Счетчики







Российские атомные ледоколы

В настоящее время российский атомный ледокольный флот насчитывает 7 действующих ледоколов, 1 атомный лихтеровоз (баржевоз), 1 выведенный из состава флота, но сохраняемый первый атомный ледокол "Ленин". Кроме того, на Балтийском заводе строится новый ледокол "50 Лет Победы". Это самый большой в мире гражданский атомный флот.
Атомные ледоколы были построены с целью обеспечения проводки судов вдоль Арктического побережья. Ледоколы используются при перевозке различных грузов, в основном железной руды из Норильска на Кольский полуостров, где руда переправляется на обогатительные предприятия Мурманской области. Протяженность этого маршрута составляет около 3000 км.

НазваниеГодКласс постройки
"Ленин"1959Выведен из эксплуатации в 1989 г
"Арктика"1975"Арктика"
"Сибирь"1977"Арктика"
"Россия"1985"Арктика"
"Севморпуть"1988Лихтеровоз
"Таймыр"1989"Таймыр"
"Советский Союз"1990"Арктика"
"Вайгач"1990"Таймыр"
"Ямал"1993"Арктика"

Первым в мире гражданским судном с ядерной энергетической установкой был спущенный на воду в 1957 году ледокол "Ленин". "Ленин" находился в эксплуатации 30 лет - с 1959 по 1989 г.г.



Водоизмещение "Ленина" 16 тыс. тонн, длина 134 м, осадка 9.2 м.
Основываясь на опыте создания и эксплуатации первого атомохода, в 1975 году введен строй еще более мощный корабль - "Арктика". Этот ледокол первым из надводных судов 17 мая 1977 года достиг в свободном плавании Северного полюса. "Арктика" - 3-х вальный турбоэлектороход с 4 палубами, баком и 5-ти ярусной средней надстройкой, корпус разделен на 8 водонепроницаемых отсеков. Атомная водо-водяная паропроизводящая установка состоит из 2-х блоков по 1 реактору и четырех парогенераторов в каждом. Гребная электрическая установка переменно-постоянного тока выполнена по схеме "генератор переменного тока - кремниевый выпрямитель - электродвигатель постоянного тока", 3 гребных электродвигателя мощностью по 17.6 МВт. Водоизмещение - 23 460 т, длина 148 м, ширина 30 м, осадка 11 м, высота борта 17 м, мощность атомной паропроизводящей установки - 55.1 МВт.
Всего построено 5 ледоколов типа "Арктика".
 
"Арктика":


"Сибирь":


"Россия":


"Советский Союз":

 
"Ямал":

 
Кроме того, в конце восьмедисятых годов в Финлядии были построены 2 ледокола: "Таймыр" и "Вайгач", оснащенных одним реактором и способных заходить в устья крупных рек. Их длина - 151 м, ширина - 29 м, мощность реактора 35 МВт.
 
"Таймыр":

 
"Вайгач":

 
Лихтеровоз "Севморпуть" построен на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 - 31.12.88. Судно предназначено для перевозки: лихтеров типа ЛЭШ (до 450 т) в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном; контейнеров международного стандарта ИСО (до 30 т) в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.
Длина судна - 260 м, ширина - 32 м, мощность энергетической установки - 32.5 МВт. Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров. Корабль способен самостоятельно идти в ледовом поле толщиной до 1 м.



Ядерная энергетическая установка.
Атомные ледоколы "Таймыр", "Вайгач", лихтеровоз "Севморпуть" оборудованы атомной энергоустановкой типа КЛТ-40 с одним реактором, ледоколы типа "Арктика" - ОК-900 с с двумя водо-водяными реакторами. Активная зона реакторов этого типа имеет около 1,5 м в высоту и около 1 м в диаметре и включает 241-247 тепловыделяющих сборок. Обогащение топлива не превышает 30-40% по урану-235. При нормальной эксплуатации перезарядка топлива производится каждые три (четыре) года. Эта операция проводится на РТП "Атомфлот".

Суда технологического обслуживания
В Мурманском морском пароходстве обслуживание ледоколов осуществляют пять судов, применяемых для перезарядки перезарядки активных зон атомоходов, хранения твердых и жидких радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива. Все суда базируются на РТП "Атомфлот".
Плавтехбаза "Имандра", введенная в эксплуатацию в 1981 году, используется для проведения операций по перезарядке атомных ледоколов. "Имандра" оборудована шестью баками для промежуточного хранения отработанного ядерного топлива, емкости хранилища позволяют принять шесть активных зон (1530 тепловыделяющих сборок). На "Имандре" также производится хранение свежего ядерного топлива. Для хранения ЖРО на "Имандре" имеются 12 цистерн общей с общей емкостью 545 куб. м.
После выдержки на "Имандре" отработанное топливо поступает в хранилище плавтехбазы "Лотта". Это судно было построено в 1961 году и переоборудовано в 1984 году. На борту "Лотты" имеется 12 баков для хранения отработанного ядерного топлива. Общая емкость хранилища - 12 активных зон (4080 тепловыделяющих сборок). В 1993 году "Лотта" была переоборудована и сегодня способна принимать транспортные контейнеры для отработанного топлива типа ТК-18. "Лотта" - единственное судно в регионе, способное работать с контейнерами этого типа. Сегодня оно используется при операциях по вывозу топлива на х/к "Маяк" для переработки как для нужд ММП, так и Северного флота.
Танкер "Серебрянка" поступил в распоряжение ММП в 1975 году. Оборудован 8 баками для жидких радиоактивных отходов (ЖРО) общей емкостью - 851 куб. м. Установка по переработке ЖРО на Серебрянке не функционирует.
Пароход "Володарский", 1929 года постройки, поступил в распоряжение ММП в 1969 году. Судно используется для хранения твердых радиоактивных отходов (ТРО) средней и низкой активности. На сегодня в хранилищах судна находится около 15 тонн ТРО.
Плавтехбаха "Лепсе" посроена в 1936, в распоряжение ММП поступила в 1962 году. До 1980 года выполняла функции "Имандры". Сегодня в хранилищах судна находится 624 тепловыделяющих сборок, большинство из которых повреждены. Для извлечения этого топлива требуются специальные технологии. Суммарная активность топлива составляет около 750 тыс. кюри. Помимо этого, на "Лепсе" производится хранение твердых и жидких РАО средней и низкой активности.

Береговой комплекс для обращения с РАО
РТП "Атомфлот" располагает береговой установкой для переработки ЖРО. Сегодня ее годовой объем составляет около 1200 куб. м. После завершения трехстороннего проекта между Россией, США и Норвегией емкость установки увеличится до 5000 куб. м в год.
РТП "Атомфлот" имеет в своем распоряжении береговое хранилище для ЖРО. Емкость хранилища состовляет 200 куб. м.
На территории РТП "Атомфлот" расположено пять береговых хранилищ для средне- и низко- активных ТРО. Общая емкость хранилищ равна 464 куб. м. "Атомфлот" имеет установку для сжигания ТРО, в результате чего объем ТРО сокращается в 80 раз. ТРО не подлежащие сжиганию хранятся в береговых хранилищах или на борту описанных выше плавтехбаз.

Использовалась информация норвежской организации "Беллуна" www.bellona.no
Использовалась информация сайта "Атомфлот" Мурманского Морского пароходства atomic.msco.ru
merries . Кредит от А до Я: банк ВТБ автокредит.
Сайт создан в системе uCoz