Счетчики







Подготовка и хроника испытания первого советского атомного заряда - РДС-1

Подготовка к испытанию.
Местом для проведения испытания было выбрано в районе города Семипалатинска Казахской ССР, в безводной степи, с редкими заброшенными и пересохшими колодцами, солеными озерами.
Площадка для испытаний представляла собой равнину диаметром 20 км, окруженную с севера, запада и юга горами. Жилой городок и штаб располагались на берегу Иртыша в 60 км от испытательной площадки.
Строительство полигона велось 1947-49 гг. Все материалы доставлялись автотранспортом на расстояния 100-200 км. Для проведения испытания на полигоне были подготовлены:
  • опытное поле радиусом 10 км, оборудованное спец. сооружениями для проведения испытания, наблюдения, физических измерений;
  • площадка "Н" со зданиями и сооружениями, предназначенными для сборки бомбы перед испытанием, хранения деталей;
  • площадка "Ш" для штаба и энергосилового обеспечения опытного поля.

На опытном поле находились многочисленные сооружения с аппаратурой, военные, гражданские и промышленные объекты для изучения поражающих факторов ядерного взрыва. Как то: отрезки тоннелей метро, фрагменты взлетно-посадочных полос аэродромов, размещены образцы самолетов, танков, артиллерийских и ракетных установок, корабельных надстроек. В центре поля находилась башня высотой 37.5 м для установки РДС-1.
Опытное поле было поделено на 14 испытательных секторов: два фортификационных сектора, сектор гражданских сооружений, физический сектор, военные сектора для размещения образцов военной техники, биологический сектор. В северо-восточном и юго-восточном направлениях на различных расстояниях от центра были сооружены приборные здания для размещения в них фотохронографической, кино и осциллографической аппаратуры, регистрирующей процессы ядерного взрыва. На расстоянии 1000 м от эпицентра был сооружен подземный бункер для регистрации светового, нейтронного и гамма-излучения взрыва.

Хроника проведения испытания

В июне и июле 1949 года двумя группами (железнодорожными поездами) на полигон N2 отправлены вспомогательное оборудование и хозяйственный инвентарь.
Первую группу возглавлял главный механик завода N2 П.П.Соколовский, вторую группу - Ю.А.Ворошилов.

24 июля на полигон прибыла группа работников КБ-11 во главе с П.М. Зерновым, в составе К.И. Щелкина, А.Я. Мальского, С.Н.Матвеева, В.С. Комелькова, С.С. Чугунова, Г.П. Ломинского и др.

26 июля 1949 года на полигоне собрался весь состав комиссии М.Г. Первухина с экспертами. До 15 августа под руководством М.Г. Первухина велась интенсивная работа по окончанию строительства помещений для работ КБ-11 и объектом полигона. Особенных усилий потребовало строительство центральной башни для размещения на ней изделия. Башня была принята в эксплуатацию 17 августа.

После 15 августа на полигон стали поступать детали изделия.

До 25 августа прибыло боевых и два тренировочных комплекта зарядов из взрывчатых веществ.

21 августа специальным поездом были доставлены на полигон боевой узел из спецматериала и нейтронные запалы. Тем же поездом прибыла и последняя группа физиков во главе с Ю.Б.Харитоном в составе Г.Н.Флерова, Я.Б.Зельдовича и др. Затем прилетели Н.Л.Духов и В.А.Давиденко с четырьмя запасными нейтронными запалами.

24 августа прибыл руководитель опыта И.В.Курчатов и член специального комитета А.П.Завенягин.

16-18 августа состоялся контрольный опыт, на котором отрабатывались операции КБ-11 и физического сектора полигона.

20-22 августа прошел генеральный контрольный опыт, в котором приняли участие все подразделения, привлеченные к испытанию. Контрольные опыты проводились по полной технологической схеме, исключая лишь операции по установке в заряд узла из спецматериала, отработанной предварительно в КБ-11.

18 и 22 августа в 4 часа на башню поднимались изделия с полными зарядами из взрывчатых веществ.

20-26 августа были собраны два (боевой и резервный) заряды из взрывчатых веществ.

Вечером 26 августа А.Я. Мальский с группой работников завода N2 доставили заряд в мастерскую окончательной сборки.

До утра 27 августа всему составу КБ-11 был предоставлен отдых, только группа Н.Л. Духова задержалась на несколько часов, примеряя центральный узел.

Поздно ночью (с 26 на 27) руководство КБ-11 - Ю.Б. Харитон, П.М. Зернов, К.И. Щелкин и Н.Л. Духов (В.И. Алферов отдыхал) доставило руководителю опыта В.И. Курчатову и члену специального комитета А.П. Завенягину документацию. Рассмотрев акты о готовности всех узлов изделия к опыту, И.В. Курчатов окончательно подтвердил час и день взрыва - 8:00 в понедельник 29 августа 1949 года.

27 августа в 8:00 начались работы по окончательному монтажу узлов боевого изделия в монтажной мастерской вблизи центральной башни. Все исполнители получили строжайшее указание ни в какой степени не отклоняться от технологических инструкций и графика работы. Работа началась и проходила в спокойной обстановке.
В.Н. Алферов и В.С. Комельков со своей группой окончили монтаж и проверку системы зажигания к концу дня 27 августа.

Ночь с 27 на 28 августа - все отдыхали. До 4:00 дня 28 августа работы в сборочной мастерской не велись.

28 августа. Днем. Подрывники провели последний полный осмотр башни, подготовили к подрыву автоматику и проверили подрывную кабельную линию.
Г.Н. Флеров и Д.П. Ширшов с двумя помощниками смонтировали на башне контрольную аппаратуру для дистанционной проверки нейтронного фона изделия в последние минуты перед подрывом.

28 августа в 4 часа дня в сборочное здание был доставлен боевой заряд из спецматериала и нейтронные запалы. Центр поля был взят под усиленную охрану.


Дата испытания - 29 августа
Ночь. Работники КБ-11 в присутствии Ю.Б. Харитона, Н.Л. Духова, И.В. Курчатова, А.П. Завенягина, А.С. Александрова и П.М. Зернова собрали боевой заряд из спецматериала и нейтронный запал в поршне и вставили эти узлы в изделие.

От 0:00 до 3:00 часов А.Я. Мальский и В.И. Алферов с помощниками окончили монтаж изделия.

К 4:00 утра на центр поля (к башне) прибыли подрывники - К.И. Щелкин, С.Н. Матвеев с партией взрывателей (капсюлей-детонаторов).
Получив разрешение у Л.П. Берия и И.В. Курчатова на подъем изделия на башню, К.И. Щелкин отдал распоряжение выводить изделие из сборочной мастерской.

В 5:00 утра все люди, за исключением подрывников К.И. Щелкина, С.Н. Матвеева и Г.Н. Ломинского и генералов А.П. Завенягина, А.С. Александрова и П.М. Зернова, покинули башню.
Генералы П.Я. Мешик и Н.В. Осетров эвакуировали с поля весь состав, за исключением офицерской охраны МГБ.
Осмотр изделия, снаряжения его взрывателями, подключение к подрывной схеме и повторный осмотр заняли около часа и были окончены к 6:00 утра.

Около 6:00 П.Я. Мешик и Н.В. Осетров сняли охрану и начали эвакуацию людей с центра поля. С последней машиной выехали с поля А.П. Завенягин, К.И. Щелкин и С.Н. Матвеев.
На промежуточном пункте, в 3-х км от центра, С.Н. Матвеев в присутствии А.П. Завенягина и К.И. Щелкина включил разъем, соединив тем самым аппаратуру на башне с аппаратурой на командном пункте. Этой операцией завершились все работы на поле.

В 6:18 утра подрывники, прибыв на командный пункт, доложили Л.П. Берия и И.В. Курчатову о полной готовности изделия к подрыву. Генерал Г.О. Комаров, командовавший авиацией, доложил руководителю опыта по прямому проводу, что из-за плохой погоды задержался вылет самолетов с фотоаппаратурой. Начальник полигона С.Г. Колесников доложил о полной готовности полигона.
Л.П. Берия, М.Г. Первухин и И.В. Курчатов вышли из командного пункта. И.В.Курчатов принял решение перенести взрыв с 8:00 на 7:00 утра.

В 6:35 утра после разрешения И.В. Курчатова начальник подрыва и операторы, сняв в присутствии генерала А.Н. Бабкина пломбы, вошли в операторную и включили питание системы автоматики. Диспетчер последнего этапа опыта А.Я. Мальский по трансляционной системе оповещения несколько заунывным голосом объявил: "Осталось 25 минут". Электрические часы мерно отсчитывали секунды. А.Я. Мальский периодически нараспев объявлял время, оставшееся до взрыва.

За 12 минут до подрыва был включен автомат поля.

За 10 минут автомат включил накал всех ламп в приборах, расставленных по обоим радиусам поля.
За 20 секунд до взрыва был включен главный разъем (рубильник), соединяющий изделие с системой автоматизации управления, с этого момента все операции выполняло автоматическое устройство.

29 августа 1949г. в 7:00 утра (местного времени) вся местность озарилась ослепительным светом. Приблизительно через 30 секунд к командному пункту подошла ударная волна. Всем стало ясно, что опыт удался.

из отчета К.И.Щелкина Взрыв РДС-1

Антон Волков

Информация с сайта ВНИИЭФ www.vniief.ru
В разделе "Подготовка к испытанию" использовались материалы книги "Ядерный центр России - Саров" завод по производству лестниц
Сайт создан в системе uCoz