кормилицын, Торгпредством СССР – В.П.Мигунов. В составе "Ирансовтранса" с ноября 1943 г. находились уполномоченный Наркомвнешторга инженер-майор Л.И.Зорин (после войны – заместитель Министра внешней торговли СССР) и его заместители инженер-подполковники М.Ф.Ленгник и М.А.Сергейчик, сотрудники "Ирансовтранса" подполковники Дроздов, В.А.Безуглый, капитаны А.И.Ястребов, Я.А.Паничев, В.Е.Ивашов.

Советским транспортным управлением руководил генерал-майор И.В.Каргин и его заместитель инженер-капитан 1 ранга Д.В.Шинков. Перечислять сотрудников Инженерного управления НКВТ СССР, кто своей самоотверженной работой ковал Победу нашего народа в борьбе с фашизмом, можно было бы еще долго. Главное в том, что их имена и дела не забыты.

Сайт создан в системе uCoz