Счетчики

10 важнейших открытий 2009 года

Михаил Громов. Фото www.kommersant.ru

Журнал "Огонек" назвал десять самых важных эволюционных научных открытий 2009 года. На первом месте геометрическая теория групп россиянина Михаила Громова из французского Института высших научных исследований (IHES). Ученый из рук короля Норвегии получил Абелевскую премию (аналог Нобелевской для математиков) за "революционный вклад в геометрию". Как сказал Жан-Пьер Бургиньон из IHES: "Миша видит все вещи по-другому, и это позволило ему открыть несколько новых магистралей в различных важных подобластях математики. Он думает геометрически, но слово "геометрия" здесь должно восприниматься в более широком, чем общепринятый, смысле слова".

Второе место в рейтинге Огонька занимает факт обнаружения воды на Луне при помощи российского нейтронного телескопа LEND, установленного на борту американского разведывательного спутника (LRO). В последующем зонд LCROSS, со скоростью 9000 км/час врезавшийся в кратер Кебеус в районе южного полюса Луны, образовал воронку в 20-35 м., а силой взрыва было выброшено наверх не менее 100 л воды. "Мы получили не просто капельки воды. Мы практически "попробовали ее", - заявил профессор геологии Брауновского университета Питер Шульц.

Фото www.kommersant.ru

Третье место "Огонек" отдал впечатляющей разработке "экологически чистых" технологий консорциума Solar Impulse, создавшему аппарат HB-SIA (Solar Impulse Alpha) - первый в мире пилотируемый самолет на солнечной энергии, способный оставаться в воздухе днем и ночью. Самолет, не имеющий аналогов за всю историю мировой авиации, отличается длиной (21,8 м) и размахом крыльев (63,4 м), на которых смонтированы солнечные батареи из монокристаллического кремния, удерживающие энергию и передающие ее на аккумуляторы. Создатели самолета утверждают, что технически самолет мог бы летать без остановки месяцами.

Большой адронный коллайдер. Фото korrespondent.net

Четвертое место занимает долгожданный пуск Большого адронного коллайдера в CERN. Самый большой в мире ускоритель элементарных частиц построен с целью проверки теории Питера Хиггса для доказательства Стандартной модели Вселенной. Сейчас существуют и новые теории мироздания. Самая революционная из них – теория профессора Принстонского университета Тони Ротману и его коллеги Джорджа Эллиса, теория Кристаллической Вселенной, согласно которой наш мир является четырехмерной структурой пространства и времени, которая имеет определенные границы.

Фото www.kommersant.ru

На пятом месте - самая древняя статуэтка высотой 6 см и весом около 30 г, найденная немецким археологом Николасом Конардом из Тюбингенского университета в пещере Холе Фельс на юге Германии. Она вырезана из бивня мамонта более 32 тысяч лет назад.

Возраст находки оценивается в 32 тыс. лет, что заставляет археологов и историков пересмотреть все представления о зарождении искусства, отодвинув на 5-10 тыс. лет в прошлое срок палеолитической "культурной революции".

Фото www.kommersant.ru

На шестом месте - астрономы из Института радиоастрономии Макса Планка, перевернувшие все представления о природе функционирования сверхмассивных черных дыр. С помощью телескопа VISIR ученым обнаружили, что у квазара HE0450-2958 нет соответствующей галактики.

Но через несколько лет наблюдений "неподалеку" от квазара астрономы нашли новорожденную самим квазаром новую галактику. Таким образом решен многолетний спор астрономов о том, что появляется раньше - звездное скопление или "его" черная дыра.

Фото www.kommersant.ru

Седьмое место отдано ученым из Нью-Йоркского медицинского университета, которые впервые в истории наблюдали в реальном времени процесс формирования дендритов - крохотных ответвлений от клеток мозга нейронов, отвечающих за хранение долговременных воспоминаний. Для эксперимента использовались генно-модифицированные мыши.

Выяснилось, что новые дендриты делятся на три группы: первая исчезает в первые дни после окончания тренировок; вторая сохраняется в среднем 1-2 месяца, а третья группа дендритов (около 0,8 процента) сохраняется на всю жизнь. Сделано грандиозное открытие: возможно, в будущем можно будет извлекать ранние младенческие воспоминания, стимулируя нужные зоны мозга, или записывать воспоминания умершего человека.

Регистратор человека. Фото www.kommersant.ru

Восьмое место занимает регистратор человека. Прибор разработан учеными из Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского и получил самую высокую экспертную оценку, завоевав в конце ноября 2009 г. Гран-при V Сеульского международного салона изобретений.

Аппарат позволяет на расстоянии 4 м обнаружить сердцебиение и дыхание человека по характеру механических колебаний, т.е. может обнаружить живых людей под 4-метровыми завалами. По сообщению одного из разработчиков профессора Дмитрия Усанова, установкой уже заинтересовались инженеры корейской компании LG, собирающиеся приобрести патент на производство подобных приборов.

Лазер для воздуха. Фото www.kommersant.ru

Девятое место - лазер для воздуха, который наполнен тысячами химических соединений и миллиардами частиц, в т.ч. ядовитыми или взрывоопасными. Для исследования его состава ученые используют лазеры.

Группа ученых под руководством Дмитрия Синицына из отделения квантовой радиофизики при Физическом институте им. П. Н. Лебедева РАН создала "всеядный" прибор, распознающий широкий спектр различных веществ (ацетон, бензин, метанол, загрязнители, токсины, взрывчатые и наркотические вещества). Прибор создавался почти 10 лет.

Фото www.kommersant.ru

На десятом месте - исследования языка обезьян. Ученые из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии изучили язык мартышки из рода Cercopithecus campbelli. Так, "бум" можно перевести как "впереди - упавшее дерево или большой сук", "крак" - "осторожно, леопард!", "хок" - "орел, прячемся!". А последовательность из нескольких "пьоу" и "хэк" означает что-то вроде нашего "ну, обезьяны, пошли!".

Количество комбинаций звуков сильно ограничено. Но обнаружен удивительный факт - мартышки могут сами придумывать новые слова. Так, к слову, обычно означающего любой шум, макаки-самцы добавили звук "У", и оно стало обозначать шум потревоженной листвы. По гипотезе ученых, возможно, у нас с мартышками Cercopithecus Campbelli был общий предок, с которым люди разошлись на эволюционной лестнице.

багет купить недорого.